Здравствуй, мой слушатель. Про богов я рассказал все, а теперь я расскажу, как случится их закат. Внемли же прорицанию вельвы, о терпеливейший.
Ну что ж, я рассказал тебе, как появились асы, ваны, альвы и дверги. Как среди богов золотого века появилось место лжи и злу в лице Локи, которые втягивали богов в авантюры, из которых они выпутывались ценой собственных ценностей, убеждений или покоя. Как ложь и зло лишили богов их чистоты, олицетворяемой Бальдром. Слишком поздно асы поняли, как велик и злобен тот дух, что обитает рядом с ними и решились изгнать его на землю, где к его речам стали прислушиваться люди, среди которых, подобно чуме, распространились зависть, обман и убийство.
Братья начнут
Биться друг с другом,
Родичи близкие
В распрях погибнут;
Тягостно в мире,
Великий блуд,
Век мечей и секир,
Треснут щиты,
Век бурь и волков
До гибели мира;
Щадить человек
Человека не станет.
Старшая Эдда. Прорицание вельвы.
Увидев, как волна ненависти захлестнула человечество, боги поняли, что древние пророчества сбываются и недалек уже час Рагнарека, сумерек богов. Соль - Солнце и Мани - Месяц, побледнели от ужаса и правя нетвердыми руками своими колесницами, с ужасом оглядывались назад, на преследующих их волков Железного Леса, вырвавшихся на свободу.
В темной чаще Ярнвида, Железного Леса, великанша Ангрбода взрастила потомков Фенрира, великих волков - Хати - Ненавистника, Скеля - Обман и Манагарма - Лунного Пса, вскормив их костями убийц и прелюбодеев. К Хель ходила за суповыми наборами старушка, не иначе:). И так дофига было таких злодеев, что волки на таких обильных харчах вымахали выше папаши и бросились в погоню за Соль и Мани и в конце концов поглотили их, затопив землю кровью, капавшей из их пастей.
Сидела старуха
В Железном Лесу
И породила там
Фенрира род;
Из этого рода
Станет один
Мерзостный тролль
Похитителем солнца.
Старшая Эдда. Прорицание вельвы.
Но пока шла погоня, светила потеряли свои улыбки и земля погрузилась в мрачное уныние, которое стало началом великанской зимы Фимбульветер. Снег валил со всех сторон, лютые ветры дули с севера а земля покрылась толстой коркой льда. И длилась эта зима дважды по три года и не осталось ничего радостного, а люди, в борьбе за жизнь и вовсе разучились сострадать.
И вот когда великие волки догнали и поглотили светила, содрогнулись все миры, звезды в ужасе посыпались с небосвода, а Локи, Фенрир и Гарм разорвали свои узы и отправились мстить. Дракон Нидхёгг прогрыз, наконец, корень Иггдрасиля, сотрясая его до вершин. И тогда начинает кричать красный петух Фьялар, сидящий на чертоге Вальхаллы, и ему вторит петух Мидгарда Гуллинкамби (Золотой гребешок:) и темно-красная, как кровь, птица Хель в Нифльхейме...
Хеймдалль, видя знамения и слыша крик петуха, трубит в рог Гьяллархорн, который слышно во всех мирах. При первом же звуке рога асы и эйнхерии вскакивают со своих золотых скамей и грозно сбираясь, покидают великий чертог для предстоящего боя. Оседлав коней, герои скачут по мосту-радуге на поле брани Вигрид, где, как предсказывал Вафтруднир, должна состояться последняя битва.
Во время всех этих сборов шум и гомон стоял неумолчный и от шума проснулся Змей Мидгарда Ёрмунганд и, извиваясь так, что гигантские волны воздвиглись в океане, выполз на сушу, чтобы присоединиться к смертельной битве, в которой такой боец вполне может пригодиться.
На одной из подъятых великим змеем волн, плывет корабль мертвых Нагльфар, построенный из ногтей мертвецов. Как только он отправляется в плавание, на борту его появляется Локи с призраком из Муспельхейма и ведет корабль к месту последней битвы.
На поле Вигрид из густого тумана появляется еще одно судно: корабль Хрюма, на котором плывут инеистые великаны, вооруженные до зубов.
В это время Хель сквозь расселину в своде своего царства проникает на поверхность земли, и с нею дракон Нидхегг, который несет на своих крыльях тела погибших. Ступивший на землю Локи встает во главе своего войска и ведет его в наступление.
Разверзаются небеса и в сопровождении сновей на сцене появляется великан Сурт с огненным мечом, который собирается по Бивресту напасть на войско асов, но радужный мост рушится под копытами их коней.
Сурт едет с юга
С губящим ветви,
Солнце блестит
На мечах богов;
Рушатся горы,
Мрут великанши,
В Хель идут люди,
Расколото небо.
Старшая Эдда. Прорицание вельвы.
Тут боги увидели, что из-за их недальновидности и слабости мир и они сами оказались на краю гибели: у Одина всего один глаз, Тюр однорук, а Фрейр мог защитить себя лишь клыком вепря, потому что непобедимого меча у него уже не было, он на него себе жену выменял:). Но асы не показывают ни отчаяния ни страха, и, как истинные боги своего народа, ведут свое войско на поле боя, полагая дорого продать свою жизнь.
Пока идет подготовка к битве, Один побывал у источника мудрости Урд, где под Иггдрасилем сидели норны с лицами, сокрытыми вуалями, а под ногами у них лежали разорванные нити судеб. И Всеотец прошептал тайное послание Мимиру, после чего садится на Слейпнира и становится во главе войска.
И вот представь себе огромное поле, в котором стоят суровые и спокойные асы, ваны, люди и эйнхерии, а против них - все, кого собрал Сурт: мрачные хримтурсены, мертвенно-бледные, с душком, воины Хель, Локи и его зверинец, Гарм и Ёрмунганд, изрыгающий яд и дым.
Накопившаяся за долгие годы ненависть вырвалась наружу. Противники сошлись лицом к лицу и сражались с мрачной решимостью и упорством. С громом, от которого сотряслось мирозданье, сошлись Один с Фенриром, в то время как Тор бьется со змеем Мидгарда, а Тюр схватился с Гармом. Фрейр сражается с Суртом, Хеймдалль с Локи, над которым он уже брал верх. Но так или иначе, а богам было уготовано поражение. Первым пал Один. Каждое мгновение битвы жуткий волк увеличивался и наконец бросился на Всеотца и поглотил его:
Вафтруднир сказал:
" Фенрир проглотит
Отца всех людей,
Но мстить будет Видар;
Пасть разорвет он
Свирепую волчью,
Возмездье свершая".
Старшая Эдда. Речи Вафтруднира.
И никто не смог помочь Всеотцу, потому что тяжело было всем: Фрейр бьется изо всех сил, но Сурт нанес ему смертельную рану пылающим мечом. Хеймдалль, сражающийся с Локи, поначалу одерживает победу над своим заклятым врагом, но в итоге все равно падает мертвым. Борьба между Тюром и Гармом грозит и поворачивается для бога трагически а Тор, после страшного боя со змеем Ермунгандом, в котором он с великим трудом размозжил голову гада Мьелльниром, от усталости, пошатываясь, сделает девять шагов назад, оступится и упадет в яд, который вытек из пасти умирающего чудовища.
Тут славный приходит
Хлодюн потомок,
Со змеем идет
Биться сын Одина,
В гневе разит
Мидгарда страж,
Все люди должны
С жизнью расстаться, -
На девять шагов
Отступает сын Фьергюн,
Змеем сраженный
Достоин он славы.
Старшая Эдда. Прорицание Вельвы.
Видя падение отца, спешит Видар, но успевает только свершить мщенье: свершится проклятье, наложенное на Фенрира. Видар наступает одной ногой на нижнюю челюсть волка и разрывает зверю пасть.
Видя, что перевеса не сдюжит ни одна из сторон, Сурт использует свой последний аргумент - всепожирающий огонь, и мечет его на небеса, на землю, на все девять миров преисподней. Бушующее пламя охватит ствол Иггдрасиля и достигнет золотых чертогов богов, поглощая все. Вся растительность сгорит, а вода испарится... Мир возвратится к первоначальному хаосу, все боги погибли, занавес... Но, как в театре мы ждем выхода на сцену живых и невредимых актеров и они к нам выходят:), так и здесь, в этом вселенском театре, мы видим, как на пепелище старого мира зарождается добро, и некоторые боги смогут вернуться на небеса. Земля, очищенная огнем и морской водой, вновь возрождается в своей изначальной красе и купается в лучах солнца, чьей колесницей правит дочь Соль, рожденная до того, как волк, поглотивший ее мать, вырвался на свободу. Под ласковыми лучами нового светила снова зацветут цветы и зашумят травы, а из рощи Ходдмимир, Рощи Мимира, выйдут два человека, женщина Лив и мужчина Ливтрасир, укрывшиеся там, когда Сурт поджег мир. Они заснули спокойным сном и не знали о том, какие разрушения претерпел мир. Проснутся и выйдут они тогда, когда успокоится все кругом и станут жить на возрожденной земле, которую населят их дети.
На поле боя Вигрид погибнут почти все боги, однако непобедимые Вали и Видар вернутся на Идавелль-поле, где они встретят богов силы и энергии, сыновей Тора Моди и Магни, которым удалось спасти молот отца из пожара.
К ним присоединится Хенир, вернувшийся из изгнания у ванов, которые исчезли навсегда, как преходящие явления природы. Из темных недр земли, где он так долго томился, выходит Бальдр с женой и своим братом Хедом. Братья помирятся и станут жить в полном согласии:). Прошлое забыто навсегда и оставшиеся в живых уже без горечи вспоминают о нем.
Когда же оставшиеся в живых боги вернулись туда, где стояли их чертоги, то увидели с изумлением, что после пожара уцелел Гимле, самый высокий божественный чертог, что сиянием затмевал солнце и в котором могли находиться только добродетельные воины.
И все равно, память по погибшим была очень дорога уцелевшим богам и они часто возвращались на места былых собраний и игр, что вызывали у них добрые воспоминания. И однажды найдутся на Идавелль-поле золотые тавлеи, в которые боги играли, когда мир молодым был и не знал ни убийства ни страха...
Встречаются Асы
На Идавелль-поле,
О поясе мира
Могучем беседуют
И вспоминают
О славных событьях
И рунах древних
Великого бога.
Снова найтись
Должны на лугу
В высокой траве
Тавлеи золотые,
Что им для игры
Служили когда-то...
Старшая Эдда. Прорицание Вельвы.
А самой первой на обновленную землю ступит... Весна, конечно же:).