Найти тему

Духовный кодекс православного христианина. Часть 1. Правила Святых Апостолов.

Поздравляю с воскресным днем! Приветствую вас во Христе, радуясь приятому Христу!

Давно уже задумал, но все никак не преступал или не продолжал формировать Духовный кодекс православного христианина из Канонических Правил Вселенских Соборов, относящихся к мирянам.

Важность и правильность исполнения данных правил говорит в числе прочих тот факт, что в некоторых книгах перед этими правилами приводятся христианские православные догматы, символ веры, которые и были приняты на Вселенских Соборах, а 85 правилом Святых Апостол (и другими) вообще устанавливается перечень книг Библии. Соответственно это прямым образом указывает нам на первоочередность и верховенство данных правил принятых соборно и которые подлежат обязательному выполнению всеми православными христианами. Если же сии правила входят в противоречие с отдельными высказываниями святых отцов и даже многих святых отцов, не следует этому смущаться и следует продолжать в спокойствии духа держаться именно канонических правил вселенских соборов, как истины.

Неподдельность канонических правил очень легко проверяется и многократно были переведены. Тогда как по многим святым отцам до сих пор ведется работа и постоянно находятся подлоги, неверные и искаженные переводы не просто отдельных частей творений святых отцов, а даже целых корпусов творений. Что говорит, что опираться исключительно на высказывания святых отцов могут только люди всю жизнь посвятившие себя изучению святых отцов (патрологи), которые имеют возможность знакомиться с оригиналами творений на оригинальном языке.

В этой статье приводятся правила Святых Апостолов, которые многими Вселенскими Соборами признаны именно как правила, которые были установлены самими Апостолами, вначале в устной форме, а затем были записаны и многократно в течение 8 столетий на Вселенских Соборах утверждены в качестве истиных апостольских правил. К 9-му правилу об обязательном причащении мирян на каждой литургии приведены еще параллельные правила из Вселенских Соборов, чтобы более были понятен смысл сказанного в 9-м правила и не допускалась неверное толкование или трактовка этого правила установленного самими святыми апостолами: каждый мирянин на каждой литургии должен, обязан причащаться.

Поздравляю с воскресным днем! Приветствую вас во Христе, радуясь приятому Христу!

Правило святых апостолов № 9. О недопустимости верным покидать Литургию, не участвуя в молитве и причащении:

Всех тех верных, которые входят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и во время святого причащения, должно отлучать как нарушающих порядок в церкви.

Правило Антиохийского Собора (341 год) №2. Об отлучении от Церкви пребывающих на Литургии, но не участвующих в молитве и не причащающихся:

Всех входящих в церковь и слушающих Священные Писания, но в нарушение порядка не участвующих в молитве с народом или уклоняющихся от причащения Евхаристии, должно отлучать от Церкви до тех пор, пока не будут в состоянии, исповедавшись, принеся плоды покаяния и испросив прощения, получить его. Да не будет же позволено иметь общение с отлученными и принимать в одной церкви тех, которых не принимают в собрании другой церкви. Если же кто-либо из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира будет в общении с отлученными, то да будет и сам вне общения как нарушающий церковное правило.

Правило V-VI Вселенского Собора – Константинопольского, Трулльского (691 год) №66. О необходимости причащения во все дни на Светлой седмице.

Всю седмицу от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новой верные непременно должны проводить время в святых церквах в псалмах и славословиях и песнопениях духовных, радуясь и празднуя во Христе, внимая чтению Божественных Писаний и (особо) наслаждаясь Святыми Тайнами: тем самым мы будем воскресать и возвышаться со Христом. Поэтому в названые дни да не совершаются никогда конные ристания или другое народное зрелище.

Правило V-VI Вселенского Собора – Константинопольского, Трулльского (691 год) №80. О епитимии для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.

Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из причисленных к клиру, или мирянин не имеет никакой настоятельной необходимости или затруднительного дела, побуждающих его долго отсутствовать в своей церкви, но, оставаясь в городе, три воскресных дня в течение трех недель не приходит в собрание, то, если он клирик, да будет извержен; если же мирянин – да будет отстранен от общения.

Правило святых апостолов № 3. О том, что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад.

Если какой-либо епископ или пресвитер, вопреки установлению Господа о жертвоприношении, принесет в алтарь что-либо иное: мед, молоко или приготовленный сикер вместо вина, птицу, каких-нибудь животных или овощи, вопреки установлению, да будет извержен из сана. Исключение составляют молодые зерна и виноград, приносимые в подобающее время. Да не будет позволено доставлять в алтарь что-либо иное, кроме елея для светильника и фимиама, ко времени святого приношения.

Правило святых апостолов № 4. О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю.

Все остальные плоды пусть посылаются в качестве начатков в дом епископу и пресвитерам, но не в алтарь – разумеется с тем, чтобы епископ и пресвитеры уделяли часть диаконам и остальным клирикам.

Правило святых апостолов № 10. О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно.

Если кто-либо с чуждым общения, хотя бы даже в доме, помолится, да будет отлучен.

Правило святых апостолов № 24. О том, что мирянин, оскопивший себя, отлучается от Святых Таин на три года.

Мирянин, оскопивший себя, да будет отлучен на 3 года, ибо он покусился на собственную жизнь.

Правило святых апостолов № 43. Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх.

Иподиакон, чтец или певец, делающий подобное(предающийся какой-либо азартной игре и пьянству) пусть или прекратит, или будет отлучен. Точно так же и мирянин.

Правило святых апостолов № 48. Об отлучении мирянина, изгнавшего свою жену и взявшего другую, или женившегося на разведённой.

Если мирянин, изгнав свою жену, возьмет иную или отпущенную другим, то да будет отлучен.

Правило святых апостолов № 51. Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.

Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из находящихся в списке священного чина отказывается от брака, мяса и вина не ради подвига воздержания, но из-за того, что гнушается всем этим, забыв, что всё весьма хорошо и что мужчину и женщину сотворил Бог человека, и клевещет на творение Божие, хулит его, таковой пусть или исправится, или будет извержен и отлучен от Церкви. Подобным образом и мирянин.

Правило святых апостолов № 57. Об отлучении смеющихся над слепыми, глухими, и хромыми.

Если какой-либо клирик посмеется над увечным, глухим, слепым или имеющим поврежденные ноги, то да будет отлучен. Подобным образом и мирянин.

Правило святых апостолов № 63. О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.

Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина съест мясо с кровью души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен, ибо это запретил закон. Если же мирянин, да будет отлучен.

Правило святых апостолов № 64. О том, что постящийся в воскресенье или субботу (кроме Великой) клирик извергается, а мирянин отлучается.

Если окажется, что какой-либо клирик постится в день Господень или в субботу (за исключением лишь одной субботы), да будет извержен. Если же мирянин – да будет отлучен.

Правило святых апостолов № 65. О том, что молящийся с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.

Если какой-нибудь клирик или мирянин зайдет помолиться в иудейскую синагогу или еретическое собрание, да будет извержен и отлучен.

Правило святых апостолов № 66. О том, что клирик-убийца извергается; мирянин отлучается.

Если какой-нибудь клирик в драке ударит кого-либо и с одного удара убьет, да будет извержен за свою запальчивость. Если же мирянин – да будет отлучен.

Правило святых апостолов № 67. Об отлучении насильников.

Если кто-нибудь держит у себя необрученную девицу, после того как совершил над ней насилие, да будет отлучен. Не разрешается ему брать в жены другую, но пусть обладает той, которую избрал, даже если она убога.

Правило святых апостолов № 69. О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).

Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в святую Четыредесятницу, или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин, да будет отлучен.

Правило святых апостолов № 70. О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.

Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из находящихся в списке клириков постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них праздничные дары, например опресноки или нечто подобное, да будет извержен. Если же это мирянин, да будет отлучен.

Правило святых апостолов № 71. О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении.

Если христианин принесет елей в капище язычников или синагогу иудеев в их праздники или возжжет светильники, да будет отлучен.

Правило святых апостолов № 72. О том, что похищающий воск, или елей церковный отлучается, с возвращением похищенного в пятикратном размере.

Если какой-нибудь клирик или мирянин возьмет из святой церкви воск или елей, да будет отлучен; и пусть приложит 5‑ю часть сверх того, что взял.

Правило святых апостолов № 73. Об отлучении тех, кто присвоит церковный священный сосуд или ткань.

Освященный золотой или серебряный сосуд или завесу да не присваивает себе более никто для собственного употребления, ибо это противозаконно. Если же кто-либо окажется в этом уличен, да будет наказан отлучением.

Правило святых апостолов № 84. О том, что князю и царю не по правде досаждающий клирик подлежит извержению, мирянин – отлучению.

Если кто-нибудь несправедливо оскорбит царя или правителя, пусть понесет наказание. И если оскорбит клирик, да будет извержен, если же мирянин – отлучен.

Правило святых апостолов № 85. Об утверждении канона книг Священного Писания.

Пусть будут для всех вас, клириков и мирян, чтимыми и святыми следующие книги Ветхого Завета: 5 книг Моисея – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; 1 Иисуса Навина, 1 Судей, одна Руфи, 4 книги Царств, 2 Паралипоменон (т. е. упущенного в книге дней), 2 Ездры, 1 Есфири, 3 Маккавеев, 1 Иова, 1Псалтирь, 3 Соломона – Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней; 12 книг пророков, 1 Исаии, 1 Иеремии, 1Иезекииля, 1Даниила. Сверх того да будет дано вам дополнительное наставление: пусть ваши юноши изучают Премудрость многоученого Сираха. Наши же книги, т. е. Нового Завета: 4 Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; 14 посланий Павла, 2 послания Петра, 3 послания Иоанна, 1 Иакова, 1 Иуды, 2 послания Климента, а также постановления в 8‑ми книгах, мною, Климентом, вам, епископам, адресованные (которые не должно обнародовать перед всеми из-за содержащихся в них таинственных предметов), и наши Деяния апостолов.