Введение в радикальный конструктивизм
Э. фон Глазерсфельд (8 марта 1917, Мюнхен — 12 ноября 2010, США)
американский философ, психолог, один из основоположников радикального конструктивизма.
Радика́льный конструктиви́зм — эпистемологический подход, согласно которому знание принципиально не может соответствовать объективной реальности или «отражать» её, поскольку единственный доступный индивиду «реальный мир» представляет собой конструкцию (систему конструктов), порождаемую самим индивидом в процессе познания на основе своего сенсорного опыта.
Основными представителями радикального конструктивизма считаются Эрнст фон Глазерсфельд, Пауль Вацлавик, Умберто Матурана и Хайнц фон Фёрстер.
Человек рассматривается как закрытая система, аналогично солипсизму.
Центральную парадигму радикального конструктивизма Глазерсфельд формулирует следующим образом:
знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом; функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности.
Главный тезис: знание – артефакт нашей когнитивной активности. Познание, как индивидуальное, так и научное, является важнейшей стороной адаптивности, свойственной живому.
⦁ XVIII в. Джамбаттиста Вико — первый истинный конструктивист. Проблема: из-за
подозрения, что конструктивизм ведет к подрыву слишком значительной части фундамента традиционного мировоззрения
Одним из основных тезисов является тезис о том, что мир, который мы познаем (проживаем) на собственном опыте и который мы сами же конструируем, является актом непроизвольным, наше конструирование — это не предмет специального внимания, т.е. мы не знаем, как мы это делаем.
Радикальный конструктивизм утверждает (так же как Кант в своей Критике), что те операции, при помощи которых мы выстраиваем наш опытный мир, могут быть в значительной степени определены, и что в свою очередь знание этих операций, может помочь в более эффективном осуществлении этого конструирования.
Три части статьи:
1) соотношение между знанием и той «абсолютной» действительностью, которая считается независимой ни от опыта, ни от какого-либо процесса проживания
2) небольшой обзор возникновения скептической позиции в древности, дополняющей положение Канта о том, что как раз в силу того, что у нас существует свой собственный способ мировосприятия, мы вообще не в состоянии представить себе какой-либо внеопытный мир
1) попытка разъяснить некоторые наиболее существенные черты конструктивистского понятийного анализа. для конструктивиста всякого рода взаимопонимание, согласие, а также любые учения и точки зрения — всегда конструкции и интерпретации конкретного субъекта.
Эпистемологическая проблема — каким образом мы обретаем знания о действительности и является ли добытое знание «истинным» и достоверным
«От Сократа до Канта не было ни одного философа, который в своих первичных, далее не редуцируемых принципах не был бы метафизическим реалистом» (с) Хилари Путнам
Радикальное отличие коренится во взгляде на вопрос о соотношении знания и действительности. Так, если в традиционной теории познания это соотношение трактуется как в большей или меньшей мере образное (иконическое) соответствие, то радикальный конструктивизм придает ему значение приспособленности (Anpassung) в функциональном смысле.
⦁ точки зрения радикального конструктивизма все мы — ученые, философы, дилетанты, школьники, животные, как, впрочем, любые живые существа — соотносимся с нашей окружающей средой в такой же мере, как взломщик с замком, который он должен отпереть, чтобы добраться до добычи.
радикальность радикального конструктивизма состоит прежде всего в том, что он порывает с общепринятой традицией и предлагает теорию познания, в которой понятие знания больше не
соотносится с «объективной», онтологической действительностью, а определяется единственным образом как устанавливаемый порядок и организация опытного мира, формируемого в процессе жизни (проживания). Радикальный конструктивизм раз и навсегда отказывается от «метафизического реализма»
если высказывание Канта о том, что опыт ничего не говорит нам о природе самих вещей, верно, то как же объяснить, что мы все же живем в одном из многих возможных и все же чрезвычайно постоянном и прочном мире, наделенном надежными вещами и стабильными отношениями причины и следствия, верно нам служащими?
Точно так же, как истина для Бога заключается в том, что Бог познал путем творения, истина
человеческая состоит в том, что человек познал, когда создавал и посредством собственного труда выковывал. Наука (scientia) и знание (cognitio)возникают из способа, которым вещи производятся.
одному Богу ведомо, каков реальный мир. Он его сотворил и только в силу этого знает, каков строительный материал и каков план строения. Так же и человек может знать только то, к чему сам руку приложил; лишь строителю известны вещи, которые он конструирует (componit): каковы составные части и как они друг с другом соединены.
⦁ человеческое знание, и мир рационального опыта — все это продукт когнитивного
Конструирования главном принципе конструктивистской эпистемологии, гласящем, что конструируемый мир является не чем иным, как миром нашего собственного опыта, состоящим из нами же пережитого.
радикальный конструктивизм не следует истолковывать как некое изображение или описание абсолютной действительности, а как одну из возможных моделей познания, относящейся к когнитивным живым существам, способным из материала своего собственного опыта конструировать более или менее надежный мир.