Неуклонное снижение уровня владения навыками чтения в Австралии достигло очередного рубежа, пишет в журнале The Epoch Times почётный профессор права университета Квинсленда Габриэль Моэнс.
Многолетняя дискуссия о способности к чтению австралийских детей начальной и средней школы достигла очередной вехи после публикации доклада Института Граттана.
В докладе "Гарантия чтения: Как дать каждому ребенку наилучшие шансы на успех", показывает, что Австралия переживает кризис чтения.
"В Австралии неприемлемо высокое число детей и подростков, которые не достигают минимальных стандартов владения чтением", - говорится в докладе, отмечающем, что "примерно каждый третий австралийский школьник не справляется с чтением на уровне того класса, в котором учится".
Авторы доклада полагают, что в Австралии "слишком много "учебных жертв" - учеников, которые должны читать хорошо, но не были хорошо обучены".
Таким образом, треть детей начальной и средней школы - примерно 1,2 миллиона учеников - не умеют читать на том уровне, который ожидается от них в их возрасте, а когда они отстают, то не имеют достаточных ресурсов, чтобы помочь им стать уверенными читателями.
Важность чтения для страны признана: "Неспособность достичь уровня чтения влечет за собой реальные личные издержки у детей и подростков, а также пагубные последствия для школ, экономики и общества в целом. Мы подсчитали, что для тех школьников, которые сегодня больше всего страдают от плохой успеваемости по чтению, затраты Австралии составляют около 40 миллиардов долларов в течение их жизни".
Конечно, проблема, на которую обратил внимание Граттан, не нова. Но она подтверждает, что проблема остается нерешенной, а число детей, страдающих от неспособности к чтению, неуклонно растёт.
Причин этого множество
В докладе названы обычные причины: различия в методах обучения чтению в классах, скудные школьные ресурсы, а также недостаток знаний и навыков у учителей по обучению навыкам чтения.
Трудно сосредоточиться в цифровую эпоху
Одна из проблем, которая не обсуждается подробно, - это доступность и привлекательность мобильных компьютерных устройств, включая планшеты и смартфоны. У большинства австралийских детей смартфоны и планшеты появляются к 11 годам, а то и раньше, даже если они не умеют читать.
Давление на родителей с целью заставить их снабдить детей этими гаджетами не ослабевает, поскольку давление сверстников делает отказ от этих устройств невозможным.
Видео и игры не требуют применения навыков чтения и отговаривают детей от чтения, поскольку движущиеся изображения не требуют интеллектуальных усилий и доставляют больше удовольствия.
Но эта пассивность означает, что детей не стимулируют читать.
Менталитет «щелкни и просмотри», связанный с использованием цифровых устройств, конечно, не обостряет критические способности детей, которые являются всего лишь вместилищами визуальных стимулов.
Ситуация, несомненно, ухудшилась во время пандемии, когда обучение даже не предполагало физического посещения школы.
Часто учащиеся попадают в порочный круг, поскольку неумение читать обязательно приводит к плохому письму.
Более того, если родители этих детей не умеют правильно читать и писать (ситуация, достигшая масштабов эпидемии среди взрослого населения), они не могут привить это радостное умение своим детям.
После Второй мировой войны во многих европейских странах дети приходили домой из школы с заданием прочитать рассказ примерно в 30 страниц, который они должны будут обсудить в классе несколько дней спустя. В таком случае легче передать это на аутсорсинг школам, где стандарты преподавания также находятся под микроскопом.
Что раньше означало чтение
Дети читают увлекательные истории о великих исторических деятелях западной цивилизации и их мужественном, патриотическом и бесстрашном вкладе в формирование своей страны.
Эти юные читатели погружались в историю и предвкушали героизм главных героев, что приводило к неизбежной кульминации. Это было увлекательно, тревожно и захватывающе.
Но в наши дни дети уже не читают целый рассказ или книгу. Учителя могут выбрать несколько абзацев из книги, а затем их прокомментировать.
Таким образом, дети не вникают в тайны сказки; они не способны оценить формирование характеров главных героев и лишены возможности испытать острые ощущения от развязки истории.
С классиками дела обстоят ещё хуже. Если их не отменили в пользу посредственных произведений, соответствующих DEI, о них просто упоминают, обычно в негативном ключе, но никогда не читают. Следовательно, детям может не хватать воображения, и эта черта постепенно искореняется в школах.
Пришло время вспомнить знаменитую цитату Гаррисона Кейлора: «Книга — это подарок, который можно открывать снова и снова».
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».