Режиссер Герберт Раппопорт на киностудии Ленфильм в 1967 году снял детектив о суровых буднях работников ОБХСС.
В фильме задействованы известные советские актеры. Александр Збруев сыграл главного героя Александра Алешина, очень хорош Никита Подгорный в роли Лебедянского. Станислав Чекан в роли злодея Сабодаша стал просто украшением фильма, как и Людмила Чурсина, сыгравшая Инку эстонку.
Вообще в этом кино все на своих местах, придраться не к кому. Мне с первого просмотра запомнилась Лариса Барабанова в роли на редкость симпатичной девушки «Кнопки».
Сегодня хотела бы обсудить один из фрагментов этого фильма, давно не дававший мне покоя.
Помню, что посмотрев впервые фильм Раппопорта, я задалась вопросом, почему директор фабрики, он же расхититель социалистической собственности, которого сыграл В. Кенигсон и тоже замечательно справился с ролью, нашел такое странное и малоподходящее место для своего тайника с сокровищами?
Товарищ Рубцов спрятал футляр от скрипки, набитый драгоценностями, в могиле своей родной дочери, разбившейся в автокатастрофе.
Ладно бы закопал где-то сбоку, это еще можно с трудом понять. Понадобились человеку золото-брильянты, пошел себе на кладбище с цветами, как бы поскорбеть посильно, и тихонько достал сколько требуется. Вряд ли кто-то заподозрит убитого горем отца в ковырянии земли на могиле дочери. Может он там цветочки пересаживает.
Хотя содержимое футляра могло понадобиться Рубцову и зимой. А в это время года более чем странно выглядят раскопки на кладбище.
Но Рубцов зачем-то пошел еще дальше. Он подменил гроб с телом дочери на такой же точно гроб, спрятал туда футляр с сокровищами, похоронил это дело и успокоился. Мало того, перед этим он с Сабодашем отвез неведомо куда гроб с телом дочки и там его закопал.
Цель появления в фильме этих непонятных манипуляций с ритуальными принадлежностями я не могу объяснить. Понимаю, что какой-то смысл в этом должен быть, но кроме кадров со смертельно испуганным химиком Лебедянским ничего вразумительного не могу придумать.
Неужели все это задумано только для того, чтобы зритель увидел, как ошеломлен герой Н. Подгорного?
Папа-расхититель только в поврежденном состоянии ума мог такое учудить с телом покойной дочери. Кощунственнее этого поступка трудно себе что-то даже представить.
Но папа Рубцов ведет себя спокойно, не кидается на людей, а наоборот старается замести следы своих хищений. Он ведет себя так, словно история с гробами для него обычное дело.
Еще сложнее объяснить, зачем Рубцов привлек к этой истории Сабодаша, который мог в любой момент похитить футляр и скрыться.
И уже совсем необъяснимо, зачем человек прячет ценности в такое место, из которого их невозможно извлечь? Как Рубцов собирался забрать свое добро? Эксгумация? Ночные раскопки и вскрытие гроба? Кто ему разрешил бы раскапывать могилу?
Безумие какое-то...
Моя благодарность автору канала «Эх, прокачу», одна из статей которого, посвященная этому фильму, освежила мои воспоминания о нем, после чего и появился этот текст.