В первой части статьи был описан путь становления и формирования карательного отряда под руководством Владимира (Вольдемара) Бишлера, т.е. "Военной команды охотников Востока". А также те зверства, которые они творили на советской земле. Сегодня же, я хочу больше внимания уделить конкретным людям, которые решили предать своих близких, свою Родину и встать на путь измены. Как я и говорил, у отряда Бишлера была своя отличительная черта. В его состав входило достаточно большое количество бывших партизан из разгромленных "командой" партизанских отрядов соединения "Дедушка". Причем это были не только рядовые партизаны, но и командиры среднего и даже высшего звена. Командирами карательных подразделений стали бывшие партизаны Михаил Юрышев, Иона Романов, Иван Ветлов, Иван Новиков. Перешли к немцам военный врач Новицкий и его супруга.
Из партизан в предатели.
Григорий Лаврентьевич Морозов. Житель Ленинграда. Воевал, попал в окружение. Присоединился к партизанам и стал бойцом отряда "Орел" партизанского соединения "Дедушка". В июне 1942 года был схвачен карателями, и чтобы сохранить свою жизнь предал товарищей и лично привел карательный отряд в лагерь партизан. Другой партизан из соединения "Дедушка", Иван Васильевич Сысосев, уроженец и житель деревни Березовка Дорогобужского района, также в июне 1942 года перешел на сторону немцев. Что бы доказать свою преданность, выдал девятерых парашютистов, которые впоследствии были расстреляны. За свои "подвиги" был назначен в своей деревне старшим полицейским.
Стремительную "карьеру" у немцев сделал и другой Морозов, Никита Осипович, житель деревни Полибино Дорогобужского района. В начале войны он попал в 364-й стрелковый полк, где служил в должности помощника командира полка. В декабре 1941 года его полк попадает в окружение, Морозов присоединяется к партизанам, и снова становится помощником командира. Только теперь в партизанском полку соединения "Дедушка". В июне 1942 года он дезертировал и перешел на сторону немцев. Был завербован СД для "контрразведывательной работы" и приступил к выполнению новых заданий. Свои обязанности Морозов выполнял хорошо, в этом ему помогало то, что он был местным жителем и хорошо знал обстановку, да и в партизанском отряде он был не последним человеком, что то же способствовало его провокаторской деятельности. Уже в декабре 1942 года за свои "заслуги" был назначен бургомистром Дорогобужа и стал правой рукой Бишлера. Его стремительная карьера на этой должности оборвалась в августе 1942 года, когда Дорогобуж был освобожден. Морозов решил скрыться, но 8 сентября того же года он был арестован и его судили за предательство.
Павел Васильевич Иванов. Капитан Красной Армии. Судьба похожая на судьбу многих. Начала войны, тяжелые бои, окружение. Примкнул к партизанам. Опыт кадрового офицера мог очень пригодится на штабной работе, поэтому Иванова назначают начальником штаба в партизанском соединении "Дедушка". В период трагической для партизан июньской блокады попадает в плен. Выбор был сделан в пользу жизни и Иванов соглашается служить у немцев. Для начала его направили в Дорогобужскую городскую полицию, где он проявил достаточное "рвение" и запятнал себя кровью патриотов и мирных жителей. Служил он немцам преданно, и вскоре его ждало повышение, он стал командиром карательной роты в отряде Бишлера. В своем новом качестве Иванов активно начинает бороться против своих бывших товарищей. Так же стал служить немцам и другой советский офицер, Иван Тимофеевич Угаров. Старший политрук был молод , ему было всего 29 лет, и он очень хотел жить. В партизанском соединении он командовал 2-м батальоном 1-го партизанского полка. Однако в октябре 1942 года он бросил свой батальон и сдался в плен. Это было довольно рискованно. Ведь угаров был не просто красным командиром, а именно политруком, а они в плен сдавались очень редко, т.к. знали, у немцев их ждет расстрел. Однако Угаров стал редким исключением. Жизнь он свою сохранил, но большой карьеры у Бишлера не сделал. Неизвестно, что послужило тому причиной. Возможно Бишлер не до конца доверял бывшему политработнику, возможно Угаров не очень рьяно выполнял свои обязанности. Хотя кровь на нем есть совершенно точно. Он выдал нескольких своих бывших товарищей, а также принимал участие в расстрелах партизан и мирных жителей.
Особым зверством отличался еще один бывший партизан, а по совместительству уроженец деревни Шаломино Дорогобужского района, Андрей Павлович Лоходынов. После первого освобождения Дорогобужа, Лоходынов был мобилизован и направлен на службу в кавалерийский корпус Белова. После отхода Красной Армии, он, как и многие бойцы, оказался в партизанском соединении "Дедушка". Однако пробыл он там не долго. Как только партизаны попали в окружение, Лоходынов сразу же дезертировал и добровольно перешел в немцам. Каратель как мог доказывал свою необходимость новым хозяевам, участвовал в карательных операциях, расстреливал партизан и других советских патриотов. И его старания были "оценены". Он стали начальником личной охраны Бишлера, а немцы неоднократно поощряли его. Получил он свою награду и от советского государства. Лоходынов был арестован и осужден Военным трибуналом Смоленского гарнизона. Другим "кавалеристом" в отряде Бишлера был Шарапов. Алексей Данилович Шарапов занимал должность коменданта особого отдела кавалерийского корпуса генерала-лейтенант Белова. Еще будучи на службе в Красной Армии он уже стал преступником. Практически сразу после создания Дорогобужского партизанского края, военный трибунал приговорил Шарапова к расстрелу, за совершенные им воинские преступления. Но ему повезло. Началось немецкое наступление и Шарапов сдался в плен. Особого выбора у него не было. На Родине его ждал расстрел, поэтому он решил попытать счастья у немцев. Он начал рьяно служить в отделе контрразведки отряда Бишлера. На его руках кровь многих партизан и подпольщиков. И как закономерный итог это деятельности - арест, суд и расстрел, которого он смог избежать в 1942 году.
Были среди перешедших на сторону немцев и парашютисты-десантники. В январе 1942 года, Владимир Владимирович Шатов, в составе большой группы десантников, был выброшен в районе Дорогобужа для подрывной деятельности против оккупантов. Эта группа влилась в партизанское соединение "Дедушка" и приступила к выполнению поставленных перед ней задач. После того, как партизанское соединение было разгромлено, Шатов перешел на сторону немцев и стал воевать против своих товарищей. Он очень рьяно доказывал свою верность рейху. Допрашивал, пытал и лично расстреливал партизан и подпольщиков. Бишлер это оценил и назначил Шатова "вторым начальником штаба".
Участие местных жителей.
Само собой, среди предателей были не только бывшие партизаны. Значимую роль в отряде Бишлера играли и изменники из местных жителей. Михаил Алексеевич Шупляков - уроженец деревни Княщина Дорогобужского района. Дослужился до должности командира роты. Георгий Авксентьевич Семенов. Бывший военнослужащий Красной Армии. Еще один командир роты карателей, а по совместительству личный адъютант Бишлера. Именно он "производил массовые аресты и расстрелы, лично допрашивал арестованных, зверски избивал их". Это под его руководством зверски расстреляли слепых, глухих и престарелых инвалидов, проживающих в Доме инвалидов в Дорогобуже. Среди предателей была и Мария Евстигнеевна Сенцова, бывший секретарь суда в городе Дорогобуж. Она была резидентом бишлеровской разведки, а также его личным секретарем и любовницей. В 1943 году на службу в карательный отряд пришел Александр Гулей, активный участник расправ над мирным населением Могилевской области .В октябре того же года он назначается старшиной эскадрона отряда бишлера, где и служил до марта 1944 года, ведя все это время активную карательную деятельность.
Очень значимой фигурой в "команде охотников" был Иван Эдуардович Домбровский. Он был еще совсем молодым человеком, в 1941 году ему исполнился только 21 год. Но он уже возглавил всю контрразведывательную деятельность в отряде Бишлера (само собой под "чутким" руководством сотрудников СД И ГФП). Трудно сказать, что именно сподвигло этого молодого человека на сотрудничество с немцами. Самой правдивой версией я думаю является месть за репрессированного в 1937 году отца. Но чтобы его не привело к предательству, служил он оккупантам очень ревностно. Домбровскому удалось создать достаточно мощную агентурную сеть в Дорогобужском районе и прилегающих территориях. Во многих партизанских отрядах находились немецкие провокаторы. Домбровский внес достаточно большой вклад в разгром партизанских отрядов и местного подполья.
В этой части статьи были показаны жизненный путь, причины предательства и судьбы изменников Родины, решивших встать на сторону противника. В третьей, заключительной части статьи о карательном отряде Бишлера, расскажем о тех, кого правосудие настигло значительно позже. Или к сожалению не настигло вовсе.
Примечание. Данные и фотоматериалы взяты из открытых источников, в т.ч. из сети интернет.