Найти тему
Инна Юлусова/Мери Рич

Психология потребностей: как научиться распознавать и удовлетворять свои потребности, а не обесценивать их

Оглавление

Потребности человека - это движущая сила его поведения и деятельности.

Чем фрустированнее потребность, тем сильнее она будет управлять нашим с вами поведением.

Есть разные классификации потребностей. Наиболее распространенной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу, ставшая в свое время фундаментом для новых открытий. В которой потребности делятся на пять основных категорий:

1) Физиологические потребности - это базовые потребности, необходимые для поддержания жизнедеятельности организма. К ним относятся потребность в пище, сне, дыхании, тепле, жилье и т. д.;

2) Потребности безопасности - это потребности, связанные со стремлением к стабильности и предсказуемости жизни, контроле, потребности в защищенности, уверенности, комфорте. Безопасность физическая, моральная, семьи, для работы, для здоровья, для собственности, для ресурсов;

3) Социальные потребности - это потребность в принадлежности к какой-то группе, семья, дружба, любовь, потребность в общении и взаимодействии с другими людьми: участие в общественной жизни, установление контактов и обмен информацией с социумом;

4) Потребности в уважении - это потребности в признании, уважении другими и других, достижения, потребность в доверии, нужности, значимости, самоуважении;

5) Потребности в самоактуализации - это стремление к развитию своих способностей, талантов и потенциала. Потребность к самопознанию. Потребность в самовыражении. Духовные потребности, эстетические, творческие.

Причем под процессом самоактуализации подразумевается путь к себе настоящему, к признанию и развитию врожденных способностей и жизненных интересов. Это как раз о том, чтобы стать лучшей версией себя. 

В гештальт-подходе мы говорим о потребности в безопасности (мои границы не нарушаются), принятии (хочу, чтоб меня любили таким, какой я есть, я имею право быть собой; эта потребность направлена, как правило, к конкретному лицу) и в признании (хочу, чтоб меня одобряли, давали позитивную оценку, я важен и хорош для широкого круга людей).

Первый шаг к осознанию своих потребностей - способность человека наблюдать за собой, исследовать свои реакции, проявлять внимание к своим эмоциям, чувствам и желаниям.

Бывает так, что люди обесценивают, подавляют свои чувства и потребности. Также одни свои потребности мы можем удовлетворяем за счет других. К примеру, длительно игнорируем отдых ради самореализации.

Если это происходит время от времени, то рисков для нас нет, но вот если это становится стилем жизни и мы постоянно игнорируем какие-то свои потребности, то это, как минимум, приводит к неудовлетворенности.

Как чувства указывают на наши потребности?

Злость может показывать, что наши границы нарушены. Страх и тревога указывают на то, что не удовлетворены потребности в предсказуемости, в безопасности. Печаль - не удовлетворена потребность в поддержке, в близких отношениях.

Обесценивать свои потребности мы учимся еще в детстве, к примеру, когда за нас решают, как нам лучше поступить: какую одежду лучше носить, где учиться, чем заниматься и т.д. Это может выражаться во фразах: "ты не хочешь", "ты хочешь", "ты не устал", "чего ты сочиняешь?", "тебе это не нужно"...

Еще вариант - это когда значимые близкие своим примером учат нас как нам к себе относиться.

Многим знакома история о том, что "надо делиться своими игрушками в песочнице, нельзя быть эгоистом. Попросили? Мало ли что ты не наигрался и вообще не хочешь никому давать свои игрушки? Ты должен! Стыдно так себя вести! Поломали? Ничего страшного!"

Ребенок вырастает, а в нем продолжают жить чьи-то ограничения, навязывания, запреты, предубеждения. Неудовлетворенность, недовольство растут, как снежный ком, может начаться депрессия, проявиться психосоматика, но человек не понимает что с ним происходит. Он же все делает "правильно". Так как ему говорили.

Если ребенок растет в атмосфере постоянной критики, осуждения или игнорирования со стороны значимых взрослых, у него сформируется чрезмерная зависимость от одобрения окружающих, так как у него с детства не удовлетворена потребность в признании. 

Такой человек в надежде получить поддержку, не сможет отстаивать свои границы, отказывать, будет стараться быть хорошим для всех.

Когда мы сами обесцениваем свои потребности, то и другие люди начинают с нами так же поступать. Требуют от нас все больше и больше, что приводит к проблемам в личных отношениях и на работе.

Важно научиться замечать свои чувства, понять на какие неудовлетворенные потребности они указывают.

Послушайте себя и попробуйте определить, что именно вам не хватает или что вызывает у вас дискомфорт.

Какие свои потребности вы обесцениваете регулярно?

Где и когда вы научились так делать?

Регулярное обесценивание своих потребностей связано с жизненным сценарием, который формируется до 7 лет.

Возможно, вам необходимо больше времени для отдыха, больше внимания и поддержки от окружающих, или, наоборот, больше пространства для саморазвития и самовыражения.

Когда у вас есть понимание своих потребностей, следующим шагом будет поиск способов их удовлетворения.

Например, если вы чувствуете себя одиноко, может быть полезно установить более близкие отношения с друзьями или родственниками, а если вам не хватает времени для себя, подумайте о введении в расписание времени для самостоятельной деятельности или отдыха.

Понятно, что в отношениях мы чем-то жертвуем, идем на компромиссы по доброй воле, когда есть выбор, а не так, что один человек постоянно игнорирует свои потребности, а другой этим пользуется.

Для выявления своих неудовлетворенных потребностей можно использовать различные методы самоанализа, такие как ведение дневника, медитация, работа с психологом.

Когдк мы что-то страстно хотим получить, полезно задавать себе вопросы: "Что бы что? Что мне это даст? Зачем мне это?" до тех пор, пока не выявится истинная потребность. И может оказаться, что удовлетворить ее гораздо проще, чем думалось до этого.

Упражнение: "Карта моих потребностей"

1. Найдите тихое место, где вы сможете сфокусироваться и побыть наедине с собой.

2. Возьмите лист бумаги и ручку и ответьте на вопросы:

  - Чего мне не хватает в моей жизни?

  - Что мне приносит радость и удовлетворение?

  - Что мне мешает чувствовать себя уверенно и спокойно?

  - Какие отношения или взаимодействия мне важны?

  - Что мне необходимо для самореализации?

- Что я получу, когда всё это реализуется? Как я там себя буду чувствовать?

3. После того как вы ответили на вопросы, возможно, вам станет яснее, что вам необходимо для вашего благополучия.

4. Проанализируйте ваши ответы и выделите основные потребности или темы, которые встречаются чаще всего. Это могут быть потребности в безопасности, любви, признании, саморазвитии и другие.

5. Поразмышляйте о том, как начать удовлетворять эти потребности? Какие изменения в вашей жизни могут внести больше гармонии и удовлетворения?

Инна Юлусова

Читайте: