Глава Чувашии Олег Николаев был готов незамедлительно доложить относительно положения дел в дорожной отрасли, но президент Владимир Путин в этой части предложил первым выступить вице-премьеру Марату Хуснуллину. Тот поспешил констатировать, что республика очень неплохо работает, эффективно. «За последние четыре года мы больше 100 миллиардов инвестиций вложили в транспортную инфраструктуру региона. У нас сейчас на ближайшие годы есть план порядка 6 миллиардов дополнительно дать, есть план по развитию М-7», – сообщил вице-премьер.
Вообще-то 100 млрд были названы ради красивой цифры. Львиная часть этой суммы ушла на новую автомагистраль М-12, которая имеет огромное федеральное значение, но не столько укрепила региональную инфраструктуру, сколько ее порушила. Прежде всего, в виде региональных и местных дорог, пострадавших при перевозке инертных грузов. Хуснуллин понимал, что Николаев обязательно затронет данный момент, и предпочел действовать на упреждение.
«Ряд местных дорог, действительно, был поврежден, тяжелыми машинами приведен в не совсем исправное состояние», – дипломатично высказался вице-премьер. При этом он отметил, что исторически в Чувашии состояние республиканских дорог было значительно хуже, чем в среднем по РФ. Если в целом по стране 52% региональной опорной сети находится в нормативном состоянии, то в Чувашии только 48 процентов.
По словам Хуснуллина, у республики есть естественное желание максимально сделать капитальный ремонт дорог за счет дополнительных федеральных средств. Но надо определиться по цене вопроса. «Региональные власти называют значительно большую цифру, коллеги из «Росавтодора» и «Автодора» называют меньшую цифру. Мы договорились, что сделаем комиссию, посчитаем, сколько реально, проведем диагностику весной и летом, посчитаем и, безусловно, будем помогать, – заверил он.
«Понимание есть, работаем нормально. Думаю, что найдем компромиссное решение, – добавил вице-премьер. – С деньгами сейчас, конечно, тяжеловато, с федеральным бюджетом, но что-то будем смотреть. 1 апреля, возможно, кто-то не законтрактуется – освободятся средства, что-то мы в экономии самого «Автодора» найдем, и что-то коллеги должны тоже сами, конечно, поискать в своем дорожном фонде. Например, по Татарстану мы сегодня деньги поискали, и они этот вопрос так остро не ставят. Хотя у них тоже более 300 километров подъездных дорог, которые были задействованы на строительство». Резюмировал Хуснуллин по-военному: будет поручение президента – будем выполнять.
«Возможности Дорожных фондов Чувашии и Татарстана несопоставимы, – прокомментировал ситуацию «Правде ПФО» директор «Чувашупрдор» Юрий Шилов, наблюдавший ход заседания по телевидению. – Так что нам-то приходится уповать на федеральное финансирование. По контракту строители М-12 должны были задействовать определенные региональные и местные дороги. Не сомневаюсь, что в течение нескольких лет будут выделяться средства на их восстановление. Но фактически большегрузы проезжали там, где считали нужным. Вот за эти участки еще нужно будет побороться.
Шилов добавил, что ожидается очень тяжелая весна. В морозы земля промерзла очень глубоко, при потеплении основание дорог просто поплывет. Так что придется провести просто огромный ямочный ремонт, чтобы не остановить движения.
Возвращаясь непосредственно к совещанию, можно отметить, что Николаев оценил добрые слова Хуснуллина в адрес республики, и ответил соответствующим образом. «Мы в целом достигли результатов, конечно же, благодаря тому, что Марат Шакирзянович очень настойчиво, очень четко и где-то даже порой жестко нас администрирует в штабном режиме. Благодарим его за эту работу, потому что мы, конечно же, порою, сами даже не ожидая, раскрываем свои внутренние резервы. У нас многое получается, что казалось невообразимым», – сказал Николаев.
А далее действительно произошло невообразимое. Николаев напомнил Путину, что в 2020 году обращался к нему с просьбой поддержать проект строительства третьего транспортного полукольца Чебоксар. Президент тогда одобрил, дал поручения. А теперь же глава Чувашии решил взять свои слова обратно. Мотивировал тем, планы оказались чересчур дорогостоящими.
«Трасса М-7 проходит по Чебоксарам, она с западного подъезда четырехполосная и сюда, в сторону Цивильска, тоже четырехполосная. Осталось 12 километров (643–659 километры), которые двухполосные. Причем этот участок дороги практически является уличной сетью в Чебоксарах. По нему ходит транзитный транспорт М-7, в то же самое время он объединяет внутриагломерационные населенные пункты», – поделился наболевшим глава Чувашии.
Николаев напомнил, что в прошлом году республика в рамках сотрудничества с госкорпорацией «ДОМ.РФ» начала разрабатывать мастер-план. «По этому участку дороги есть проектно-сметная документация, реализация планируется с нынешнего года. В мастер-плане заложили развитие этой дороги, поэтому ушли от того решения, которое вы поддержали, чтобы строить третье транспортное полукольцо».
В другой день в другом месте от президента можно было бы ждать негативной реакции. Дескать, чего голову морочите, сначала полукольцо, теперь мастер-план, сами разберетесь, что вам больше нужно, потом обращайтесь. Но в Цивильске Путин был воплощенной благожелательностью. Он немедленно распорядился все сказанное взять на заметку Хиснуллину и своему помощнику Максиму Орешкину. «Что касается дорог, вы все слышали. Потом мы сделаем отдельное поручение», – сказал президент.
Сейчас многие задаются вопросом, по какой причине в Цивильске президент пребывал в столь приподнятом настроении. Понятно, что чиновники поставят произошедшее себе в заслугу. Мол, знайте теперь, в каком преуспевающем регионе живете. Но Путин отличается тем, что не всегда верит цифрам в бравурных отчетах. А в Чувашии ему не показали ничего особенного. Не могли же его потрясти обычный деревенский ФАП или районный клуб.
Зато можно предположить, что президент находился под впечатлением восторженной встречи, устроенной ему местными жителями. Это было нечто, народ, простоявший несколько часов на морозе, ликовал, выкрикивал здравицы, женщины протягивали ему своих маленьких детей. После военных сводок, трудных дипломатических переговоров, полета на ракетоносце получилась очень глубокая моральная перезагрузка. «Люди очень скромные, выполняют очень важную работу. Потом вернусь в Москву, так скажем, мелочи по нашим масштабам – надо будет сделать обязательно», – неспроста же обронил Владимир Путин эту фразу в самом начале совещания.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото kremlin.ru