Найти тему
АиФ-Омск

Танечка начинает и выигрывает. Как народная смекалка победила духов

Оглавление
   Танечка поможет ходокам, а камердинер - ей самой.
Танечка поможет ходокам, а камердинер - ей самой.

Омский театр драмы представил премьеру спектакля «Плоды просвещения» (16+) по пьесе Льва Толстого.

В одноимённой пьесе-комедии Льва Толстого критики сразу оценили реалистичное изображение всех слоев общества: знати, лакеев, крестьян. А режиссёр Георгий Цхвирава добавил современных реалий, чем сделал сатирическое начало еще ярче.

И папаня жениха

Горничная Таня с первых минут на сцене показывает, что всем здесь заправляет она. Велено не пускать в дом трёх мужиков из Курской губернии, пришедших покупать у владельца дома землю (как было обещано), а она приглашает их в прихожую. Хозяйка, узрев на расстоянии в посетителях рассадник всевозможной заразы, приказывает выгнать вон, а она их на кухню отправляет.

   В спектакле полно странных персонажей. Фото: Омский академический театр драмы
В спектакле полно странных персонажей. Фото: Омский академический театр драмы

Отказывает барин в продаже земли – ему так дух свыше подсказал, а она вызывается помочь и плетёт интригу. Собственно, эта интрига и есть сюжет. А старается она не просто так. Сама из курских, да плюс один крестьянин – папа её жениха, буфетного слуги Семена. Какая мотивация!

Как Таня (актриса Мария Токарева) добивается нужной подписи барина на земельном документе? С одним обитателем дома хитрит, другого поучает, третьего переманивает на свою сторону сиротским признанием.

Увлечение и страх

Увлечение господина Звездинцева спиритизмом, пришедшем из Европы, режиссёр «украшает» шаманским бубном. Большим, звучным – при дружелюбной речи сам барин (заслуженный артист России Александр Гончарук) под гром звуков выглядит довольно комично. Хотя он сам на это не обращает ни малейшего внимания – весь в связях с духами умерших, в мыслях о поисках медиума.

   Помешаны на лекарствах и неведомой болезни. Фото: Омский академический театр драмы
Помешаны на лекарствах и неведомой болезни. Фото: Омский академический театр драмы

В его окружении такие же последователи спиритизма Марья Васильевна Толбухина, профессор Кругосветлов (заслуженные артисты России Татьяна Филоненко и Олег Теплоухов) и другие. Каждый со своими «фишками»: у светской дамы - словесный поток с присказкой «я займу всего две минуты», у профессора - прическа «а-ля Эйнштейн» и изъяснение научными терминами.

От дурацких «загробных» разговоров в своем доме раздражается жена хозяина Анна Звездинцева. При том своё пристрастие к лекарствам она считает абсолютно нормальным.

Как и свой страх перед микробами. Екатерина Потапова, заслуженная артистка России, очень натурально изобразила барскую брезгливость от вида мужиков – писклявым голосом она верещала, что у одного в складках одежды микробы скарлатины, у другого - оспы, а третий – разносчик дифтерии.

И как тут не вспомнить пандемию? По воле режиссёра несколько слуг в СИЗ (белые одежды в сюжетах из ковидных отделений) периодически выбегают на сцену, чтобы дезинфицировать ручки, двери, столы. И барыня спешит сменить платье на средство индивидуальной защиты. От глупого страха другой дурдом творится.

Музыка их связала

Господские дети – Бетси и Василий – красавцы в возрасте «20+». Дочь назло матери заказывает неприличный прозрачный наряд, который та отказывается оплачивать, а сын вытягивает из маменьки деньги на породистых собак - члену общества любителей собак она не смогла отказать.

   У одних костюмы 19 века, у других - 21-го. Конфликт отцов и детей... Фото: Омский академический театр драмы
У одних костюмы 19 века, у других - 21-го. Конфликт отцов и детей... Фото: Омский академический театр драмы

Примечательно, что дети со своими друзьями (учительницей музыки и другом из общества) одеты как рокеры и металлисты: в кожанках, с цепями, в сапогах, дамочки в чулках с дырками и сеточкой... Такой противовес костюмам XIX века. Деталь – как отражение конфликта поколений. Они всем своим существом отвергают духов и разную заразу.

Танцы Бетси с подругой-музыкантшей – отдельный момент! Хореография – разгуляй-вольница, частями нагая провокация. Невольно подумалось, что к ним бы на сцену Бузову – и апогей гротеска!

Без суеты

Танину интригу со спиритическим сеансом в заключение затмевает камердинер Фёдор Иванович (народный артист РФ Михаил Окунев). Это единственный персонаж, кто вёл себя крайне сдержанно и тем уравновешивал суету домашних – с бубнами, свечками, микстурами, тряпочками...

Он хлопочет перед барыней за горничную – справедливая, как он тоже считает, интрига удалась, но девушку вывели на чистую воду. Она просит разрешения уйти из дома, чтобы выйти замуж.

   Анна Звездинцева помешана на микробах, поэтому замучила доктора выпиской всё новых и новых лекарств. Фото: Омский академический театр драмы
Анна Звездинцева помешана на микробах, поэтому замучила доктора выпиской всё новых и новых лекарств. Фото: Омский академический театр драмы

Уговорив барыню, Фёдор тихо замечает Тане, что заедет к ней, как она устроится. Человеческое отношение – оно ведь не зависит от просвещения: от познания разных модных теорий или новых снадобий на всякий случай.