Герасим и Муму - это как Авраам и Ицхак? Или это другое? Разбираемся с аналогиями (и антиагалогиями) Тургенева. Спойлер - похоже, что да, это история про одно и то же.
Что мы знаем о Герасиме и о его неудачном путешествии в Москву? Это был огромный, молодой, непьющий и работящий мужчина, безостановочно молотивший, пахавший и проворно косивший. Благодаря художественному мастерству Тургенева мы будто своими глазами видим продолговатые мышцы, слышим безмолвную торжественную важность неистомной работы. Мне кажется, если принюхаться, то можно даже почувствовать... Но нет, давайте принюхиваться мы не будем, Тургенев прекрасен и без этого.
Труд в деревне у Герасима спорился, он работал за четверых, я прямо вижу, как он, улыбаясь, смахивает сначала рожь, потом овес, потом молодой березовый лесок, взмах за взмахом, шаг за шагом, кочка за кочкой, так бы и всю Русь-матушку освободил бы от березовых лесков, но тут вмешалась барыня-вдова... А давайте будем ее писать с заглавной, Барыня, как пишут слово Б-г. Ну или для максимальной идентичности так - Б-я.
Жил, кстати, наш Герасим в отдельном собственном доме. Мог бы завести семью, он хоть и немой, да работящий, и трезвенник, хоть и деревенский. А с его старообрядческой любовью к труду он обязательно разбогател бы, мало ли у нас богатейших семейств вышло из крепостных, да хоть Морозовы те же. Но нет, вывезли Герасима из деревни, поселили в Москве, вместо косы и сохи дали метлу и сказали - "Двор мети, паря!". И подзатыльник еще, для надежности. "Что ж, двор так двор, подумал Герасим-раб, могу копать, а могу не копать, выбор есть всегда у приличного человека".
Впрочем, Москву он не взлюбил, видимо понимая, что в Морозовы путь теперь заказан, да и в Меньшиковы, скорее всего, тоже. Вскоре Герасим смирился (ключевое слово для понимания исконности! Ведь мог бы сразу сбежать обратно в свою деревню, вместе с собакой, а то и на Дон, откуда, как известно, выдачи нет) и стал полноправным членом своего нового сообщества. Дальше для повышения градуса, Тургенев вводит, конечно же, несчастную любовь, которую разрушила неуемная Барыня.
И, конечно, гвоздь программы - нелепая и милая собачка Муму, заменившая Герасиму и семью, и детей, и несбывшиеся мечты, и нереализованную карьеру основателя богатейшей династии. Нет, серьезно, кто может поручиться, что Герасим не разбогател бы, оставшись в деревне! Ну, наконец жизнь и быт на новом месте вроде стали как-то налаживаться, но тут снова эта Барыня! Пожалуй только у Тургенева бывают столь несносные люди. Вернувшись с Москвы-реки, Герасим, на вопрос челяди, руками объясняет - "Она утонула".
Теперь давайте вспомним Авраама и Ицхака (ага, он Ицхак, а не Исаак, как израильский премьер Ицхак Рабин). Вкратце история такая. До ста лет Авраам и Сарра были бездетным. Чего только не делали, но все никак. С ним произошло много занимательных приключений, путешествия, богатство, наложницы, внебрачные дети, но часики-то тикают, что значит слишком молодая и вообще родители помогут. Да, а праведник бездетным, нууу, то такое... В общем нет (до, опять же, появления Христа). И еще и Сарра бубнит и бубнит. "Мне девяносто. Соседи засмеют. Маткапитал только до девяноста двух... Ипотеку за 3% отменят..." Ну вы знаете, как они могут. А Б-г без конца обещает и не делает. Дает гору поручений, Авраам все послушно исполняет, а ребеночка все нет... В общем это был главный проект всей его длинной жизни. И тут вдруг - ррраз! И в 90-летнем возрасте Сарра рождает сына Аврааму. Чудо! Чудо, дарованное Б-гом. Ребенок, в чьем рождении принимал участие Г-сподь! Да еще и первый (!) обрезанный малыш на свете, да еще и будущий родоначальник целого (библейского!) народа! Событие вселенского масштаба, самый главный младенец на свете, а отец его - столетний Авраам! Главное дело жизни завершено, можно выдыхать. И тут вдруг Б-г говорит Аврааму - иди и убей сына, Я хочу доказательств твоей любви.
Тут вообще непонятная история, как там у них было с человеческими жертвоприношениями, вроде запрещено, но Авраам человек Б-гобоязненный, Б-г для него вообще всё. Авраам взял нож и веревку, нагрузил дровами сына (это прям так в Библии и сказано!) и они пошли в горы. "Папа, а где же жертвенный барашек?" - спросил наивный Ицхак. "Дал Б-г зайку, даст и лужайку" - пробурчал в ответ Авраам.
Дальше вы знаете, малыш остался жив, все евреи произошли от него. Все это было для того, чтобы показать значимость послушания с системе ценностей Б-га. Очевидно, что Б-г полагал, что это самое серьезное испытание для человека, принести в жертву своего сына. Т.е. страшнее этого испытания уже нет. Окончательное испытание! Фактическое! Испытание с семью печатями! (Евстигнеев тут был бы более чем уместен). Все библейские истории максимализированы, все избыточно выпуклое такое, как в театре.
Итак что мы видим? Конечно же один и тот же сюжет. И там, и там высшее существо (для Авраама Б-г, для Герасима Б-я) потребовало максимально возможной жертвы. Однако же, если приглядеться, то видно, что Тургенев создал альтернативщину, в его истории, в отличие от библейской, высшее существо умерло, получив жертву. Это - безусловно альтернативная история о том, что было бы, прими Б-г жертву Авраама. Давайте представим, что ангел не остановил Авраама и Исаак принесен в жертву.
Что произойдет дальше? Правильно, никаких других детей, обещанных Б-гом у Авраама уже не будет, соответственно, зачем ему дальше Б-г? Зачем вообще дальше Б-г? "Бог мёртв" - провозглашает Ницше, но нам с ним не по пути, вы знаете ведь почему? Ну и совсем уж мелочь, но очень характерная. Авраам получает требование жертвоприношения напрямую от Б-га, а останавливает его ангел господень. С Герасимом все ровно наоборот, он получает приказ избавиться от Муму не напрямую от Барыни, а через слугу, которого Тургенев, конечно же назвал Гаврилой. Тут бы руке самого Б-га остановить Герасима у Крымского брода на реке, но нет. Зеркальный сюжет и альтернативщина! Эта подчеркнутая зеркальность, этот мерзкий интриган, московский Гавриил, который вместо благой вести приносит лишь крах надежд и разрушение любви, того единственного, что у раба есть "своего" (хотя и этого нет); эта Б-я, которая не в силах создать мир за несколько дней (какое там, она даже в выборе дворника ошиблась!), зато в силах его разрушить - все это свидетельства о том, что крепостничество не просто аморально, оно для Тургенева "антибожеско".
Конечно же, будучи непримиримым западником, он проводит совершенно не замаскированные аналогии, смотрите, мол, даже безжалостный и грозный еврейский Б-г добрее, незлой, в общем-то, и не желающей никому зла, Барыни-рабовладелицы. В силе нравоучений лишь Агния Барто смогла превзойти Тургенева. Зато его художественный талант не превзойден никем. И конечно же, стократно был прав Набоков, считавший, что "как и большинство писателей своего времени, Тургенев всегда излишне прямолинеен и недвусмыслен, он не оставляет никакой поживы для читательской интуиции, выдвигает предположение, чтобы тут же скучно и нудно объяснить, что именно он имел в виду."
Что ж, путешествие Герасима в Москву не задалось. А у вас были неудачные путешествия?
Александр Молотков