Лемпо исчезал, чтобы вспоминать.
Его прежний мир умер. Древо теперь торчало серым растрескавшимся пнём, отвалившиеся ветки валялись под ним грудами, похожие на заснеженные скалы в своем нагромождении серого и белого, совершенно непроходимые, хаотические, торчащие острыми вершинами-сучьями во все стороны. Иногда с обрубка древа сходила снежно-ледяная лавина, но она не могла никому повредить, ведь ничего живого здесь больше не осталось. Солнце больше не показывалось, луна тоже, небо укутывал серый сумрак, из которого сыпался мелкий, мёртвый снег. Море замёрзло буграми, и в некоторых, с которых ледяной ветер сдул снег, можно было видеть замёрзших рыб и дельфинов. Где-то там была и Айно.
Лемпо шёл на берег, к тем камням, у которых оставил своего учителя. Милосердный в своём последнем порыве шиповник скрыл его тело, и только череп с острыми зубами чуть-чуть торчал между колючими ветками. Король хийси садился на старое место, что когда-то было согрето солнцем, а теперь обжигало холодом, доставал из-за пазухи бутылку. Отпивал первый глоток. Ветер бросал ледяную крупу ему в лицо и белил рыжие волосы. Впереди не было ничего, только лёд и мгла. Горизонт исчез как явление, но через какое-то время в дымке появлялось тёмное пятно. Оно, гонимое ветром, приближалось.
— Он так нравился Айно, когда был жив, — бормотал Лемпо. — Мы ходили смотреть на него, забирались на восточные ветви.
По мере приближения становилось понятно, что это огромный бык, больше всех быков в мире и вообще любого живого существа. В его глазнице могло бы уместиться озеро, рога походили на кривые шпили гор. И он был мёртв.
Когда-то вполне живой бык парил вокруг Древа и объедал листву с самых тонких веток, где никто не жил. Быку вполне хватало. Между его рогами была небольшая деревушка, только вот кто там жил, никто не знал, а по хребту тянулся лес. Сейчас же шкупа с одной стороны морды сошла, вися неопрятным лоскутом и обнажая череп с оскалом зубов. Бык парил, постоянно медленно поворачиваясь, точно кто-то невидимый жарил его на вертеле, и острое зрение Лемпо позволило ему рассмотреть, что от леса на хребте остались одни пни, а почти все дома в деревушке разрушены. Наверное, жители пытались согреться, а потом что-то случилось с гравитацией.
Бык медленно проплыл над головой Лемпо, подлетел остаткам Древа и задел мёртвый ствол копытом. Раздался оглушительный грохот — это отвалилась часть коры.
— Я бы женился на ней, — говорил Лемпо торчавшему из колючек черепу. — Я — король и могу сам выбирать себе жену. У нас, хийси, не такие уж строгие законы. Вернее, их почти нет. Кто сильнее, тот и прав.
Он отпивал глоток.
— Проблема была в том, что он оказался сильнее! Боги сильнее хийси!
Лемпо запускал опустевшую бутылку к другим её товаркам на льду.
— Но это не навсегда, — добавлял он спокойным и почти трезвым голосом.
#хийси #лемпо