При освящении храма и всех предметов,употребляющихся в богослужении, жилых домов и хозяйственных построек, бытовых предметов и орудий труда используется вода. Христианское сознание именно в воде находит очищающую и животворящую силу. Святитель Кирилл Иерусалимский (живший в 4веке),говоря о причине этого, замечает,что начало мира-вода, и начало Евангелия-Иордан. От воды воссиял свет чувствительный, ибо Дух Божий носился верху воды (то есть над водой-при сотворении мира). От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо,как пишет евангелист, "с того времени", то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4,17). Крещением Своим Иисус Христос "потопил в водах Иордана грехи всего мира", освятил водное естество.
Церковь отдельно выделяет великое и малое освящении воды.
Великое освящение совершается всего лишь два раза в году-накануне и в самый день праздника Крещения Господня, 18 и 19 января. Вода, освящаемая таким образом, именуется также великой агиасмой и является особой святыней. Верующие,набирая этой воды,используют её для освящения домов, для пития в небольших количествах натощак. Широко известно (и даже засвидетельствовано в примечании к богослужебному последованию Крещения) Свойство великой агиасмы не зацветать плесенью, не загнивать даже при очень долгом стоянии. Это свидетельствует об особом, мистическом соприкосновении и взаимоотношении вещества воды и силы Божественной благодати. Главным моментом чина великого освящения воды является троекратное погружение священником в воду креста с пением тропаря Крещению Господню: "Во Иордане крещающуюся Тебе, Господи...".
Малое освящение воды (воду, освященную таким образом, иногда именуют малой агиасмой) можно совершать в любое время. Особенно устанавливается Церковью совершение малого водоосвящения в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14августа) и в день Преполовения Пятидесятницы.
Последование малого освящения воды обычно соединяется с молебным пением. После пения тропарей и каждения воды читаются Апостол и Евангелие. Евангельское зачало (Ин.5,1-4) в русском переводе звучит так: "...пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда (дом милосердия), при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных,слепых,хромых,иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью".
Затем, после совершения великой ектении и чтения молитв, священник трижды погружает в воду крест с пением тропаря Честному Кресту Господню: "Спаси,Господи, люди Твоя...". После этого совершается окропление храма (если водоосвящение происходит в храме) и верующих освященной водой, что священник делает с помощью особой большой кисти-кропила. Затем последование завершается определенными молитвословиями, а верующие получают возможность набрать святую воду для себя.
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, её употребляют натощак для пития в небольших количествах,обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме), кропят своё жилище, домашний скот (конечно, лучше всего, если это совершает священник вместе с особым молитвенным последованием).
Особенным свойством святой воды является то,что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной,она сообщает благодатные свойства и ей; поэтому в случае нехватки святой воды её можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода-церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. При пролитии святой воды её ни в коем случае не следует вытирать обычной половой тряпкой. Продолжение следует в следующей статье, там вы узнаете о освящение икон и нательных крестов.
Применение святой воды в повседневной жизни.Водоосвящение.
25 февраля 202425 фев 2024
3
3 мин