Найти тему

Ключевые тренды потребления продуктов питания в России

Тренды потребительского поведения россиян в отношении продуктов питания во многом пересекаются с трендами стран Азии. Однако в ряде случаев они развиваются по несколько иному сценарию, а иногда проявляются и формируются медленнее, чем в других странах.
Российские эксперты полагают, что рано или поздно все имеющие место в других развитых странах тренды потребления продуктов придут в Россию, но случиться это может в другое время и принять несколько другой вид и масштабы.

Экологически осознанное потребление
Например, хотя запрос на экологичное производство продуктов в России пока не достиг того уровня, на котором он находится в других странах с развитой экономикой, тренд на потребление более качественных, натуральных продуктов, произведенных с помощью более безопасных для окружающей среды технологий, постепенно набирает силу. Так, по данным аналитиков, в целом спрос на товары из категории «осознанное потребление» в вырос в 3,2 раза за год.
Согласно результатам исследования Экологического союза и экобюро Greens, именно продукты питания лидируют среди категорий товаров, выбирая которые, потребители ожидают не только экологической «чистоты», но и все чаще интересуются процессами их создания и судьбой соответствующих
отходов.
На прилавках магазинов появляются новые био-, эко- линейки продуктов. При этом некоторые российские эксперты считают такие маркировки прежде всего маркетинговым ходом и советуют в меньшей степени обращать внимание на них и в большей — на срок годности и состав продуктов.
Чем меньше в составе указано дополнительных ингредиентов, тем он натуральнее, соответственно, он гораздо честнее отражает «экологичность» продукта, нежели сама маркировка.

Фудшеринг
Сказанное выше в контексте тренда на «экологически осознанное питание» справедливо и в отношении фудшеринга.
Это явление относительно новое для России, не все знакомы с самой концепцией. Но уже существуют специальные площадки (фонды, мобильные
приложения, группы в соцсетях и др.), которые помогают «делиться» едой с нуждающимся не только компаниям и организациям — магазинам, учреждениям общепита — но и гражданам. Тем не менее, в сравнении с объемами выбрасываемой еды этим площадкам и сервисам удается пока спасти от простого превращения в мусор только небольшую ее долю (порядка 7 тонн пищевых продуктов ежегодно — против 17 млн тонн выбрасываемых). Такая ситуация связана, в том числе, с тем, что в силу особенностей российского законодательства компаниям проще выбросить пищевые продукты с истекающим сроком годности, чем организовать имеющие целью фудшеринг благотворительные проекты.
Среди российских потребителей также растет доля тех, кто старается использовать меньше упаковки для продуктов или сдавать пластиковую тару в пункты раздельного сбора мусора. В ответ на этот запрос компании-лидеры
по производству или доставке продуктов и готовых блюд реализуют собственные инициативы. Например, дают возможность вернуть пластиковую
тару из-под продуктов доставившим их курьерам для последующей сдачи ее в пункт сбора вторсырья.

Растительные альтернативы
продуктам животного происхождения
В России медленнее развивается и производство, и выход на рынок линеек продуктов, представляющих собой растительные альтернативы продуктам животного происхождения. Мясо и мясные продукты по-прежнему популярны среди россиян. И хотя растет число людей, ищущих растительные альтернативы животным белкам, эксперты прогнозируют дальнейший рост производства
и потребления мяса в стране. Однако одновременно они отмечают и «оздоровление» структуры потребления. Так, многие россияне постепенно
переходят на более диетические, полезные для здоровья виды мяса (в том числе, птицы). Например, индейка, которая еще несколько лет назад для российских потребителей была редкостью, сегодня становится привычным продуктом в рационе питания.
То же самое относится к тенденции гуманизации отношения к сельскохозяйственным животным: в России постепенно растет число сторонников гуманного отношения, появляются соответствующие общественные организации, реализуются отдельные инициативы. Однако эксперты отмечают, что на сегодняшний день на высших уровнях государственной власти этой темой системно никто не занимается, а сами производители продукции животного происхождения не видят связи между условиями содержания животных и экономическими показателями и предпочитают скорее решать операционные задачи, чем заниматься обеспечением для животных гуманных условий содержания.

Растущий запрос
на «функциональные» продукты
Как и в других странах мира, в период пандемии в России люди стали уделять больше внимания своему питанию, снижать потребление жиров, сахара, глютена, искать «функциональные» продукты.
Стремление скупать «полезные» для иммунитета продукты за последние годы несколько раз приводило к их дефициту на полках и к казусным ситуациям, обусловленным резким ростом цен на привычные продовольственные товары.
Во многом переориентирование потребителей на более полезные, диетические продукты происходит благодаря развитию технологий пищевой промышленности, позволяющему добиться паритета вкусов «обычных» продуктов и их обезжиренных (безглютеновых и др.) альтернатив. Если
раньше диетические продукты большинство людей покупали по необходимости, то теперь их часто выбирают благодаря вкусу. Как будет показано в представленном исследовании ниже, вкус остается ключевым
фактором выбора продуктов питания для большого числа россиян.
Возросла популярность пищевых добавок и осознание их ценности в ситуациях, когда люди не могут «добрать» нужное количество жизненно важных витаминов и микроэлементов продуктами своего обычного рациона. В частности, на государственном уровне обсуждается необходимость увеличения объемов производства йодированной соли для решения актуальной проблемы
йододефицита, приводящего к развитию серьезных заболеваний у детей и взрослых.

Популяризация продукции местных производителей
В контексте поиска более натуральных продуктов, поставка которых не зависела бы от исправного функционирования логистических цепочек, россияне, как и жители других развитых стран, переключают внимание на продукцию местных фермеров. Так, по данным аналитиков, фермерскими продуктами интересуются четверть жителей России.

Тренд на гастрономические эксперименты, возникший как ответ на ограничения периода пандемии, в России тоже имеет место. В основном он проявляется в потребительском поведении хорошо обеспеченных людей, которые могут позволить себе покупку экзотических продуктов или блюд.
Закупка товаров «про запас» Такой потребительский тренд, как закупка продуктов с длительным сроком годности впрок, за последние годы проявил себя в России по меньшей мере дважды. Оба раза «пики закупок» были простимулированы нарушениями процессов доставки продуктов (логистических цепочек), хотя сами эти нарушения имели под собой разные основания: в первый раз — обусловленные ограничениями, связанными с пандемией COVID-19, во второй — социально-экономическими трансформациями, начавшимися в феврале 2022 года. Так, по результатам исследований Аналитического центра НАФИ, весной 2022 года делала закупки впрок, опасаясь дефицита товаров, пятая часть россиян.
Из продуктов в основном закупали крупы, макароны и консервы.

Покупка продуктовых наборов для приготовления блюд дома
Как и в других развитых странах, в России растет популярность продуктовых наборов, а также продуктов и блюд «на-вынос». По данным аналитиков,
объем рынка доставки продуктовых наборов и рационов в последнее время ежегодно увеличивается вдвое.
Некоторые эксперты отмечают рост запроса потребителей на продукты собственных марок торговых сетей, в связи с тем, что такие продукты, как правило, доступны как по стоимости, так и «географически» и соответствуют определенным стандартам качества.
В целом эксперты подчеркивают, что для большинства россиян по-прежнему определяющую роль в выборе продовольственных товаров играет фактор
экономической доступности.
Анализируя структуру потребления среднего жителя России, специалисты отмечают серьезный недобор в рационе по ряду самых важных категорий продуктов питания — в сравнении с рекомендуемыми нормами
рационального потребления Минздрава России.
Так, если сравнивать рекомендуемые нормы потребления с данными Росстата, в 2021 году россияне заметно «не добрали» до нормы молочные продукты, овощи, картофель, фрукты и ягоды, в меньшей степени — хлебную продукцию,
рыбу и морепродукты.
Категории, продукты из которых россияне в среднем употребляют в бо`льших количествах, по сравнению с рекомендациями, — мясо и мясопродукты, сахар и сладости.

Если сравнивать эти показатели с данными 2019–2020 годов, можно заметить следующее: потребление хлебных продуктов, картофеля, овощей и фруктов снизилось, потребление молочных продуктов и яиц, возросшее в 2020 году,
упало до уровня 2019 года, а мяса и мясных продуктов —возросло.

По мнению экспертов, в числе основных причин недостаточного потребления отдельных и не самых «демократичных» по стоимости в России видов
продуктов (например, фруктов, овощей) — нехватка денежных средств на обеспечение баланса в рационе питания, вызванная снижением реальных доходов населения.
Расходы на продукты питания в структуре трат россиян находятся на первом месте.
Так, по данным Аналитического центра НАФИ за июль 2022 года, в среднем расходы на продукты ежемесячно составляют треть всех расходов жителей нашей страны.