Найти в Дзене
Алексей Пермяков

3. Наши чувства устремляются за пределы нашего «я».

К черту чувства, устремимся в поля
К черту чувства, устремимся в поля

Сложно рассуждать о примерах великих деяний, не принадлежа к великим людям.

Впрочем, многие, находясь в центре великих событий, не могут их оценить правильно. «Деревья» мелких событий, заслоняют общую картину «леса» невзирая на её грандиозность. Так что, взгляд со стороны на нечто великое, или мнящее себя таковым, представляется вполне допустимым.

Кстати, о великих. Будучи по своим наградным делам в Москве, довелось попасть на т.н. Инновационный конвент, где вживую, хотя издалека, увидел Путина. Могу сказать совершенно точно – в телевизоре его видно было лучше, равно как и лучше слышно. Нет никакого разочарования, просто это наглядная иллюстрация сказанного выше. А вот встреча с академиком Журавлевым в годы аспирантской молодости состоялась накоротке и произвела намного более приятное и сильное впечатление. Здорово, когда в стране есть люди, которым не нужно с усердием кочегара растапливать топку своего величия притом, что ими сделано немало достойного, полезного и интересного.

это, как раз с Конвента
это, как раз с Конвента

В отличие от Гильгамеша, стремившегося «утвердить» свое имя «там где утверждены уже имена» я не то что бы совсем лишен честолюбия. Нет, оно у меня есть и я не против, время от времени, его поласкать. Просто я вполне доволен той известностью, которая у меня есть. У меня также нет сомнений, что испытание медными трубами я не выдержу точно. Пессимистично можно сказать, что их не выдержит никто, а кто выдержит – то это уже житие святых угодников, не менее. Одна только мысль, что за мной будет гоняться толпа бездельников, дико жаждущая откусить от меня хоть полкусочка славы, приводит меня в совершенно искренний ужас. И все же, идея о том, что человек вечно стремиться к славе и известности что в настоящее время, что в будущем, мне вполне понятна. Слава не плоха, когда на пользу и в меру. А, лучше всего, не сразу.

Развитие виртуальных миров оказало плохую услугу устремлениям человеческих чувств. Пожалуй, только наркотики вреднее в части последствий «выдергивания» чувств не просто за пределы «я», но и их устремление в несуществующее. Последствия «прогулок разума» в иную реальность, неважно, где она строится – в мозгу жертвы или вне её, не только в том, что на это тратится время, деньги и здоровье. Это важно само по себе, но фокус в том, что это не все. Происходит качественный скачок. Если, читатель книги строит воображаемый мир, то он практически никогда не теряет связи с миром реальным. В случае же опьянения себя электронным или биохимическим дурманом, риск отрыва становится несоизмеримо выше, а вероятность потерять себя становится неприятно близкой к единице. Если представить себе ситуацию одномоментной поломки гаджетов, то планету накроет депрессия. А прогресс не стоит на месте и первые чипы уже вживляются в мозг. Нет никакого удивления, что скоро технологии воздействия на разум станут полными – в получении всеми чувствами полной картины «нового мира» скоро наступит прорыв. Новые миры приобретут не только цвет и звук, но и запахи, вкус, тактильные ощущения и всё-всё-всё плюс немного нового. Как-то не по себе даже поверхностно рассуждать о цене такой иллюзии божественного. Можно быть уверенным, поскольку много что меняется в мире, но принцип «всё имеет цену», пока незыблем.

Слава приходит и уходит, а кушать хочется всегда
Слава приходит и уходит, а кушать хочется всегда

Незыблемым останется и социальное расслоение. Причем, представляется, что оно только ухудшится. С настоящими ресурсами на планете все хуже, соответственно, большинство будет кормиться эрзацами под подходящее эмоциональное стимулирование. В ранней советской фантастике встречалось описание полуразрушенного города, в котором роботы кормят бурдой грязных и измученных людей, одетых в шлемы, по-современному говоря «виртуальной реальности». Причем, настолько «реальной», что снявший такой шлем немедленно умирает от невыносимого диссонанса с реальностью, вдруг «показавшей личико».

А это я в гостях в ММВБ
А это я в гостях в ММВБ

Ну, до предоставления человечеству божественных соблазнов и дьявольской расплаты за них еще есть некоторое время. И пока можно наблюдать, как, в предкризисное время люди развлекаются на ярмарке тщеславия В этом смысле мне вспоминается определение Проспера Мериме, который с юмором написал про одного своего героя (Федериго-игрок): «и занялся совершенствованием себя в добродетелях и пороках, с незначительным уклонением в последние…» За прошедшие века, «уклонение» достигло запредельных величин. С одной стороны все хватаются мертвой хваткой за блага, дарованные настоящим под девизом «бери от жизни все». От себя так и хочется добавить – «и не своё - тоже». С другой стороны, помянутая ярмарка тщеславия настолько увлекает людей, что страсть получить славу хоть на миг и любой ценой совершенно сводит людей с ума. Ну и пусть сходят, лишь бы это не вредило обществу в целом и моему окружению – в частности.

Глядя на сумашедше дорогие некрополи современной «крутизны», я снисходительно хмыкаю, ничуть не преисполняясь зависти, прекрасно понимая, что это делается отнюдь не для покойного, а «для себя». Точно так же я не одобряю уж чрезмерно дешевых похорон, именно из тех же соображений. Хорошо, хоть понятие «последнего долга» еще не так износилось в наше интересное время. А так, оставлять после себя надо не надгробия, а дела. Благо, пользу, красоту. Ну, или письменные глупости.