Павел Бажов – настоящий уралец – по крови, духу, месту рождения. В нем сочетались необходимая для настоящего репортера точность и правдивость, с фантазией и мечтательностью сказочника. Сокровища родных краев - горные минералы - даже становились подлинными героями его сказок.
Будущий великий сказочник, собиратель уральского фольклора, родился в 1879 году в поселке Сысертский Завод, что неподалеку Екатеринбурга.
Его отец Петр работал на местных горных заводах, а мама Августа не только вела домашнее хозяйство, но и прекрасно шила и плела кружева на заказ.
Павел Бажов был единственным ребенком в семье. Его отдали на обучение в местную земскую школу, затем он окончил духовное училище в Екатеринбурге и Пермскую духовную семинарию.
В двадцать лет молодому человеку прочили место в духовной академии. А это самый конец 19 века! Т.е. было время невероятных подвижек во всем. После уходящего на тот момент столетия, почти целиком баловавшего человечество все новыми и все более ошеломительными изобретениями и открытиями, менялся не только быт людей, но и их духовное сознание, и мышление. Немудрено, что священничество казалось талантливому юноше чем-то из прошлого. Он отказался от места в духовном учебном заведении и устроился учителем в деревенскую начальную школу. Спустя пару месяцев будущий писатель вернулся в Екатеринбург и стал преподавать русский язык в том же самом духовном училище, которое окончил и сам. Это место стало судьбоносным и в личном плане - в 1911 году Бажов женился на своей бывшей выпускнице Валентине Иваницкой. Работая учителем русского, Бажов записывал афоризмы и побасенки — короткие рассказы из жизни, изучал быт мастеров и историю горной промышленности Урала.
Три года спустя молодая семья перебралась в город Камышлов Пермской губернии.
В судьбоносном 1917 году сочувствовавший рабочим и крестьянам Бажов добровольцем ушел в Красную армию. На родном Урале он и сражался, и вел политические лекции для бойцов.
Ораторский талант перешел в писательский - уже в Свердловске в 1923 году он стал редактором «Крестьянской газеты», где заведовал письмами читателей, собирал материал для будущих произведений, писал очерки. Год спустя вышла книга Бажова под названием «Уральские были. Из недавнего быта Сысертских заводов», а после регулярно публиковал исторически очерки о родных краях писателя. Восстановленные по памяти (утраченные в годы Гражданской войны) заметки о местном фольклоре стали основой для будущих изысканий автора.
Уже в 1930-х Бажов вновь стал собирать фольклор. В поездках он обращался к «заводским старикам» — так прозаик называл людей, которые, как и его отец, несколько десятков лет работали на заводах. Такой труд был тяжелым и опасным, горные мастера часто получали увечья, многие оставались инвалидами. Таких рабочих переводили на более легкий труд: они служили сторожами, кладовщиками. Эти-то старики рассказывали предания, которые слышали еще от своих дедов, и дополняли их собственными деталями.
В 1939 году вышел знаковый сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора. Изначально книга состояла из 14 сказов. Затем Бажов дополнил его произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах».
В некоторых из сказов повествование ведет вымышленный рассказчик, дедушка Слышко. Его прототипом стал сторож заводского склада Василий Хмелинин, который рассказывал Бажову много историй. В речи дедушки Слышко автор использовал много диалектизмов и профессиональной лексики горных рабочих.
Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница. В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов.
В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Волосы ее Бажов описывает так: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». Малахитница в сказах могла показаться в виде ящерицы с короной, а иногда герои слышали только ее голос.
Из уральского фольклора в сказы Бажова пришел персонаж Великий Полоз — хозяин земных сокровищ, огромный змей с короной на голове. «Сила ему такая дана: золото, какое он пожелает, к себе в землю притягивать» — говорилось в сказе «Золотой волос». А ведь как эти образы ощутимо перекликаются с драконами и змеями, охраняющими сокровища - в европейских или азиатских мифах...
Встречаются в сказах писателя и другие персонажи народных преданий, например девка Азовка, которая охраняет клады горы Азов. Она упоминается в сказе «Дорогое имячко». Бажов вспоминал, что об Азовке рассказывали по всему Уралу. По одной версии, ее считали духом татарской царевны, по другой — пленницей, которую прокляли после смерти и превратили в духа-сторожа.
В 1939 году вышла автобиографическая детская повесть Бажова «Зеленая кобылка». Это рассказ о жизни подростка на уральском заводе рубежа XIX–XX веков. По сюжету трое друзей-мальчишек встретили беглого преступника, осужденного за политическую деятельность, и помогли ему скрыться от властей. По мотивам повести режиссер Олег Николаевский в 1960 году снял приключенческий фильм «Тайна зеленого бора».
В том же 1939 году Павел Бажов стал членом Союза писателей СССР. Во время
Великой Отечественной войны он продолжал ездить в удаленные рабочие поселки, встречался с местными старожилами, исследовал историю горных заводов, жизнь мастеров. Он изучал письменные источники, фиксировал важные события, записывал имена и прозвища — семейные и те, которые давали в рабочем коллективе. Бажов собирал присловья — выражения в речи, которые употребляли для украшения или шутки, а также побасенки и поговорки. Одновременно Бажов редактировал книги по краеведению и газеты, создавал очерки и повести. Он тщательно работал над черновиками: переписывал по многу раз, подбирал имена героям.
По мотивам сказов Бажова снимали фильмы. В 1946 году вышел «Каменный цветок» режиссера Александра Птушко - одна из первых полнометражных цветных картин в Советском Союзе. Главные роли в ней исполнили Владимир Дружников и Тамара Макарова, над сценарием работали Павел Бажов и Иосиф Келлер. По мотивам сказов появились рисованные и кукольные мультфильмы: «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце» и другие.
В 1949 году вышла повесть «Дальнее — близкое» об истории Свердловска — современного Екатеринбурга. Это автобиографическое произведение рассказывает о большом городе, каким его впервые увидел маленький мальчик.
В последние годы жизни Павел Бажов входил в высший орган советской власти — Верховный совет СССР. Как депутат он помогал колхозам провести электричество, отстаивал права рабочих. Также прозаик возглавлял Свердловское отделение Союза писателей СССР, был редактором альманаха «Уральский современник».
Павел Бажов умер в 1950 году в Москве. Похоронили его, конечно, на родном Урале - в Екатеринбурге.
Несколько лет назад литературное сообщество Богдановича поставило недалеко от места венчания Бажова и Иваницкой памятный камень. Привезли его с тех мест, которые описывал Бажов в своих сказах о мастерах каменного дела.