16 февраля российские войска освободили Авдеевку, битва за которую продолжалась с 2014 года. Именно отсюда украинские боевики обстреливали Донецк и близлежащие населённые пункты. Под напором наших солдат противник был вынужден отступить. А жители освобождённого города могут спокойно вздохнуть: теперь они дома.
ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА
Бойцы 74-й мотострелковой бригады зашли в Авдеевку 16 февраля. А спустя сутки над городом уже развевались русские флаги. Украинские боевики в спешке бежали из города. А мирные жители, увидев наших военных, не могли сдержать радости.
Я увидел в окно. Заходили оттуда, от путей, в повязке. Я думаю: ну всё!.. Вижу, и не верится! Мозги не осознают. Всё, мы дома! Все на эмоциях. Пока не осознаётся,
– рассказал житель Авдеевки.
Этот город называют "воротами Донецка". Считается, что тот, кто контролирует Авдеевку, тот контролирует весь Донбасс. Теперь, когда город освобождён от нацистов, Россия может продвигаться дальше и освобождать свои исторические территории.
В беседе с "Царьградом" военкор интербригады "Пятнашка" Павел Кукушкин отметил, что этот укрепрайон ещё с 2014 года создавался как форпост ВСУ и считался стратегически важной точкой, откуда они планировали начать своё наступление на Донецк. Но русские их опередили.
Мы в 2022 году их опередили. Этот серьёзный укрепрайон мы дожимали очень долго, с начала СВО. Два года копили силы, понимая, что нахрапом взять это не получится,
– рассказал военкор в эфире программы "Мы в курсе".
Когда стало понятно, что Авдеевку не удержать, руководство Украины забилось в панике. Первым нервы сдали у главы МИД Украины Дмитрия Кулебы. Отвечая на вопрос о предстоящих встречах делегации "страны У", Кулеба затянулся сигарой прямо во время прямой трансляции с полей Мюнхенской конференции.
Украина скрывает правду
Киевский режим до последнего пытался оправдываться уже по привычной схеме. Мол, всё хорошо, всё идёт по плану, будем воевать до последнего украинца. Главком Александр Сырский едва успел занять пост, а по его репутации уже был нанесён удар. Но украинский Генштаб не сдаётся: результаты у "контрнаступа" есть, а то, что бежали из Авдеевки, – так было нужно.
Как заявил офицер 59-й отдельной мотострелковой бригады им. Якова Гандзюка Сергей Цехоцкий, "военная операция прошла успешно, линия фронта выровнялась, и настроения у военных нормальные".
К слову, о настроениях в рядах ВСУ. Мобилизованный Владимир Олейник 2001 года рождения попал на фронт в качестве помощника гранатомётчика 1-й пехотной роты 141-й отдельной пехотной бригады. Попал в плен при штурме российскими войсками позиций ВСУ в Работино. По его словам, о том, что их будут штурмовать, их никто не предупреждал, связи не было.
У меня было три магазина, одна граната. Началась перестрелка, у меня закончились патроны. Нас начали закидывать гранатами. Я упал на землю, ждал, молился. Потом начали кричать: "Есть кто живой?". Я начал кричать, что я живой. За мной пришли два мужика, забрали меня. Вот я здесь,
– рассказал Владимир.
О том, что между украинским командованием и военными давно назрел серьёзный конфликт, писали и украинские Telegram-каналы, и СМИ. Солдаты, понимая, что их фактически бросили на убой, отказывались воевать.
Они понимают, что были брошены на убой потому, что являются достаточно серьёзной боевой силой. То есть тем самым боевым кулаком, который, в принципе, может теоретически свергнуть существующий киевский режим. Потому что они недовольны отсутствием успехов и целой чередой неудач на фронте. И, естественно, обвиняют в этом офис президента Украины Владимира Зеленского,
– сказал Павел Кукушкин.
Как русские выбивали "азовцев"*
Последним убежищем боевиков стал Авдеевский коксохимический завод. До начала специальной военной операции там работало порядка 4 тысяч человек, то есть каждый пятый житель Авдеевки.
Это предприятие считалось крупнейшим коксохимическим заводом в Европе. По словам военкора "Комсомольской правды" Дмитрия Стешина, который до этого был вместе с нашими бойцами в Мариуполе, Авдеевский коксохим сопоставим по размерам с "Азовсталью".
На "Азовстали" было 23 бомбоубежища. Все эти предприятия закладывались в одно и то же время. Это конец 1950-х – начало 1960-х. Тогда очень крепко попахивало ядерной войной, поэтому на всех новых предприятиях закладывались бомбоубежища 1-го, 2-го, 3-го класса. Соответственно, они могли вместить смену 4 тысячи человек. То есть это серьёзное бомбоубежище, шестиметровая бетонная подушка, гермодвери, система очистки воздуха и так далее,
– рассказал он.
С точки зрения военкора, отправить на коксохим 3-ю бригаду, сформированную из бывших боевиков "Азова"*, было серьёзным моральным просчётом со стороны противника. Потому что они практически сразу оттуда сбежали.
Ни один нормальный человек второй раз такое переживать не захочет. На коксохиме и в Авдеевке применялась фугасная авиационная бомба с системами планирования и корректировки. Где эти бомбоубежища находились, в каких цехах, разумеется, все знали точно с точностью до метра. Они на всех планах были. Видео были, как в бомбоубежище или где-то рядом попадали. Сидеть там, конечно, при таком раскладе было просто невыносимо,
– сказал Стешин.
По его словам, до ВСУ стала доходить бессмысленность происходящего, тех ужасающих потерь, которые они несут каждый раз, сталкиваясь с российской армией, очевидно превосходящей их. Но думать об этом надо было раньше. Авдеевка – это только начало масштабного русского наступления. Судя по информации, поступающей с фронта, следующая цель продвижения наших войск будет в районе Работино. Об этом сказал и полковник ЛНР Виталий Киселёв.
Работино почему нам важно? Потому что здесь можно будет выйти в тыл района Курахово – Покровское. Это и правая, и левая стороны. Нас интересует само Запорожье, поскольку продолжаются обстрелы Запорожской АЭС. Её нужно обезопасить,
– сказал он в беседе с Царьградом.
По словам полковника, взятие этого населённого пункта откроет путь на Запорожье. А дальше уже наши войска смогут продвинуться ближе к Харькову и таким образом обезопасить жителей Белгородской и Курской областей, которых обстреливают ВСУ.
Напомним, что 24 февраля исполнилось два года с начала спецоперации. Мы видим, как самоотверженно сражаются наши бойцы в зоне СВО. Авдеевка, Работино и подвиги на разных направлениях – всё это говорит об одном: наше дело правое, и мы обязательно победим.
* Батальон "Азов", азовцы – запрещённая в России террористическая организация.