Во вторник, 20 февраля, стало известно, что задержанный в Лондоне экс-губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников вышел под залог, суд Лондона Саутурарк начнет рассмотрение его дела 10 марта 2025 года
По информации издания The Times, Овсянникова задержали в британской столице в конце января, его подозревают в нарушении санкций и отмывании средств. По сообщению британского Управления по борьбе с преступностью, российский чиновник "является лицом, в отношении которого действуют британские санкции, что налагает ограничения на доступ к деньгам и финансовым услугам".
Журналист Русской службы BBC* Григор Атанесян также сообщил, что в ходе судебных слушаний выяснилось, что Овсянников является не только российским гражданином, но и британским подданным.
Экс-глава Севастополя находится под санкциями Евросоюза с 2017 года, с 2018 – под санкциями США, в 2022 году попал в санкционные списки Великобритании, Канады, Швейцарии, Австралии и Украины.
В интервью изданию Украина.ру писатель, публицист, житель Севастополя, автор телеграм-канала Платон Беседин рассказал о том, как к Овсянникову относятся севастопольцы и что не так с культурой Крыма и Севастополя в течение последних десяти лет, после воссоединения полуострова с Россией.
– Платон, расскажите, пожалуйста, как в Севастополе относятся к бывшему губернатору Овсянникову, как российским чиновником мог стать британский подданный, почему он вообще оказался в Великобритании, которая шесть лет назад ввела против него санкции?
– Овсянников остался в памяти севастопольцев на 100 процентов как худший губернатор. Его появление изначально вызывало вопросы.
Перед Овсянниковым губернатором был вице-адмирал [Сергей] Меняйло, и вот Овсянников зачем-то постоянно пытался показать, что не такой, как Меняйло, другой. Хотя и близко не дотягивал до уровня предыдущего губернатора. Почему Овсянников вообще был назначен? Мне трудно сказать. Ну, возможно, он казался таким молодым, бодрым, эффективным – перспективный управленец, что-то такое, вероятное; ну, плюс лобби, конечно же. Но его отличал просто чудовищный непрофессионализм, который виден сразу…
Я его в статье называл Митрофанушкой – такой фонвизинский персонаж. Уже через два или три дня после его назначения я расписал, что ждет Севастополь: а его ждал бардак во всех смыслах. И мне было очень обидно, что так называемые севастопольские элиты фактически вступили в сговор с господином Овсянниковым.
Он меня называл своим главным критиком, но я хочу сказать, что я абсолютно независимый публицист, я часто выступал с критикой разных персоналий, политиков, но никто не работал против меня так грязно, как команда господина Овсянникова.
– Что вы имеете в виду – грязно работали?
– Они все что угодно делали: заказывали материалы, клеветали, очерняли мое имя, запугивали меня и мое близкое окружение.
В чем проявлялся бардак при Овсянникове? Знаете, как его называли? Дима 40 процентов. Думаю, не нужно объяснять, почему.
– Я встречала материалы, в которых комплементарно отзываются о реконструкции города при Овсянникове, о реконструкции Херсонеса Таврического...
– Реконструкцию он, конечно, проводил, но нужно понимать, что Севастополь – особый регион, существует федеральная целевая программа, денег нам выделяется много, поэтому действительно есть объекты, над которыми шла работа. Но Херсонес Таврический – объект культурного наследия, памятник ЮНЕСКО, к его реставрации власти города не имеют особого отношения.
А у Овсянникова в городе есть свои "символы": например, Камышовое шоссе, на модернизацию которого были выделены огромные деньги, а при Овсянникове его так и не сделали. А это, между прочим, одна из главных транспортных артерий города. Куда пропали деньги, выделенные на модернизацию очистных сооружений? До сих пор ничего не сделано. Ну и при Овсянникове разворотили Исторический бульвар – тот, где воевал Лев Толстой. Он и сейчас при [Михаиле] Развожаеве не сделан, хотя знаковое место.
Главное, что Овсянников полностью игнорировал внутреннюю жизнь города.
– Как так вышло, что у него оказалось двойное гражданство?
– Как получилось, я не знаю. Помните такого персонажа – Сергей Брилёв? Это ведущий новостей на "России 24". Тоже был скандал, что у него двойное гражданство. Так вот, самое смешное то, что этот Брилёв с двойным гражданство делал жутко хвалебный сюжет об Овсянникове с двойным гражданством. Получается, кукушка хвалит петуха.
А с Овсянниковым, конечно, непонятно: кто поручился за него?.. Вот за что он был в санкционных списках?
– За "присвоение украинских активов" и референдум.
– Вот, а никакого отношения к референдуму он не имел, он в нем никак не принимал участия, жил в это время где-то в Ижевске или в Москве. Губернатором Севастополя он был назначен в 2016 году, и никакие "украинские активы" он, конечно, не присваивал – это севастопольцы, Севастополь забирал то, что считал своим по праву.
Возможно, он двойной агент. Вы еще поймите: он же возглавлял Севастополь – город-символ, символ возвращения России в мировую, цивилизационную повестку. Город, в котором находится масса секретных объектов, расположен Черноморский флот.
И вдруг мы узнаем, что этот человек имеет двойное гражданство, имеет контакты с Западом. Это или тотальная глупость, или диверсия.
И хочу подчеркнуть: я не из тех, кто сейчас его критикует вслед, кто ему пел оды, в теперь ругает, я его критиковал с самого начала.
– Платон, поговорим теперь на другую тему: совсем скоро, в марте, мы много будем говорить о Крымской весне — с тех событий прошло десять лет, конечно же, будем обсуждать, что на полуострове изменилось с 2014 года, а что осталось таким же. Хотелось бы немного начать эту тему, именно в сфере культуры. Что развивается, что находится в стагнации?
У меня, например, в некоторых симферопольских музеях возникло странное чувство: во-первых, они ничем не отличаются от украинских, все буквально также, а во-вторых, эта чудовищная эклектика и путаница в восприятии истории – тут большевики плохие, тут СССР — великая страна, и все это вперемешку, без каких-либо объяснений…
– Начнем с того, что некоторые музеи с тех пор действительно получили интересное обновление. Например, севастопольский Музей подземной обороны, тот же Херсонес, Аджимушкайские каменоломни.
Что касается эклектики в истории — это не вопрос музеев, это у нас в целом так в стране. [Владимир] Ленин то, хороший, то плохой, никто никак не определится.
Определенные проблемы в работе заведений культуры обусловлены невероятными бюрократическими проволочками, на Украине все это работало гораздо легче, чем в России. И это несколько усложняет развитие, которое, несомненно, есть, на мой взгляд.
Позитивный пример назову: музей Крошицкого в Севастополе — здание в центре города, красиво отремонтировано, работает хорошо.
– В одном из интервью нам вы говорили, что Крым — культурная провинция в России, это так?
– Конечно. Несмотря на то что Крым — это великая история, но в нынешнем состоянии культурных дел — это провинция. Главная проблема — в отсутствии среды. Вот, я приехал в Нижний Тагил и меня поразило, что там есть среда художников, художественная атмосфера, а у нас в Крыму все это как-то точечно.
У нас это все работает так: образно говоря, построили город посреди пустыни в Объединенных Арабских Эмиратах, то есть создали большой культурный кластер в Севастополе, а ни у кого нет никакого понимания, зачем он вообще нужен.
Это создаётся не для севастопольцев. А вот местным, наоборот, не дают развивать город. Вы можете назвать хоть одного деятеля театрального или писателя из Крыма и Севастополя, который за эти десять лет хотя бы как-то вошел в федеральную повестку? Нет, не можете.
Тогда, десять лет назад, мы ждали немного другого, как бы пафосно это ни звучало. Мы ждали, что Крым и Севастополь принесут новые смыслы, ценности, идеи.
Да, здесь проводятся масштабнейшие всероссийские мероприятия, музыкальные фестивали, есть Таврида Арт, джазовый фестиваль в Коктебеле, но это все — не местное.
Я еще при Украине делал за копейки мощнейшие литературные фестивали и они гремели по всей России, а теперь это все очень сложно. А ведь такой фестиваль мог бы стать метафорическим Крымским мостом между полуостровом и материком.
Если же сравнивать Крым, как российскую культурную провинцию, с украинской культурной провинцией, то это, все же, две большие разницы. Все-таки фестивали проводят, кино-премии, музейные мероприятия, а тогда инфраструктура не развивалась совершенно.
А ведь здесь очень много людей, которые — настоящие патриоты Крыма, Севастополя, России, они походят-походят, оббивая пороги, и уезжают — в Москву, в Санкт-Петербург, за границу. А это именно те люди, которые многие годы боролись за культурно русский, духовно русский, цивилизационно русский Крым, а оказывается, что эти люди не нужны.
*СМИ-иноагент
Мария Лихограй