Однажды Гурэнтэ, отправившись в путь после уничтожения двух солнц, столкнулся с величественным явлением – древом, именуемым ялоан туйгэ, которое тянулось от самой земли до небес. Оно было настолько внушительным, что его ствол не могли охватить даже сто человек. В его кроне обитало множество птиц, чьи полёты временами затмевали солнце. Животный мир этого древа был удивителен: лягушки и ящерицы служили его корой, удавы – ветвями, а вместо листьев и шишек на нём располагались круглые толи и звонкие колокольчики. Корни древа представляли собой змей, а само оно было сосной.
У подножия могучего древа Гурэнтэ увидел прикованного к нему Человека по имени Хадо, созданного божеством Эндури как стража этого мира. Гурэнтэ освободил Человека и собрав с дерева колокольчики и рога, вернулся домой. Однако содержимое его мешка со свистом разлетелось, даруя шаманские атрибуты различным достойным родам, таким как Юкаминканы, Удинканы, Бельды и Одзялы, что способствовало появлению многих шаманов.
Хадо женился на дочери Гурэнтэ, и от него произошли все люди, потомки которых живут до сих пор. В современной практике каждый шаман обладает своим древом торо. У сильных шаманов это дерево называется туйгэ и обычно представляет собой лиственницу. После посвящения шамана высаживается несколько лиственниц, и одна из них становится для него торо, на которое он призывает духов во время камлания.
Существует поверье о том, что нельзя отрывать ветки с дерева торо и даже говорить о них, иначе можно заболеть. У нанайцев, не являющихся шаманами, были свои священные деревья, к которым они обращались с молитвой и приносили жертвы, видя в них посредников между собой и духами.
В культуре нанайцев дерево также играет роль в космологии рождения и продолжения рода. На небесах, по верованиям гольдов, для каждого рода растет своё дерево, именуемое омиа мони, на котором ведут свою жизнь души-птицы. Эти души последовательно спускаются в мир людей, оживляя новых детей.
На свадебных халатах нанайцев вышивается родовое дерево, символизирующее принадлежность невесты и пожелания плодовитости. Изображение дерева на халатах содержит эхо мифического мирового древа жизни и может отражать принадлежность невесты к шаманскому роду. При этом основание дерева украшается изображениями тотема рода – священного первопредка.
Так, древо является центральным символом в мифологии нанайцев, символизируя связь мира людей с миром духов, рождение и продолжение жизни, а также шаманское предназначение.