Найти тему
Eidos Phoenix

Основные идеи радикального конструктивизма (по статье Э.Глазерсфельда «Введение в радикальный конструктивизм»).

Введение в радикальный конструктивизм

Э. фон Глазерсфельд (8 марта 1917, Мюнхен — 12 ноября 2010, США)

американский философ, психолог, один из основоположников радикального конструктивизма.

Радика́льный конструктиви́зм — эпистемологический подход, согласно которому знание принципиально не может соответствовать объективной реальности или «отражать» её, поскольку единственный доступный индивиду «реальный мир» представляет собой конструкцию (систему конструктов), порождаемую самим индивидом в процессе познания на основе своего сенсорного опыта.

Основными представителями радикального конструктивизма считаются Эрнст фон Глазерсфельд, Пауль Вацлавик, Умберто Матурана и Хайнц фон Фёрстер.

Человек рассматривается как закрытая система, аналогично солипсизму.

Центральную парадигму радикального конструктивизма Глазерсфельд формулирует следующим образом:
знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом; функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности.

Главный тезис: знание – артефакт нашей когнитивной активности. Познание, как индивидуальное, так и научное, является важнейшей стороной адаптивности, свойственной живому.

⦁ XVIII в. Джамбаттиста Вико — первый истинный конструктивист. Проблема: из-за

подозрения, что конструктивизм­ ведет к подрыву слишком значительной части фундамента традиционного мировоззрения

Одним из основных тезисов является тезис о том, что мир, который­ мы познаем (проживаем) на собственном опыте и который мы сами же конструируем, является актом непроизвольным, наше конструирование — это не предмет специального внимания, т.е. мы не знаем, как мы это делаем.

Радикальный конструктивизм утверждает (так же как Кант в своей Критике), что те операции, при помощи которых мы выстраиваем наш опытный мир, могут быть в значительной степени определены, и что в свою очередь знание этих операций­, может помочь в более эффективном осуществлении­ этого конструирования.

Три части статьи:

1) соотношение­ между знанием и той «абсолютной» действительностью, которая считается независимой ни от опыта, ни от какого-либо процесса проживания

2) небольшой обзор возникновения скептической позиции в древности, дополняющей положение Канта о том, что как раз в силу того, что у нас существует свой собственный­ способ мировосприятия, мы вообще не в состоянии представить себе какой-либо внеопытный мир

1) попытка разъяснить некоторые наиболее существенные черты конструктивистского понятийного анализа. для конструктивиста всякого рода взаимопонимание, согласие­, а также любые учения и точки зрения — всегда конструкции­ и интерпретации конкретного субъекта.

Эпистемологическая проблема — каким образом мы обретаем­ знания о действительности и является ли добытое знание «истинным» и достоверным

«От Сократа до Канта не было ни одного философа, который в своих первичных, далее не редуцируемых принципах не был бы метафизическим реалистом­» (с) Хилари Путнам

Радикальное отличие коренится во взгляде на вопрос о соотношении знания и действительности. Так, если в традиционной теории познания это соотношение трактуется как в большей или меньшей мере образное (иконическое) соответствие, то радикальный конструктивизм­ придает ему значение приспособленности (Anpassung) в функциональном смысле.

⦁ точки зрения радикального конструктивизма все мы — ученые, философы­, дилетанты, школьники, животные, как, впрочем, любые живые существа — соотносимся с нашей окружающей средой в такой­ же мере, как взломщик с замком, который он должен отпереть­, чтобы добраться до добычи.

радикальность радикального конструктивизма состоит прежде всего в том, что он порывает с общепринятой традицией­ и предлагает теорию познания, в которой понятие знания больше не

соотносится с «объективной», онтологической действительностью­, а определяется единственным образом как устанавливаемый­ порядок и организация опытного мира, формируемого в процессе жизни (проживания). Радикальный конструктивизм раз и навсегда отказывается от «метафизического реализма»

если высказывание­ Канта о том, что опыт ничего не говорит нам о природе самих вещей, верно, то как же объяснить, что мы все же живем в одном из многих возможных и все же чрезвычайно постоянном и прочном мире, наделенном надежными вещами и стабильными отношениями причины и следствия, верно нам служащими?

Точно так же, как истина для Бога заключается в том, что Бог познал путем творения, истина

человеческая состоит в том, что человек­ познал, когда создавал и посредством собственного труда выковывал. Наука (scientia) и знание (cognitio)возникают из способа­, которым вещи производятся.

одному­ Богу ведомо, каков реальный мир. Он его сотворил и только в силу этого знает, каков строительный материал и каков план строения­. Так же и человек может знать только то, к чему сам руку приложил; лишь строителю известны вещи, которые он конструирует­ (componit): каковы составные части и как они друг с другом соединены.

⦁ человеческое знание, и мир рационального опыта — все это продукт когнитивного

Конструирования ­ главном принципе конструктивистской эпистемологии, гласящем, что конструируемый мир является не чем иным, как миром нашего собственного опыта, состоящим из нами же пережитого.

радикальный конструктивизм не следует истолковывать­ как некое изображение или описание абсолютной действительности­, а как одну из возможных моделей познания, относящейся к когнитивным живым существам, способным из материала своего собственного опыта конструировать более или менее надежный мир.