Найти тему
Москвич

«3 развода сделали из неё скупердяйку» или какую деталь-намёк оставил Шехтель на память в особняке

Как связаны разводы и строительство особняка в Кропоткинском переулке? Неужели правда, что владелица особняка была три раза замужем и почему разводилась? А где все её мужья? Какую деталь в доме оставил известный архитектор Шехтель, чтобы намекнуть на что хозяйка известная скряга? История особняка после 1917 года и в наше время?

В поисках супруга

В самом центре Москвы, в Кропоткинском переулке есть особняк. Яркий, сочный и пройти мимо него, не обратив внимания просто невозможно, так как таких зданий в Москве немного.

Построили дом по заказу дочери купца Бутикова Александры Дерожинской. Отец Александры был текстильным фабрикантом с приличным состоянием, которое после его смерти перешло в руки его жены и сына. Дочь же Александра получила часть семейного капитала только после смерти вдовы. Она довольно рано вышла замуж, что в те времена было нормой. Первым её мужем был Павел Рябушинский, через некоторое время у них родился сын, но несмотря на сей факт Александра очень активна стала интересоваться бизнесом мужа. И серьезно преуспела в предпринимательстве и причем дела у неё шли намного лучше, чем у брата, которого она пережила и получила всё его состояние, так как наследников у брата не было.

Вскоре Александра разводится с Рябушинским и оставляет ему сына, а сама приступает к поискам нового супруга. Вскоре настойчивая дама выходит вновь замуж. Вторым супругом становится Владимир Дерожинский - поручик Николаевского лейб-гвардии конного полка. Союз двух любящих сердец долго не продлился несмотря на сильную любовь. И Александра снова разводится. На этом Александра не остановилась и вновь решила, и связала себя узами очередного брака. Избранником её стал один из богатейших фабрикантов Иван Зимин.

Лестница из кухни в гостиную.
Лестница из кухни в гостиную.

Несмотря на такое количество разводов, Александра сумела сохранить дружеские или по крайней мере спокойные отношения с бывшими супругами. По свидетельству современников Александры её периодически видели в обществе с бывшими супругами в ресторанах и иногда за игрой в бридж. И проводили они время спокойно и без пересудов и ругани, что лишний раз подчеркивало, что есть дружеские и нормальные отношения между бывшими супругами и настоящими.

А что особняк? Дерожинская решила приступить к постройке дома в 1901 году. Кстати, особняк определяют именно по этой фамилии во время второго замужества.

Строительство дома Александра поручила самому известному на тот момент времени архитектору Федору Шехтелю. Выбор на него пал не случайно, и не только потому что он был очень известен, а ещё и потому что он много построил для семьи Рябушинских. А как мы помним это родственники самого первого мужа Александры. По-родственному и по-семейному, так сказать.

Архитектор Федор Осипович оправдал надежды заказчицы и построил дом с яркой индивидуальностью: Высокий с огромным арочным окном посередине. Фасад отделан мелкой плиткой нежно зеленого цвета. Дом украсили и лепные украшения растений на фасаде дома, что придало дому изюминку и оригинальность.

Фасад дома решили не портить входом, а сделали его с глубины двора. Дом, как писал выше, получился большим в два этажа. Внизу расположили гостиные, библиотека, комната Александры и также комната для супруга.

Библиотека без книг. После реконструкции. Фото отсюда: http://m-bulgakov.ru
Библиотека без книг. После реконструкции. Фото отсюда: http://m-bulgakov.ru

Второй этаж был спроектирован специально для большого количество детей. Так планировалось вначале, но детей в большом количестве, как помните не случилось. Сделали несколько детских спален и комнату для горничной.

Был в доме и подвал. Здесь сделали комнаты для остальной прислуги, помещения для хозяйства, кладовка.

Стоит отметить, что весь дом был оборудован по последнему слову техники на тот момент времени: провели вентиляцию, водопровод и канализацию, электричество и даже телефон. Люстры в доме украсили стеклянными цветами, а интенсивность света можно было регулировать с помощью диммера.

Отдельно хочется сказать про кухню. Её сделали на втором этаже и из неё можно сразу попасть по чёрной лестнице прямиком в гостиную.

Главная деталь дома, конечно же это кованая ограда перед домом. Красивая и шикарная ограда, дизайн которой был навеян и позаимствован из Шотландии из города Глазго. Узор так и называется «Роза Глазго».

Строительство дома начали в 1901 году, а отделку и внутреннее убранство почти закончили лишь в 1903 году. Остались только детали, но которые существенно влияли на вид комнат, точнее гостиных парадных помещений. Высокие стены нужно было чем-то заполнить и Александра решила нанять художника и дать задание расписать стены и потолок в гостиной. На эту роль пригласила художника Игоря Грабаря. Эскизы художника очень привлекали Александру, что и определило её выбор. Игорь Грабарь согласился расписать помещение за 10000 рублей, но Александра стала «торговаться» и объявила сразу 5000 рублей. Игорь сразу отказался от дальнейшей работы над фресками. Пришлось вмешаться самому Шехтелю, чтобы найти замену другого художника Бориса-Мусатова на эти скромные деньги. Сначала всё было нормально. Эскизы будущей гостиной понравились Александре, но через некоторое время она вообще отказалась платить. Художник в сердцах бросил работу над росписью.

Свои работы (эскизы) он частично продал Третьяковской галерее, а остальное использовал в своих парижских проектах.

Ванная комната в особняке. Фото отсюда: https://pastvu.com/p/147432
Ванная комната в особняке. Фото отсюда: https://pastvu.com/p/147432

После отказа от работы, стены так и остались не расписанные: голые и покрашенные однотонно. Шехтель же не смог повлиять на эту ситуацию, так как был заграницей и время было упущено. Что руководило хозяйкой особняка неизвестно. Было ли решением отказаться от оплаты творцам только скупость хозяйки. Это неизвестно. Хотя историки пытались найти причину, ссылаясь на то, что она никогда не занималась благотворительностью, что было вполне обычным делом для дамы её положения в обществе.

Шехтель же, как ему приписывают, решил «отомстить» хозяйке и сделал знаменитую ручку на двери особняка в виде паука, как бы намекая на чрезмерную прижимистость хозяйки.

Та самая знаменитая дверь с намёком от самого Шехтеля. Фото отсюда: https://www.vao-moscow.ru/category/foto/
Та самая знаменитая дверь с намёком от самого Шехтеля. Фото отсюда: https://www.vao-moscow.ru/category/foto/

В «недоделанном» особняке Александра прожила до 1917 года, что не удивительно, так история просто бы смыла её с лица земли. После третьего и последнего известного нам развода от мужа у неё остался сын Сергей. После 1917 года судьба Александры неизвестна, как и судьба её сына.

Новая история

Пришел 1917 год и время перемен. Особняк национализировали, и он стал переходить из рук в руки. Началось всё с Наркомата просвещения, затем норвежская торговая миссия, позже посольство Китая, которое продержалось здесь несколько лет. В начале 30-х годов сюда заселили представительства Таджикской, Узбекской и Туркменской ССР. Такая смена проживающих не могла не сказаться на внутреннем убранстве особняка и многие элементы декора были утрачены.

Особняк после реконструкции: бумажные фотообои и темное дерево. Кстати, здесь "была" квартира Маргариты. Фото отсюда: http://m-bulgakov.ru
Особняк после реконструкции: бумажные фотообои и темное дерево. Кстати, здесь "была" квартира Маргариты. Фото отсюда: http://m-bulgakov.ru

В конце пятидесятых годов в особняк заселилось посольство Австралии и находиться здесь и по сей день. В 2009 году по инициативе МИД РФ начли реставрацию всего здания. На стены «вернули» изображения художника Бориса-Мусатова, но в виде фотообоев. Стены задекорировали деревянными панелями и в целом получилось хорошо, но цвет выбрали неудачный и панели получились слишком темными, что придало помещениям мрачноватый и тяжелый для глаз вид. Несмотря на это проект получил премию на конкурсе «Московская реставрация».

За сим всё. Спасибо, что были вместе со мной на странице моего блога.