Уже в который раз, читатель, обращаемся мы к теме Римской империи. Теме необъятной, интересной, фантастически запутанной. Писатели и поэты, ученые и режиссеры, художники и скульпторы никогда не перестанут черпать сюжеты и вдохновение для своих книг, изваяний и картин из римской истории.
В прошлые разы я говорил о Риме Позднем, Риме нескончаемых гражданских войн, эпидемий, неудач и вселенской разрухи, о его перерождении в совершенно новое образование - абсолютную монархию, о царствовании солдат и рабов. Теперь же посвятим статью Риму молодому, сильному и могучему. И его достойнейшему лидеру - Марку Аврелию!
В начале была Испания?..
О происхождении Марка до сих пор ходят толки. Утверждают, что его семья (происходившая, кстати, из патрицианского рода) вышла из Испании и по некоему стечению обстоятельств оказалась при Адриане - тогдашнем лидере государства. Тот, чтобы породниться со знатным и уважаемым семейством, усыновил будущего императора и женил на своей родственнице - Альпии Эмилле. Звучит маловероятно, однако версия имеет право на жизнь.
Большинство же историков-антиковедов сходятся на том, что Марк Аврелий появился на свет в Риме, в семье испанского патриция Анния Вера 26 апреля 121 года и изначально приходился государю родственником, пускай и дальним. Это звучит логичнее, ведь Адриан, происходивший из рода Антонинов, вряд ли бы решился смешивать свою кровь с "левыми" родами. В этом плане Адриан действовал как и Август - устраивал внутрифамильные браки, без допущения в семью пришлых людей, пусть и богатых и знатных. От этой версии мы и пойдем.
Отец Марка Анния Вера умер очень рано, когда Марку не было и 6 лет. Мать Домиция, женщина добрая, терпеть не могла политики и столичных страстей, а потому, оставив сына на попечительство императора Адриана, уехала из Города жить во владениях мужа. Она совершенно не участвовала в воспитании и обучении сына, что весьма странно для римской элиты тех лет. Как итог, сам Адриан, у которого и самого хватало забот (император, как ни как), отдал ребенка деду Марка.
Дед Марка Аврелия, трижды занимавший должность консула и слывший лучшим оратором в Сенате, позаботился о том, чтобы внук получил самое лучшее образование. Он воспитывал его по-спартански, приучал к терпеливости, стойкости и хладнокровию. Долгое время - с 7 до 13 лет - юный Марк жил за пределами Рима, в Фиденах, в большой и удобной, но все все же казарме-общежитии, где находился в одном обществе с сыновьями патрициев, сенаторов, детей самых разнообразных, чаще всего неготовых к таким жестким условиям и направленных родителями для того, чтобы не проходить военную службу в более позднем возрасте.
Если большинство детей проводило там 2 года и делало все приказания неохотно, то Марк загорелся мыслью о военной карьере и истово проходил раннюю военную подготовку, изучал борьбу, панкратион - греческий кулачный бой, а позже, переведенный в патрицианскую схолу с военным уклоном в Риме, переключился на изучение азов стратегии и тактики и курсов командира кавалерии. В состязаниях по панкратиону Марк Аврелий был весьма успешен, так как дед, по сообщению историка Диона Кассия, биографа Марка, направил его на поединки с отпрысками галльской знати. В далеком и холодном краю Аврелий, перетрудившись, сильно простыл и даже слег, отчего его здоровье надолго было подорвано. Лишь благодаря своему упорству и воле ему удалось вернуть себе физическое здравие.
Преподавателем стратегии будущего императора был Эмилий Луппиус, первым признавший в нем великое дарование. Он был поражен способностями Марка, его аналитическим умом и характером. Говорят, после выпуска из схолы Аврелия Эмилий расплакался и сказал, что лучшего ученика у него уже не будет. Так, кстати, и вышло. В будущем уже наделенный властью Марк поставит у ворот той схолы статую Эмилия и будет периодически навещать мраморный склеп, в котором похоронили учителя, заменявшего ему отца.
Марк был также окружен людьми высоких наук - поэзии, арифметики, геометрии, риторики, философии. За один год Аврелий прошел весь курс евклидовой геометрии и, по сути, знал все, что только было возможно исследовать на тот момент. Ему пришлось изучать и финансовое ремесло дабы успешно управлять владениями своего покойного отца. Благодаря своевременному участию Марка и таланту его адвокатов и бухгалтеров роскошная вилла, огромное земельное владение, речная пристань, город Фабианы, десятки поселений и несколько гончарных и текстильных цехов ценой в в 29 000 000 сестерциев не утекли в руки других родственников Адриана.
Второго, кого более остальных Марк уважал и чтил, был Диогент - преподаватель, ознакомивший юношу с древнегреческими типами философии. Наиболее сильно юношу заинтересовал стоицизм. Он стал верным последователем школы стоиков, в первую очередь погрузившись в вопросы этики, то есть учения о надлежащей жизни и человеческом бытие. Ко всему этому Марк кроме латыни блестяще владел 5 языками и писал стихи на древнеперсидском. Самое известное его произведение на этом языке - "Царство в капле" - было утеряно еще в IV веке. Образ жизни Марка сложился из суровых уроков деда, казарменной жизни и многолетних глубоких размышлений. Во взрослой жизни Марк зачастую спал на земле, положив под себя звериную шкуру, вставал раньше рассвета, регулярно тягал тяжести, как древнегреческий атлет, обходил Рим вместе утреннего возлежания за столом в окружении друзей и гетер, у огромного валуна под Римом, перегородившего путь весенним ручьям, он создал ротонду, где общался с молодыми философами и единомышленниками, большинство из которых были родом из Спарты, Афин и Метрополя - городов Древней Греции, к которым во II веке вернулась жизнь, где расцвела торговля и культура. Ближе к 20 годам Марк отпустил густую бороду, которая была тогда в моде, и приобрел себе деревянную обувь, для того, чтобы его ступни привыкли к постоянной ходьбе по пересеченной местности. Так он навсегда превратился в глубоко убежденного философа-стоика. Ему были чужды рабство, слепое почитание латинского пантеона, наигранная любовь к Отечеству. Марка влекло за собой неизведанное, душой и умом он был не в Риме, а в Афинах, на руинах старинных храмов Ареса или Афродиты, в долинах горных речек Греции.
Летом 138 года Антонин Пий, пасынок Адриана, которому Марк годился во внуки, принял престол после смерти отчима. Он был не против сделать Марка своим наследником. Детей у него было полно, однако действительно одаренных и способных удержать империи в кулаке - нет. Кроме того, по сложившейся традиции Римом правили не непосредственно сыновья умершего императора, а его пасынки. Оттого 17-ти летний Аврелий, уравновешенный и незапачканный в пирушках и кутежах золотой молодежи, идеально годился на эту роль. Антонин устроил Марку экзамен. Специально посланный в его виллу гонец сообщил Марку, что Пий был отравлен и что сенаторы предлагают ему престол. Однако Аврелий в гневе отказался от предложения, сказав, что никогда не примет престола через чью-то насильственную смерть. Так, сам того не ведая, Марк подписал себе место на троне. Антонин усыновил его и подарил новое имя - Марк Элий Аврелий Цезарь, сделав его сводным братом Луция Вера, своего менее одаренного пасынка, происходившего из рода этрусков Цейониев.
Первое время ему приходилось выполнять обязанности квестора. По сути, эта должность включала в себя исполнение роли судьи в целой провинции и управителя имперским отделом приходно-расходных книг в одном лице. Наставником своих пасынков Антонин назначил известного грамматика, ритора и адвоката Марка Корнелия Фронтина, который всегда выделял именно Марка Аврелия и очень гордился своим учеником. Другим известным учителем Марка Аврелия был грек Ирод Аттик, который вел свое происхождение от знаменитого Мильтиада, победителя персов при Марафоне, а также считал своими предками Тесея и Зевса. Интересно, что он был критиком стоицизма, приверженцем которого позже стал Марк Аврелий.
В 140 году, в возрасте 19 лет, Марк Аврелий уже был избран консулом и получил титул цезаря, который давался младшим соправителям императора (августа) и его наследникам. В 145 году он снова получил консульские полномочия, при этом его "напарником" стал сам Антонин Пий. На этом посту Марк, хорошо изучивший задачи настоящего администратора, решал важные экономические проблемы страны, ставил в провинциях квесторов, разрешал тяжбы, укреплял свой авторитет среди бедных и в Сенате. У него были тысячи клиентов - от нищих рабов и колонов до купцов и магнатов с владениями, простирающимися за горизонт. В том же году Марк женился на юной дочери императора Фаустине, с которой в будущем мы встретимся вновь. С ней он провел всю сознательную жизнь.
В 25 лет Марк становится учеником самого известного из философов того времени - Квинта Юния Рустика. Заинтересовавшись вплотную философией, Марк Аврелий вызывает в столицу и других философов: Аполлония Халкедонского и Максима Клавдия. При этом он не забывает учиться и более приземлённым материям. Тогда же Марк Аврелий изучает гражданское право, ему помогает в этом знаменитый юрист Луций Волузий Мециан. В 27 лет наследник посещает Галлию, Британию и Испанию, где по поручению Антонина руководит провинциями на местах. Ему удалось ликвидировать грабившие Нарбоннскую провинцию банды галльских разбойников-экорнутов, а лидера банды - некоего Валлия Пека - приговорить к пожизненной каторге. Марк ненавидел убийства и всегда искал человеческое решение проблем. Увы, тогдашний мир был не таков, из-за чего Аврелий нередко разочаровывался в людях.
Марку удалось в кратчайшие сроки поднять с колен слаборазвитые скотоводческие императорские владения в Галлии, восстановить торговлю по Луаре и Соне, построить на месте Лютеции - нынешнего Парижа - новую бетонированную крепость с амфитеатром, термами, городской больницей и изящной резиденцией внутри. В Британии наследник усмирил свирепые бриттские племена ордовиков и силуров, часто нарушавших мирный договор с Римом и ни в коем разе не желавших ассимилироваться. При нем было осушено несколько десятков тысяч гектаров болот и топей, выкорчеваны гигантские лесные просторы, выстроены военные посты, речные торговые пункты и несколько городов.
В провинции Бетика он осудил местного префекта провинции Аннулия Светониана за мздоимство и наглое злоупотребление полномочиями. В провинциальных судах и налоговых инспекциях - публиканиях - при Аврелии начались жесткие чистки. Благодаря его постоянным заботам о благе государства в столицах провинций стал функционировать закон об уменьшении рабов относительно числа граждан, что способствовало развитию ремесел и торговли и падению рабовладения. Он же внес изменения в законодательство многих областей, умалив власть местных князьков, царьков и вассалов Рима и усилив могущество администрации и военных. Благодаря Марку были уменьшены масштабы бесконтрольной продажи и хаотичного обмена рабами. За долгие годы жизни при императоре Аврелиан превратился в его тень, уже самостоятельно управляя государством. Ему Антонин доверял все. Умирая в 161 году, Пий без тени сомнения оставил своих пасынков - Луция Вера и Марка Аврелия - соправителями. И хотя Вер был куда менее одарен природой, чем Аврелий, и лишь изредка посещал пределы Италии, эти двое были идеально приспособлены к тяжелому бремени управления империей и стали друг другу как родные братья. Рим доживал свой последний "Золотой Век"...