Найти тему
Александр Сушков

Петровск Саратовский. Николаевский мужской монастырь (дополнение к истории монастыря -4).

Оглавление

Петровск Саратовский. Николаевский мужской монастырь (дополнение к истории монастыря -4).

Да чего уж там… Скажу честно, не думал даже, что вернусь к этой теме, но…есть небольшое дополнение, чем и готов сегодня поделиться.

Преподобный Серафим Саровский. Фото из интернета.
Преподобный Серафим Саровский. Фото из интернета.

При подготовке прошлого материала о Николаевском монастыре мне удалось найти кое-какие сведения об одном из его настоятелей, а именно игумене Иларии, который в 1814 году был определен епископом Пензенским и Саратовским настоятелем Петровского Николаевского мужского монастыря. Правда, на тот момент я ещё не совсем был уверен, что с 1810 по 1813 год под этим же именем настоятелем монастыря был совсем другой человек, представленный нам, как строитель иеромонах Иларий. Теперь же могу с уверенностью сказать, что настоятелем Николаевского мужского монастыря в Петровске в 1810 году был определен

Іеромонахъ Иларій. Изъ Корсунскихъ дворцовыхъ крестьянъ, переведенъ нзъ Саровской нустынп, Тамбовской епархіи. При немъ въ 1 8 1 0 году слитъ колоколъ въ 2 0 пудовъ и 20 фунтовъ на сумму доброхотоподателей; умеръ въ 1 8 1 3 году декабря 21 дня и погребенъ въ обители.

Не пойму даже, как я не обратил внимание на список погребенных на кладбище при Петровском Николаевском монастыре…

«Список разных лиц: духовных дворян, военных и купцов, в разное время погребенных на кладбище при Петровском Николаевском монастыре, составленный по могильным памятникам в апреле 1909 года».

- Иеромонах (Росницкий?) Илларион, вызванный начальством из Саровской пустыни, где с младенческих лет он был пострижен в монашество, управляющего сею обителью 3 года 8 мес. Всего жития ему было 34 года 2 месяца и скончавшегося 26.12.1813г.

Свято Троицкий Дивеевский монастырь. Фото из интернета.
Свято Троицкий Дивеевский монастырь. Фото из интернета.

Ну что ж, предлагаю начать нашу очередную (теперь уже думаю, что не последнюю) главу из истории Петровского Николаевского монастыря и для начала перенесемся в Свято Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь…

Атлас Всероссийской Империи, 1737г.
Атлас Всероссийской Империи, 1737г.

Из «Карты окрестностей Арзамаса» 1724г. и «Ландкарты Арзамаской провинции» «Атласа Всероссийской Империи» 1737г. можно понять, что территория Саровской Пустыни (примерное расположение обозначено автором красным кружком на карте) находилась в Шацкой провинции, которая с 1719г. входила в Азовскую, а с 1725г. в Воронежскую губернию. В 1775г. провинции были упразднены и временно переименованы в округа (до 1779г.).

План Темниковского уезда Саровской пустыни. ЦГАРМ, 1749 г.
План Темниковского уезда Саровской пустыни. ЦГАРМ, 1749 г.

Надо сказать, что Административно-Территориальное Деление Российской Империи (АТД РИ) в то время менялось чуть ли не каждое десятилетие и точно сказать, в какой уезд в конкретный период времени входила территория Саровской Пустыни не так просто. Скорее всего, в Темниковский (по крайней мере, так указано в легенде межевой карты 1749г.). Хотя по карте 1737г. выходит, что в Шацкий или в Кадомский уезд.

Саровская Пустынь на картах Российской Империи.

sarpust.ru›2023/04/sarovskaya-pustyn-na-kartah-…

По крайней мере, в то время, о котором идет наш разговор город Петровск также относился то к Азовской, то к Воронежской губерниям, а лишь с 1780 года был подчинен Саратовской губернии.

Свято-Успенская Саровская мужская пустынь на современной карте. (Если кто-то надумает посетить святые места, связанные с именем святого Серафима Саровского).
Свято-Успенская Саровская мужская пустынь на современной карте. (Если кто-то надумает посетить святые места, связанные с именем святого Серафима Саровского).
Саровская пустынь. Фото из интернета.
Саровская пустынь. Фото из интернета.

Первоначальной датой постоянного проживания монахов на месте будущего Сарова считается 1691 год. Большинство саровчан помнят и другую дату – 1706г., тогда на холме меж реками Сатис и Саровка была построена и освящена первая церковь. Этот год считается датой основания монастыря Саровская Пустынь. Сохранилось довольно много упоминаний о Саровской Пустыни в документах тех времён, что позволило местным и иногородним исследователям на их основе написать и выпустить довольно много интересных публикаций и книг.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Саровская пустынь, как изначально назывался Саровский монастырь, была основана в 1770 г. иеросхимонахом Иоанном, арзамасским уроженцем. Из села Новый Усад, известный своими монашескими подвигами и злополучной судьбой. Постепенно совершенствуясь, она при настоятеле старце Ефреме (1758-1777 гг.) была внутри и снаружи благоустроена...

Р.s. Наша история о Саровском монастыре и одном из его послушников (в будущем ставшим иеромонахом Иларием) относится как раз к тому времени, о котором идет речь. К сожалению, данных о нашем герое (дальше по тексту так буду его называть в связи с тем, что его «мирское» имя мне неизвестно) практически не сохранилось, поэтому придется сравнивать его годы пребывания в монастыре с описанием «жития Святых» этого монастыря…

Кстати, «к строительству церкви иеросхимонаха Иоанна побуждал вышедший царский указ – считать всех монахов, живших без церквей, раскольниками. Он всецело занялся устройством монастыря. Несколько лет он провел в Санкт-Петербурге, оформляя необходимые для строительства документы. Он был известен и почитаем в царской семье. Благодаря своей настойчивости и связям в столице в начале 1706 года отец Иоанн сумел получить Высочайшее разрешение Петра I и местоблюстителя Патриаршего престола Стефана Яворского на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника».

Преподобный Марк молчальник, саровский, схимонах. Фото из интернета.
Преподобный Марк молчальник, саровский, схимонах. Фото из интернета.

Одним из таких имен, которое было известно на всю Россию, но потускнело и ушло в тень после того, как засияла звезда преподобного Серафима Саровского, схимонах Марк - молчальник. В течение 60 лет жил и отшельничал в Саровской пустыни схимонах Марк. Его называют предтечей старца Серафима. Непостижима их связь. Оба они родом из Курска, оба купеческого звания, вместе жили в обители 40 лет и похоронены рядом.

Схимонах Марк родился в 1737 году в городе Курске в купеческой семье Аксеновых. Родители назвали его Михаилом. С детских лет он был замкнут и молчалив. К мирской жизни он был не приспособлен и в 1757 году ушел в Саровскую пустынь…

Наш сегодняшний герой (в будущем иеромонах Иларий) родился в 1778 году и родом был из Корсунских дворцовых крестьян…

Для справки: Дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии (формально они считались свободными). После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян. Дворцовые крестьяне — Википедия

Не могу сказать с чем связано пребывание Нашего героя в монастыре с детских лет «с младенческих лет он был пострижен в монашество»… может, потеря родителей послужила его столь раннему поселению в монастыре… По крайней мере, для послушника монастыря тоже был определен возраст (насколько я себе представляю, не меньше 10 лет).

Вот и Прохор Мошнин (в будущем отец Серафим) прибыл сюда в 1778 году 20 ноября (в возрасте 24 лет), накануне праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

19 июля 1793 г.,, о.Серафиму исполнилось 39 лет, и он получает сан иеромонаха (2 сентября 1793 года). (8 лет он провел в звании послушника, 13 августа 1786 года был совершен постриг – стал иноком, в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона (служил в звании иеродиакона 4 года).

Если за основу мы берем 15 лет, которые понадобились отцу Серафиму чтобы заслужить сан иеромонаха в Саровском монастыре, то получается, что будущий иеромонах Иларий в Саровский монастырь должен был попасть не позднее 1795 года (16 лет)… хотя и упоминается его пострижение в монахи – «в младенчестве» (?)…

Для справки: в 1793 году Саровская обитель по новому расписанию от Владимирского ведомства перешла в ведение Тамбовской епархии.

Святой Преподобный Серафим Саровский. Фото из интернета.
Святой Преподобный Серафим Саровский. Фото из интернета.

Думаю, что нет надобности напоминать, что Наш герой, конечно же, не стал святым за столь короткий его земной век – прожил он всего 34 года и два месяца, но был, я бы сказал, не на последнем месте среди монастырских монахов.

Дело в том, что «Строгий устав монастыря и подвижническая жизнь его иноков делали Саровскую пустынь примером и для других духовных обителей. «Академией монашества» называли Саровскую пустынь, и это соответствовало действительности.

Одним из первых монахов, которого взяли из Сарова для помощи другому монастырю, был иеромонах Назарий. Сын причетника села Аносова Кадомского уезда Тамбовской губернии, мирское имя Николай, родился в 1735 году, в Саровскую пустынь пришел в 1752 году. В 1760 году был пострижен в монашество под именем Назарий, через несколько лет рукоположен в иеромонахи.

Иеромонах Иларий направляется в Курский Коренной монастырь, иеромонах Анастасий – в Югскую пустынь, иеромонах Никандр – во Флорищеву пустынь, иеромонах Арсений – в Краснослободский монастырь и т.д»...

История Саровского монастыря — Статьи...

sedmitza.ru›text/930238.html

Очевидно, что строитель иеромонах Иларий, «вызванный начальством из Саровской пустыни», оказывается в их числе.

Святой Преподобный Серафим Саровский. Фото из интернета.
Святой Преподобный Серафим Саровский. Фото из интернета.

И ещё меня заинтересовали строки о том, что именно при строителе иеромонахе Иларии «в 1810 году слит колокол в 20 пудов и 20 фунтов на сумму доброхотоподателей» для Николаевского мужского монастыря…

Не удивлюсь, что это была одна из главных причин, по которой иеромонах Иларий был и приглашен в Петровск…

Кстати, в отличии от игумена, который в Православной церкви является настоятелем монастыря, Строитель, не имея сана игумена, является управляющим монастыря. о строителе - форум Древа

Обложка книги «Житие СТАРЦА СЕРАФИМА». «Он жил во славу БОЖИЮ», - надпись на памятнике о.Серафима.
Обложка книги «Житие СТАРЦА СЕРАФИМА». «Он жил во славу БОЖИЮ», - надпись на памятнике о.Серафима.

И ещё раз предлагаю нам с вами вернуться в Саровскую пустынь…

Фото из интернета.
Фото из интернета.

У каждого исторического города есть свой символ, своя главная достопримечательность. Для Сарова - это колокольня Саровской пустыни…

Р.s. Немного забегая вперед, открою секрет: всего колоколов здесь к концу XIX века было 19… практически половина из которых была выплавлена местными монастырскими монахами…

… На богомольца, прибывшего в Саровскую обитель издалека, сильное впечатление производила монастырская колокольня. Высокий, величественный, уходящий ввысь белый столп Саровской колокольни символизировал духовный путь, который должен проделать каждый христианин за время своей жизни.

Эта колокольня сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Города. Строилась она десять лет, с 1789 по 1799 год.

Колокольня строилась на пожертвование вкладчиков, и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и она была выполнена всего в четыре яруса. Одним из вкладчиков на строительство был отец русского писателя Александра Николаевича Радищева – отставной майор Николай Афанасьевич Радищев…

Фото из интернета.
Фото из интернета.

Хочется привести здесь художественный отрывок, взятый из путевых заметок одного паломника, остановившегося в гостинице Саровской пустыни: «Полная луна таинственно, спокойно глядит в открытые окна. Стоит тёплая, благовонная, тихая июльская ночь. Аромат бесчисленной сосны дремучего бора плывёт тёплой струёй целительного бальзама. Тишина полная, вся исполненная какой-то таинственности и благоговейного безмолвия. Только башенные часы на колокольне торжественно отбивают отлетающие в вечность минуты, да каждые четверть часа куранты играют что-то, дивно гармонирующее, как бы сливающееся в тихом аккорде с ниспавшей на обитель тишиной...»

Видъ Саровской пустыни - Ефимов И. Фото из интернета.
Видъ Саровской пустыни - Ефимов И. Фото из интернета.

И ещё… «…Долго стоял я здесь и любовался роскошною картиною природы, прелестною в дикости своей; между тем окрестность оживлялась пением птиц и шорохом листьев, едва достигавшим до слуха, и пустыня казалась раем...»

Саров, Успенская пустынь. Церковь Николая...

sobory.ru›article/?object=37254