Найти в Дзене
Проф. А.Панасюк

О чем расскажет Вам конституция Вашего собеседника (часть I Рост)

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ВАМ КОНСТИТУЦИЯ (ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ) ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА... (Часть I-РОСТ) /Всё сказанное относится только к европейцам/ ... Открывается дверь Вашего кабинета, и на пороге появляет­ся посетитель (с ним Вы встречаетесь первый раз). Вы отрываете голову от письменного стола и невольно взглянули на вошедше­го. Вопрос: что самое первое Вы замечаете в этом посетителе? Может, его костюм (однобортный, двубортный)? Или его галстук (узкий, широкий, цвет) или его сорочку? Нет и нет. Первое, что Вы увидели, не обратили внимание, а именно увидели (что отразилось на сетчатке Вашего глаза, – это его телосложение: рост, полноту.... А обратили бы внимание (т.е. подумали об этом) только тогда, когда особенности его телосложения явно отличались от такового у большинства других … И в этом месте следовало бы уточнить такие понятия, как «увидел» («услышан») и «обратил внимание». Сравните: «Я на это тогда обратил внимание и могу засвидетельствовать, что у него…», «Я тогда на это не обратил внимание

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ВАМ КОНСТИТУЦИЯ (ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ) ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА... (Часть I-РОСТ)

/Всё сказанное относится только к европейцам/

... Открывается дверь Вашего кабинета, и на пороге появляет­ся посетитель (с ним Вы встречаетесь первый раз). Вы отрываете голову от письменного стола и невольно взглянули на вошедше­го. Вопрос: что самое первое Вы замечаете в этом посетителе? Может, его костюм (однобортный, двубортный)? Или его галстук (узкий, широкий, цвет) или его сорочку? Нет и нет. Первое, что Вы увидели, не обратили внимание, а именно увидели (что отразилось на сетчатке Вашего глаза, – это его телосложение: рост, полноту.... А обратили бы внимание (т.е. подумали об этом) только тогда, когда особенности его телосложения явно отличались от такового у большинства других …

И в этом месте следовало бы уточнить такие понятия, как «увидел» («услышан») и «обратил внимание». Сравните: «Я на это тогда обратил внимание и могу засвидетельствовать, что у него…», «Я тогда на это не обратил внимание, поэтому не могу сказать…»

«Видеть» («слышать») – это, по сути, нейрофизиологи­ческий процесс, когда анализаторы (слуха, зрения) воспри­нимают информацию, т.е. когда происходит раздражение периферических нервных окончаний, а затем импульсы рас­пространяются по нервам, достигают соответствующих цен­тров мозга и… На этом все может и закончиться, ибо поступив­шая информация может и не осознаться субъектом. А может и осознаться, и тогда говорят: «Я обратил на это внимание», «Я это заметил, я об этом подумал». Теперь человек об этом знает, может думать об этом вполне произвольно.

Следовательно, когда Вы впервые увидели этого посетителя на пороге Вашего кабинета, то это не значит, что Вы обратили внимание на то, что увидели. А увидели Вы вначале самые «круп­ные» характеристики этого «объекта» – рост, полноту и только затем – детали, например, пропорциональность частей тела, лицо, одежду и т.п.

Итак, о чем Вам расскажет рост Вашего партнера?

Представьте себе двух людей средней (для их роста) полно­ты, но один из них ростом под два метра, а рост другого – по­ниже среднего (ну, пусть будет 1 м 59 см). На Ваш взгляд, кто из них, скорее всего, будет активным, энергичным, подвижным (не только в физическом плане), у кого общая психическая активность будет выше? Возможно, и у того и у другого. Ну а вероятнее – у кого? Спросим у кинорежиссера, и он ответит: конечно, на роль такого «шустрого», «подвижного», «энергичного» героя я бы взял второго – «маленького». Почему? Не только потому, что один вид такого актера (с таким телосложением) уже будет вызывать в подсознании у зрителя определенную установку: люди малого роста чаще бывают подвижнее, активнее, чем гиганты. И будет прав. А почему Вы так считаете? Режиссер, скорее всего, на этот вопрос не отве­тит или скажет «такова природа» или сошлется на свой опыт. А вот психолог объяснит, и по­чему у зрителей существует такая установка, и почему есть связь между параметрами «рост» и такой особенностью психики как динамичность или инертность.

Связь эта коренится в глубинах психики, в фундаментальных потребностях человека. Одной из этих фундаментальных потребностей является по­требность в самоутверждении – стремлении человека занимать определенное (по уровню) место в социуме. Те, у кого эта по­требность чрезвычайно выражена, с детства мечтают стать пре­зидентом страны, те же, у кого слабее, – довольствуются призна­нием своей личности людьми более узкого круга (семья, коллеги по работе, жители региона и т.п.).

Но для того чтобы тебя признали, надо чтобы тебя прежде всего увидели, заметили. А «заметить» могут, если ты, допустим, сделал великое открытие или, в крайнем случае, сжег храм Артемиды Эфесской или просто защитил докторскую диссертацию. Но не каждый способен на великие открытия, не каждому собственный цен­зор позволяет стать «великим» Геростратом, ну а докторская – так когда это еще будет… А хочется, чтобы сегодня общество признало, заметило, оценило… Посмотрите на маленьких детей: в присутствии взрослых, особенно новых (гостей), они вертятся и вертятся… Обращают на себя внимание. Почему именно таким образом обращают на себя внимание? Психологи, специалисты по восприятию, знают почему, ибо они изучали законы психологии восприятия, и одним из таких законов будет: ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ НЕПОДВИЖНЫЙ. Дети об этом законе восприятия, конечно же не знают, но об этом знает их ПОДСОЗНАНИЕ.. А взрослые про этот закон тоже не знают, вот и говорят: «Го­споди, уймись наконец!».

У детей это проявляется ярко и бесхитростно

-2

, у взрослых – закамуфлировано, но тоже – «заметьте меня!».

(Только человек, находящийся в глубокой депрессии или на вершине своей сла­вы, не стремится к этому.)

У всех обычных людей это «заметьте меня!» функционирует с разной силой. Но функционирует, ибо потребность в самоутверждении имеет свои корни в потребности самосохранения себя как вида, как рода, причем у всех. Корни – в биологии homo sapiens, проявление – в повседневной жизни. И естественно, что эти фундаментальные потребности челове­ком не осознаются. Многие знают о них, но не многие видят их проявление в своих поступках.

Итак, маленькие люди стараются (конечно, неосознанно) обра­тить на себя внимание большей подвижностью, активностью и в психическом плане, а не только в физическом, эксплуатируя закон восприятия движущегося объекта. И это – не только о детях. Это присуще и взрослым «маленьким», у которых в под­сознании та же проблема: меня труднее заметить, чем других, следовательно, нужно более активно обращать на себя внимание (ибо скорее замечают движущийся объект, говорит психология восприятия).

Итак, если Ваш партнер по общению – человек невысокого роста, то он, скорее, вероятно, будет более активным в беседе с Вами, более динамичным, подвижным, чем большинство дру­гих людей.

И тогда Ваша тактика общения с собеседником невысокого роста: Вам следует запастись терпением (особенно если Вы из тех, кто «под два метра»), ибо совсем не исключено, что это посетитель – с прекрасными идеями, с высоким интел­лектом, и Ваша встреча с ним будет весьма полезной. Впрочем, возможно и обратное, ибо нет корреляции между ростом и ин­теллектом, но есть корреляция между ростом и динамичностью как физической, так и психической. Конечно, эта корреляционная связь не абсолютна (Петр I – об­разец исключения6), но лучше помнить то, что встречается чаще, что закономерно. А исключения, как утверждает теория вероят­ности, лишь подтверждают правило.

Если же в Ваш кабинет вошел человек гигантского роста, то должен сказать: у него про­блемы чтобы заметили нет. Его все видят. И он об этом не только знает, но и ощущает это4. Для него уже важнее «качество» того, что он предъявляет другим, для него эта задача – № 1 чтобы другие не акцентировали своё внимание на его росте. А посему деловой совет – умерьте свое естественное восхищение. Подобная установка ино­гда может подвести Вас, помешать быть объективным в оценке деловых и нравственных качеств этого человека.

А тот факт, что наши установки на рост (телосложение) вли­яют на оценку личностных качеств наших партнеров по обще­нию, прекрасно доказали психологи, проведя следующий экс­перимент.

Одной группе студентов-испытуемых представили человека (среднего роста) как нового профессора кафедры, другой груп­пе – его же, но как нового преподавателя, третьей – как нового ассистента, четвертой – как нового лаборанта кафедры. А затем всем студентам предложили проверить их «наблюдательность»: «Запомнили ли вы рост этого человека? Если запомнили, пусть каждый напишет, каков был примерно его рост (в сантиметрах)». Когда же собрали листки в каждой группе и подсчитали среднее значение роста по группам, результаты были поразительными: от группы к группе средний рост этого человека понижался! Но самое интересное было после, когда студентов спросили: есть ли связь между физическим ростом человека и его должност­ным «ростом»? Все ответили «нет» (ответило сознание). А что же было в подсознании у них? А в подсознании оба эти значения слива­лись. Сознание «понимает», что «маленький человек» – это мо­жет быть как человек маленького роста (но не обязательно за­нимающий «маленькую» должность), так и человек «маленький» в смысле «малозначимый» («мы люди маленькие»). А подсозна­ние этого «не понимает» ПОДСОЗНАНИЕ НЕ ПОНИМАЕТ ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛ, для подсознания «маленький человек» – во всем маленький, а «великий человек» – он великий по всем параме­трам. Совсем как у детей: на радио поступило письмо от ученика 5-го класса: «Скажите, пожалуйста, моим друзьям, что знамени­тый Гагарин не был маленького роста, а то мне не верят!» Кто же поверит, что великий Гагарин был небольшого роста?! Нет, это был великий человек! Произошло отождествление роста и по­ложения в веществе. Это у детей – в их сознании, а у взрослых – тоже, но только в подсознании. Оно, подсознание, «не понима­ет» переносного смысла, оно понимает все буквально.

И это подсознание «заставило» студентов определять физиче­ский рост человека по его должностной величине. Отсюда вывод и для Вас: если Вы имеете дело с человеком высокого роста, то Ваше подсознание будет формировать у Вас ощущение «значи­мого человека», а если Ваш партнер малого роста – Ваше подсо­знание будет толкать Вас к мысли о малозначимости этого чело­века. Будьте бдительны, включите в этих случаях Ваше сознание, иначе Вы можете оказаться как минимум в неловком положении. А с другой стороны, знайте, что эта физическая характеристика будет определять и некоторые поведенческие акты Ваших пар­тнеров – их динамичность, подвижность.

А теперь, на основе представленной информации и аргумен­тации:

Резюме для психодиагностики. Если Ваш собеседник ростом ниже среднего, то, вероятнее всего, он по характеру весьма ди­намичный, подвижный, активный; если Ваш собеседник ростом выше среднего (примерно около двух метров), то, вероятнее все­го, он по характеру нединамичный, малоподвижный, неактивный. При этом следует учитывать, что и тот, и другой могут быть в равной мере как высокоинтеллектуальными, так и с интеллек­том ниже среднего.

-3