Найти в Дзене
GuitarGearFinder.ru

Все типы ГИТАРНЫХ УСИЛИТЕЛЕЙ: их плюсы и МИНУСЫ

Оглавление

Если вы задумываетесь о покупке гитарного усилителя, вас может ошеломить разнообразие моделей на рынке.
С таким количеством брендов, форм-факторов, размеров и функций бывает сложно разобраться, какой усилитель вам действительно нужен.

В этом руководстве мы разберём основные типы гитарных усилителей и поможем выбрать оптимальный вариант.

Существует четыре основных типа гитарных усилителей:

  • ламповые (tube),
  • полупроводниковые (transistor/solid-state),
  • моделирующие (digital/modeling),
  • гибридные (hybrid).

Каждый из них использует разную технологию для формирования звука. Кроме того, все четыре типа могут комплектоваться разными акустическими системами (конфигурациями динамиков), которые сильно влияют на итоговое звучание.

Даже если вы уверены, что уже знаете, какой усилитель вам нужен — ознакомьтесь со всеми вариантами.
Понимание особенностей каждого типа поможет сделать осознанный выбор. Как музыкант, инструменталист и звукорежиссёр, я часто сталкиваюсь с гитаристами, использующими
неподходящие усилители. Открытый подход к сравнению технологий гарантирует лучший результат.

1. Ламповые гитарные усилители

Если вы когда-нибудь слышали разговоры о гитарных усилителях, то наверняка сталкивались с обсуждением ламповых усилителей. Многие гитаристы считают их вершиной усилительной технологии, обеспечивающей наилучшее звучание. Правда это или нет — предмет вечных споров, ведь восприятие звука субъективно.

Как работают ламповые усилители?

Ламповые усилители получили своё название из-за вакуумных ламп (радиоламп), которые используются для усиления сигнала.

На фото выше — типичная лампа гитарного усилителя. При подаче напряжения она нагревается и начинает светиться оранжевым. Главный секрет в том, что при перегрузке лампы мягко ограничивают сигнал, создавая тот самый плавный овердрайв, который так ценят гитаристы.

До появления транзисторов лампы использовались во всех усилителях, но и сегодня многие музыканты предпочитают их за тёплый, насыщенный звук.

🔹 "Valve amp" vs "Tube amp" — это одно и то же.

  • Valve — британский термин,
  • Tube — американский.
    Оба обозначают
    вакуумные лампы.

По сравнению с современными технологиями ламповые усилители — это устаревшая, но культовая техника. Некоторые гитаристы обожают их за винтажный шарм и считают «настоящим» звуком.

Другие же смотрят на возможности современных усилителей и решают, что лампы не стоят хлопот. Правильный выбор — объективно сравнить все типы и понять, что подходит именно вам. К сожалению, многие покупают ламповый усилитель на эмоциях, а потом разочаровываются.

Хотя фанаты ламп готовы часами рассказывать об их преимуществах,
не спешите покупать такой усилитель только из-за мифов. Они подходят не всем, и сам факт наличия ламп не гарантирует классного звука.

-2

За тёплый звук приходится платить:

  • Дороговизна — ламповые усилители обычно значительно дороже аналогов.
  • Хрупкость — лампы могут перегорать, требуют замены и обслуживания.
  • Вес — такие усилители очень тяжёлые и громоздкие.

Самый простой способ определить ламповый усилитель — попробовать поднять его. Разница в весе по сравнению с транзисторными или цифровыми моделями ошеломляющая.

-3

Приведенный выше усилитель VOX AC30 - отличный пример очень популярного лампового усилителя. Он не выглядит тяжелым, но при весе чуть более 32 кг он гораздо тяжелее твердотельного или модельного комбоусилителя. Например, модель Line 6 AMPLIFi 150 весит 17 кг.

Плюсы лампового усилителя:

  • Многие считают, что лампы дают лучший звук.
  • Простота управления — минимум настроек, максимум «живого» звучания.

Минусы лампового усилителя:

  • Высокая цена (и сами усилители, и замена ламп).
  • Хрупкость — лампы боятся ударов и перепадов напряжения.
  • Огромный вес — неудобно транспортировать.
  • Звучат лучше на высокой громкости — на малой могут быть «вялыми».
  • Ограниченный диапазон тембров — в сравнении с цифровыми моделями.

Даже если вы склоняетесь к ламповому усилителю, изучите и другие типы. Возможно, вы найдёте идеальный вариант — или убедитесь, что лампы действически ваш выбор.

2. Твердотельные гитарные усилители

С изобретением транзистора появился принципиально новый тип гитарного усиления. Твердотельные усилители заменили вакуумные лампы транзисторами и микросхемами, что кардинально изменило их конструкцию.

На фото ниже — сравнение вакуумной лампы и транзистора:

-4

Если сравнить обычную гитарную лампу и транзистор, разница становится очевидной: вместо стеклянной колбы с тонкими нитями накала - маленький прочный металлический корпус. Такая конструкция не боится ударов, не перегорает со временем и может служить десятилетиями без какого-либо обслуживания.

Сравнение ламповых и твердотельных гитарных усилителей

Неудивительно, что твердотельные усилители часто значительно легче ламповых. Для многих гитаристов малый вес и доступная цена — ключевые причины выбрать их вместо ламповых.

Когда твердотельные усилители только появились, их звук считали «холодным» и «стерильным». Та теплота и динамичность, которые придавали характер ламповым усилителям, пропадали при переходе на транзисторные модели.

Для многих гитаристов это был шаг назад. Но для музыкантов, играющих джаз и другие стили, где важен чистый, прозрачный звук, твердотельные усилители оказались идеальным выбором.

-5

На фото выше — Roland JC-120 (JC = Jazz Chorus). Он до сих пор остаётся одним из лучших твердотельных усилителей. Для многих джазовых гитаристов (и не только) его звучание — эталонное.

  • Вес JC-120: 28 кг
  • Вес VOX AC30 (лампового): 32 кг

Но важно учесть, что JC-120 — это 120-ваттный усилитель, а VOX AC30 — всего 30-ваттный.

Главный вывод: разные усилители подходят разным гитаристам.

  • Рок-гитаристу твердотельный усилитель может показаться безжизненным.
  • Джазовому гитаристу ламповый — излишне шумным и окрашенным.

При этом многие рокеры используют транзисторные усилители, а джазменыламповые. У каждого музыканта свои предпочтения, поэтому не стоит позволять другим диктовать, какое оборудование вам выбирать.

Плюсы твердотельных усилителей

  • Дают кристально чистый звук
  • Легче и дешевле ламповых

Минусы твердотельных усилителей

  • Многим гитаристам не нравится их тембр
  • Сильно уступают моделирующим усилителям в гибкости

Сегодня твердотельные усилители уже не так популярны — их в основном вытеснили моделирующие решения.

3. Моделирующие (цифровые) гитарные усилители

-6

Моделирующие гитарные усилители (иногда называемые цифровыми) — это эволюционное развитие твердотельных усилителей. Они используют современные технологии, чтобы предложить музыкантам широкий спектр тембров и эффектов.

Название «моделирующий» связано с тем, что такие усилители эмулируют звучание усилителей других типов. Например, они могут воспроизводить характерный звук лампового Marshall — без использования ламп. А одним нажатием кнопки переключиться на классический VOX AC30 или Mesa Boogie.

Главное преимущество моделирующих усилителей — гибкость. Некоторые модели дают доступ к сотням встроенных пресетов, эффектов и эмуляций разных усилителей.

Плохая репутация первых моделей

Когда моделирующие усилители только появились, гитаристы встретили их скептически. Их называли «цифровым мусором» и жалкой пародией на «настоящий» звук. Если вы послушаете ранние модели, то, скорее всего, согласитесь с этой оценкой.

К счастью, со временем технологии улучшились, и качество звука стало значительно лучше. Разрыв между «настоящим» и «смоделированным» звуком сократился.

На YouTube можно найти сотни слепых тестов, где сравнивают ламповые и цифровые усилители. Вот отличный пример, демонстрирующий, насколько реалистично звучат современные модели:

+++видео+++

Совет: слушая примеры, не пытайтесь угадать, где «реальный» усилитель, а где эмуляция. Важно не то, сможете ли вы отличить одно от другого, а то, нравится ли вам звучание.

Хотя некоторые гитаристы по-прежнему утверждают, что «ничто не заменит настоящий ламповый звук», современные моделирующие усилители уже достигли уровня, когда разница становится почти незаметной.

BOSS Katana — пример популярного моделирующего усилителя

-7

В BOSS Katana есть четыре основных пресета (плюс акустическая эмуляция от BOSS), основанных на звучании легендарных усилителей:

  • Roland JC-120 (Clean)
  • Fender Bassman (Crunch)
  • Peavey 5150 (Lead)
  • Soldano SLO-100 (Brown)

Такие усилители дают доступ к знаковым гитарным тембрам из истории музыки. Некоторые модели предлагают сотни эмуляций в одном корпусе.

BOSS Katana KTN-50 — это 50-ваттный усилитель весом всего 11,6 кг. Для сравнения: ламповые и твердотельные усилители значительно тяжелее. Именно поэтому моделирующие усилители так популярны среди гастролирующих музыкантов — их легко перевозить, и они дают невероятную гибкость в звуке.

Плюсы моделирующих усилителей:

  • Доступ к огромному количеству тембров и эффектов
  • Лёгкий вес по сравнению с ламповыми и твердотельными аналогами
  • Доступная цена (обычно дешевле «настоящих» усилителей)

Минусы моделирующих усилителей:

  • Старые модели звучат хуже новых
  • Технологии быстро развиваются — новые версии всегда лучше

Вывод: если выбираете моделирующий усилитель, лучше брать последнюю модель — звук будет качественнее.

4. Гибридные гитарные усилители

Последний тип усилителей, о котором стоит упомянуть, — гибридные модели. Это довольно необычный класс аппаратуры. Подобно тому, как гибридные автомобили сочетают бензиновый и электрический двигатели, гибридные гитарные усилители объединяют разные технологии усиления сигнала.

Суть гибридных усилителей в том, чтобы дать музыканту лучшее из двух миров: теплый ламповый звук и гибкость цифровых технологий.

Звучит заманчиво, но на практике такие усилители часто разочаровывают — как и гибридные авто. У них есть преимущества перед чисто бензиновыми машинами, но и компромиссы неизбежны. Например, гибридный автомобиль оснащен ДВС, но его двигатель не сравнится с мощностью Mustang. И хотя он может работать на электричестве, до Tesla ему далеко.

Гибриды — это всегда баланс: они не дотягивают до «классики», но и не становятся полноценной альтернативой современным решениям.

То же самое и с гибридными усилителями. Большинство гитаристов выбирают либо ламповые, либо моделирующие усилители, избегая странных промежуточных вариантов. Хотя некоторым музыкантам гибриды подходят, их популярность постепенно снижается.

Пример: Line 6 DT25

Популярный гибридный усилитель, сочетающий фирменное моделирование Line 6 с реальными лампами (на фото — комбо-версия, но есть и головы):

-8

Для некоторых гитаристов гибрид — единственный способ попробовать моделирование, не отказываясь от «аналогового» характера ламп. Но подойдет ли это вам — зависит только от ваших предпочтений в звуке.

Вес DT25 — 21 кг: легче типичного ламповика, но тяжелее цифрового усилителя.

Плюсы гибридных усилителей

  • Более широкий диапазон тембров и эффектов по сравнению с обычными ламповыми усилителями
  • Настоящие лампы — для более «аутентичного» звучания

Минусы гибридных усилителей

  • Тяжелее цифровых моделей из-за ламп
  • Дороже, чем типичные моделирующие усилители
  • Звук может оказаться недостаточно убедительным по сравнению с чистыми цифровыми решениями

Как и гибридные авто, такие усилители подходят далеко не всем. Хотя выбор гибридов меньше, чем ламповых или цифровых моделей, среди них есть достойные варианты.

Как выбрать подходящий тип гитарного усилителя

Теперь, когда вы познакомились с четырьмя основными типами гитарных усилителей, у вас должно сложиться чёткое представление о том, какой из них вам подходит. Прежде чем рассматривать конкретные бренды или модели, важно точно определить, какой тип усилителя лучше всего соответствует вашим потребностям.

Например, если вы решили, что ламповый усилитель – ваш вариант, можно начать поиск среди ламповых моделей, сравнивать разные бренды и выбрать оптимальный. Такой подход гораздо разумнее, чем тот, которым пользуются многие гитаристы: сначала выбирать бренд, а уже потом модель. Это ошибка, потому что она сразу ограничивает ваш выбор, исключая множество отличных усилителей.

Многие музыканты начинают осознавать, что слепая верность брендам гитарных усилителей – всё равно что фанатичная приверженность Apple или Samsung. Даже если вы всегда играли на Marshall, стоит посмотреть, что предлагают другие производители. Как говорил Джо Сатриани:

"Не важно, Peavey или Marshall – важно, что даёт вам свободу"

- Джо Сатриани

Я акцентирую на этом внимание, потому что гитаристы часто мыслят стереотипами. За годы работы я встречал музыкантов, которые приходили с совершенно неподходящими усилителями только потому, что кто-то убедил их: "Бери только ламповый!" или "Marshall – вне конкуренции!"

Правильный подход к выбору усилителя

Вместо того чтобы начинать с бренда, задайте себе следующие вопросы:

  • Нужно ли мне часто перевозить усилитель?
  • Насколько мощный усилитель мне нужен?
  • Буду ли я использовать педали эффектов или хочу, чтобы всё делал усилитель?
  • Сколько разных звуков мне потребуется?
  • Какой у меня бюджет?
  • Планирую ли я записываться с этим усилителем?
  • Буду ли я использовать его на концертах?

Не спешите с ответами – тщательно обдумайте каждый пункт, прежде чем принимать решение.

После этого вернитесь к четырём типам усилителей и оцените, насколько каждый из них соответствует вашим требованиям.

Помните: внутри каждого типа есть множество вариаций. Например, хотя ламповые усилители обычно массивные, существуют и компактные модели вроде Orange Tiny Terror, которые можно комбинировать с небольшими кабинетами.

Такой метод позволяет объективно сравнить усилители и выбрать тот, который действительно подходит именно вам.

-9

Подписывайтесь: Youtube | Telegram | ВКонтакте

Вам будет интересно: