В настоящее время в России разрабатываются три основных авиадвигателя для магистральных самолетов: ПД-14, ПД-35 и ПД-8. При этом все они создаются на базе одного-единственного газогенератора ПД-14. Пока ни один двигатель не создан. Ни один авиаперевозчик самолетов с этими двигателями не эксплуатирует. Наверное, это произошло потому, что все двигатели получили обезличенное название ПД. Раньше двигатели называли инициалами генеральных конструкторов – АМ, АЛ, АШ, ВК, НК… Поэтому они и летали.
Двигатель ПД-14 разрабатывается в Перми. Разрабатывается долго, тяжело, с перерывами, происходящими после решений вышестоящих органов об использовании иностранных двигателей. Предназначается он для узкофюзеляжного самолета МС-21 в варианте на 160-180 пассажиров.
Проектирование самолета под индексом Як-242 началось около 40 лет назад, в 1987 году. Затем началась ликвидация прославленного ОКБ Яковлева и самолет получил название МС-21. На нем была запланирована установка двигателей Пратт-Уитни. Ни одного серийного самолета с отечественными двигателями пока нет.
Двигатель ПД-35 разрабатывается для дальнемагистрального самолета Ил-96-400М (Ил-496). Ил-96 – это старый самолет. Был разработан в 1988 году. В 2021 году ОАК объявила о прекращении работ по модифицированному самолету в связи с отсутствием заказов от авиакомпаний.
Двигатель ПД-8 должен быть установлен на самолет Сухой Суперджет Нью. Проектирование самолета Сухой Суперджет-100, рассчитанного на перевозку до 100 пассажиров, началось в 2000 году. Серийно выпускается с 2011 года, но только с французскими двигателями. Массовое производство обеспечить не удалось.
В 2023 году самолеты Сухой Суперджет 100 эксплуатировали пять российских авиакомпаний: «Россия», Red Wings, «Ямал», «Якутия» и «Азимут» (Газпромы, Северстали и прочие МЧСы я не считаю, что там делают пассажирские самолеты, никто не знает). Флот пяти пассажирских авиакомпаний по официальным данным насчитывает 133 самолета. Возможно, эти данные преувеличены. Неизвестно, сколько самолетов простаивают в ремонте и в ожидании ремонта. Вероятно, парк Сухих Суперджетов не превышает 100 летающих самолетов. Это немного, если учесть, что самолет выпускается серийно вот уже около 15 лет.
Не позволяют успешно развиваться промышленности финансовые показатели авиаперевозчиков. Все компании России перевезли в 2023 году 100 млн пассажиров – столько же, сколько одна компания «Люфтганза». Но «Люфтганза» при этом купается в прибылях, а наши компании получают громадные субсидии от государства и продолжают нести убытки. Средний возраст самолетов компании «Ир Аэро» превысил 37 лет.
Двигатель ПД-8 также разрабатывается на базе газогенератора ПД-14 с тягой, уменьшенной с 14 до 8 тонн. Удастся ли это сделать без снижения характеристик, неизвестно. Газогенератор – самая сложная часть двигателя. Считается, что если газогенератор получился, то получился и двигатель, если газогенератор не получился, то не получится и двигатель. Справиться с газогенератором могут только по-настоящему талантливые генеральные конструкторы, коих даже в СССР были считанные единицы. Сегодня, как мне рассказали специалисты - ветераны отрасли, есть только один генеральный конструктор – А.А.Иноземцев.
Я с ним не знаком. Впервые услышал о нем из уст его учителя – генерального конструктора Павла Александровича Соловьева. После завершения разработки двигателя ПС-90А Соловьев оставил пост генерального конструктора. Двигатель был выполнен на уровне лучших мировых образцов, оказался единственным работающим и самым востребованным авиадвигателем в последние годы существования СССР. Генеральные конструкторы авиационной техники решили установить его на свои новейшие на тот период времени пассажирские самолеты Ил-96, Ту-204, а также на основной военно-транспортный Ил-76МД. Почему же Соловьев оставил пост?
В 1989 году я жил в Перми в одном доме с Соловьевым: я - в первом подъезде, он - во втором. После его выхода в отставку я решил написать о нем серию статей, и мы начали встречаться в его квартире. Ему, еще совсем недавно засекреченному конструктору, было очень интересно впервые в жизни встречаться с живым журналистом. Мне, журналисту, было очень интересно встречаться с конструктором еще совсем недавно сверхзасекреченного двигателя Д-30Ф6 для сверхзасекреченного перехватчика МиГ-31.
Во время одной из встреч я спросил:
- А что такое хороший двигатель?
Дилетантские вопросы Соловьева не смущали, поэтому он ответил:
- Хороший двигатель – это минимальная трудоемкость в производстве и максимальная эффективность в работе. Плюс умение предвидеть, какая машина понадобится стране через десять-пятнадцать лет.
По мнению сотрудников МКБ, Соловьев обладал даром предвидения сполна. В том же далеком 1989 году коллеги говорили мне о нем так:
- Соловьев – настоящий генеральный конструктор. Из сотен противоречивых предложений он всегда интуитивно выбирал самые оптимальные. При этом беспощадно отсеивал фантастические, заурядные и привычные варианты. Затем закладывал в конструкцию очень высокие, но реально достижимые параметры. От двигателя к двигателю он шел постепенно, без скачков, которые совершенно недопустимы в авиационном моторостроении. При этом двигался постоянно, целеустремленно и без перерывов, которые также недопустимы.
Соловьев хотел продолжить работать генеральным конструктором, но перестройка помешала. Начались собрания трудовых коллективов с целью выбора руководителя предприятия. Выборы решено было устроить и в Пермском моторостроительном КБ. Выборы генерального конструктора авиадвигателей – это полный маразм. Генеральных конструкторов не избирают. Ими либо рождаются, либо не рождаются. Их замечают и назначают. Если их начинают избирать, государство приходит в упадок. Если их начинают не замечать, государство также приходит в упадок.
На одном из собраний трудового коллектива создателю лучшего в стране авиационного двигателя Соловьеву поставили в укор то, что он… с 1943 года не менял урны для мусора в помещениях МКБ.
После собрания он вызвал заместителя по АХЧ и спросил, в чем дело. Заместитель рассказал историю. В 1943 году значительно увеличился объем работ, выполняемых ОКБ-19 (старое название Пермского МКБ) под руководством главного конструктора А.Д.Швецова. Увеличились и объем готовой конструкторской документации, и объем бракованной документации, отправляемой в урны для мусора.
По законам военного времени бракованную конструкторскую документацию полагалось выбрасывать только в пронумерованные урны, а затем сжигать на хоздворе, чтобы ее не смогли обнаружить иностранные шпионы (хотя, как им, иностранным шпионам, появиться в засекреченном городе Перми, возле засекреченного авиазавода № 19 в 1943 году?)
Урн не хватало. Для их производства решением директора в МКБ были возвращены ветераны-пенсионеры. Им выделили каптерку, мотки проволоки и поручили плести урны.
Пенсионеры с честью выполнили ответственное задание Родины. Из отличной авиационной проволоки они сплели отличные урны, которым много лет не было износа. «Эти урны еще пятьдесят лет простоят, а новые, пластмассовые, через полгода сломаются», - закончил свой рассказ заместитель по АХЧ.
Поведав мне эту историю, Павел Александрович задумался и грустно сказал:
- Я всю жизнь занимался новыми моторами, и никогда не думал о новых урнах. Наверное, в этом и есть мой просчет.
Я постарался его успокоить:
- Павел Александрович! В стране дураков много. Не стоит обращать на них внимание.
Соловьев был выдающимся конструктором и истинным русским интеллигентом. Ученик Аркадия Дмитриевича Швецова, он всю свою сознательную жизнь посвятил созданию лучших в мире авиационных двигателей. Критику в свой адрес пережил тяжело. Уступил свой пост, как тогда говорили, популисту, который наобещал коллективу МКБ в три короба, но так и не выполнил ни одного своего обещания, и не создал ни одного нового двигателя.
Соловьев знал своего преемника, но в силу интеллигентности ничего плохого о нем ни разу не сказал, а только промолвил:
- Новый двигатель он не сделает.
- А кто сделает? – спросил я.
- Есть только один конструктор – мой ученик Иноземцев. Сделать двигатель сможет только он. Но, к сожалению, он, как и я ничего, кроме двигателей, делать не умеет и урнами заниматься не станет. Поэтому возглавить МКБ не сможет. Люди проголосуют за того, кто пообещал им райскую жизнь. Позже они все поймут. Но будет поздно. С двигателями мы отстанем.
Вот так и отстали. Генеральных конструкторов нельзя ни назначать, ни избирать. Их надо чувствовать и растить. А это – работа тонкая, без скачков и перерывов. Здесь топорные методы не пройдут.
Подписывайтесь на канал «Прожектор оборонки»!
Михаил Первов