Заметка №33
В Константинополе хоть и плохо, но сохранился один из древнейших памятников этого города - Змеиная колонна или трехглавый змей (Oφις Trikarenos Ophis). Настоящий античный артефакт времен Греко-персидских войн.
Это античная бронзовая колонна — является частью не сохранившегося жертвенного треножника, созданная из оружия погибших в битве при Платеях (479 год до н. э.) персов. Т.е. это памятник победы над врагом, а если быть точнее, вотивное жертвоприношение с космологическим подтекстом.
О том как Афины и Спарта поссорились, делая памятные надписи на колонне, я описывать не буду.
Когда-то Змеиная колонна находилась в греческих Дельфах, а впоследствии была перевезена в новую столицу Римской империи Константинополь. Восьмиметровую колонну украшали три змеиные головы. Они были утеряны в 18 столетии.
За свою историю она накопила множество ассоциаций и функций. В христианском Константинополе, например, она являлась счастливым талисманом города и защищала жителей от ядовитых змей.
Но изначально памятник нес совсем другую смысловую нагрузку.
Он не случайно был установлен греками в Дельфах, как обет Солнцеликому Аполлону, в самом центре мира по их мнению. У колонны было три змеиных головы. Сделанные в нарочно архаическом стиле, они символизировали три варварских стороны света: Азию, Европу, Ливию. На этих головах и стоял золотой треножник, отлитый из трофейной добычи.
Именно в Дельфах Аполлон победил змея Пифона, который обвивал гору Парнас, охраняя вход в дельфийское святилище. Эта мифологическая линия истолковывается как триумф над хаосом. А победа греков над персами воспринималась как триумф цивилизации над варварством.
Такой памятник можно было установить только в Дельфах, где священный камень Омфалос символизировал центр Земли, а Аполлону посвящались разнообразные обряды, связанные с божественным порядком мира.
Аполлон и Дельфы играли ключевую роль в политической пропаганде пангреческого мира против варваров.
Император Константин не зря перевез колонну в Константинополь. Он был «хорошим христианином, но и хорошим язычником». Его романо-византийская империя активно поддерживала идеологию, в которой есть ойкумена (обитаемый цивилизованный мир), в котором в итоге царит христианство. Переезд колонны в столицу Византийской империи подтверждал её статус центра Земли.
Материалы:
- Рольф Строотман. «Змеиная колонна: устойчивые значения языческой реликвии в христианском и исламском Константинополе». Утрехтский университет: https://www.researchgate.net/publication/269467842_The_Serpent_Column_The_Persistent_Meanings_of_a_Pagan_Relic_in_Christian_and_Islamic_Constantinople
- Библиотека Тринити-колледжа, Кембридж: