Многие считают, что разбираться в жанрах кино до тонкостей – удел киноведов, кинокритиков и настоящих ценителей. Но поверьте, это совсем несложно! За считанные минуты вы поймете разницу между стилем, жанром и направлением, а также узнаете, чем один жанр отличается от другого.
Кино по праву считается одним из важнейших видов искусства. Оно не только развлекает, но и формирует наше мировоззрение, задает культурные и социальные нормы и тренды. Поэтому современному человеку будет нелишним разбираться в том, как устроено это многоликое и постоянно меняющееся культурное явление.
Классификация по направлениям, стилям и жанрам.
Еще сравнительно недавно, в первой половине XX века, существовало довольно четкое разделение кинематографа на основные жанры, стили и направления. Однако начиная со второй половины прошлого столетия, в эпоху расцвета массовой культуры, границы между ними существенно размылись. Появилось много гибридных форм, черпающих вдохновение из разных источников. Кроме того, некоторые стили превратились в жанры и наоборот.
Для начала давайте разберем основные направления в кинематографе.
Основные направления
- Документальное (научное) кино отличается тем, что ставит своей целью максимально правдивое отображение реальной действительности. Зрителю предъявляются подлинные факты и события, без прикрас.
- Художественное кино, напротив, создает вымышленные или красочно обрисованные персонажи и ситуации. Его задача – не столько информировать, сколько воздействовать на эмоции и воображение зрителя при помощи образов.
- Мультипликация (анимационное кино) тоже опирается на вымысел, но вместо съемки живых актеров для воплощения своих историй использует графические, кукольные или компьютерные технологии.
Кроме того, в кинематографе есть разделение на стили.
Стили
А) Арт-хаус – это авторское кино, которое отличается экспериментальностью, новаторским языком и нестандартным подходом. Оно рассчитано на интеллектуального зрителя, готового к неоднозначному кинематографическому высказыванию.
Примеры: «Персона», «Восемь с половиной», «Натянутая тетива».
Б) Мейнстрим (или блокбастер) — это развлекательное коммерческое кино, ориентированное на широкую аудиторию. Его отличают динамичный сюжет, яркие спецэффекты, популярные актеры.
Примеры: «Титаник», франшиза «Гарри Поттер», «Терминатор 2», фильмы студии Marvel.
В) Арт-мейнстрим (или артбастер) — это попытка совместить авторское видение с коммерческим потенциалом. Такие фильмы могут заинтересовать как ценителей киноискусства, так и массового зрителя.
Примеры: «Пианино», «Бёрдмэн».
А теперь переходим к самой обширной и разветвленной категории кино – к жанрам.
Жанры
1. Комедия — юмористические фильмы, цель которых — рассмешить зрителя при помощи забавных персонажей и ситуаций.
Примеры: «Кавказская пленница», «Джентльмены удачи», «Маска», «Дедушка легкого поведения» и др.
2. Драма — серьезные фильмы о значимых жизненных проблемах, заставляющие задуматься и сопереживать.
Примеры: «Не стреляйте в белых лебедей», «Белый Бим Черное Ухо», «Зеленая миля», «Побег из Шоушенка», «Форрест Гамп» и др.
3. Мелодрама — фильмы о личных переживаниях и чувствах героев на фоне различных жизненных обстоятельств.
Примеры: «Чистое небо», «Москва слезам не верит», «Вам и не снилось», «Осень в Нью-Йорке», «Дневник памяти» и др.
4. Боевик (экшен) — динамичный жанр с упором на зрелищные сцены драк, погонь, перестрелок и взрывов.
Примеры: «Одиночное плавание», серия фильмов про Джеймса Бонда, «Рэмбо», «Крепкий орешек», «Терминатор» и др.
5. Хоррор (ужасы) — фильмы, вызывающие у зрителя чувство страха и тревоги при помощи изображения мистических или сверхъестественных угроз.
Примеры: «Вий», «Оно», «Крик», «Окно во двор», «Сияние», «Нечто», «Другие» и т.д.
6. Мистика (или оккультизм) тоже обращается к потусторонним, загадочным явлениям, но делает акцент не столько на шок и ужас, сколько на постижение тайн бытия.
Примеры: «Господин оформитель», «Шестое чувство», «Код Да Винчи», «Время», «Доктор Сон», «Знамение» и др.
7. Вестерн — классический американский жанр о Диком Западе с ковбоями, индейцами, перестрелками и погонями.
Примеры: «Всадник без головы», «Хороший, плохой, злой», «Непрощенный», «Одинокий рейнджер», «Поезд на Юму» и др.
8. Приключения — увлекательные истории о путешествиях, открытиях, подвигах героев в экзотических условиях.
Примеры: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Пираты ХХ века», «Остров сокровищ», «Дети капитана Гранта», серии фильмов «Индиана Джонс», «Пираты Карибского моря» и др.
9. Мюзикл — фильмы, сочетающие игровое действие с музыкальными номерами — песнями и танцами.
Примеры: «Мама», «Труффальдино из Бергамо», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Человек с бульвара Капуцинов», «Стиляги», «Звуки музыки», «Поющие под дождем», «Вестсайдская история», «Ла-Ла Ленд» и др.
10. Детектив — интеллектуальный жанр о расследованиях преступлений с элементами загадки и тайны.
Примеры: все фильмы о Шерлоке Холмсе, «Тайна “Черных Дроздов”», «Десять негритят», «Достать ножи» и др.
11. Триллер — фильмы с напряженным сюжетом, построенные на таинственности, неожиданных поворотах и атмосфере опасности.
Примеры: «Два долгих гудка в тумане», «Психо», «Молчание ягнят», «Мизери», «Семь», «Мыс страха» и др.
12. Нуар — мрачная стилистика, изображающая циничный криминальный мир, коррупцию, предательства и извращения при помощи контраста света и тени.
Примеры: «Грачи», «Двойная страховка», «Асфальтовые джунгли», «Город грехов» и др.
13. Исторический фильм — кинематографическая реконструкция реальных событий прошлого с точностью в деталях быта, костюмов, нравов того времени.
Примеры: «Звезда пленительного счастья», «Последний император», «Гладиатор», «Александр», «Елизавета» и др.
14. Байопик (биографический фильм) — история о реальной исторической личности, основанная на фактах из ее жизни.
Примеры: «В начале славных дел», «Джобс: империя соблазна», «Богемская рапсодия» и др.
15. Военный фильм — реалистическое изображение вооруженных конфликтов и жизни солдат на войне.
Примеры: «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Спасти рядового Райана» и др.
16. Спортивный фильм — история о спорте и спортсменах, борьбе, победах и драматизме спортивных состязаний.
Примеры: «Вратарь», «О, спорт, ты – мир!», «Малышка на миллион», «Форд против Феррари», «Человек, который изменил всё» и др.
17. Семейный фильм — фильм для семейного просмотра, с упором на нравственность, взаимоотношения нескольких поколений и теплоту.
Примеры: «Ко мне, Мухтар!», «Усатый нянь», «Отцы и деды», «Бетховен», «Один дома» и др.
18. Криминал — фильмы о преступном мире, воровской романтике, мафии и бандитских разборках.
Примеры: «Петровка, 38», «Огарево, 6», «Место встречи изменить нельзя», «Асса», сериалы «Бригада» и «Бандитский Петербург», трилогия «Крестный отец», «Славные парни» и др.
19. Фильм-катастрофа — жанр, где основным сюжетообразующим фактором является масштабная авария, стихийное бедствие или техногенная катастрофа.
Примеры: «Экипаж», «2012», «Послезавтра», «На следующий день», «Глубоководный горизонт», «Гренландия».
20. Фантастика — фильмы о вымышленных мирах и событиях, основанные на допущении реальности несуществующих в природе явлений.
Примеры: «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Матрица», «Интерстеллар» и др.
21. Фэнтези (сказка) — особый жанр со сверхъестественными существами, волшебством и элементами мифологии.
Примеры: все сказки отечественного производства, «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Хоббит», «Братья Гримм» и др.
22. Политическая сатира — жанр социально-политической критики, высмеивания недостатков общества и власти при помощи юмора.
Примеры: «Диктатор» Чаплина и одноименный фильм Саши Барона Коэна, «Эквилибриум», «Гаттака», «Борат» и др.
23. Кинопритча — иносказательный фильм с глубоким философско-этическим подтекстом.
Примеры: «Мольба», «Древо желания», «Покаяние», фильмы Терри Гиллиама и др.
24. Буффонада — комедия с преобладанием фарсовых трюков, эксцентричного юмора и бурлеска.
Примеры: «Республика ШКиД», «Интервенция», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Зеленый фургон», «Дежавю», «Большой Лебовски» и др.
25. Индийское кино — пожалуй, единственный в своем роде самостоятельный сегмент кинематографа, отличающийся пышностью постановок, драматичностью сюжетов, песнями и танцами. Как говорится, «есть хорошее кино, есть плохое, а есть индийское». С одной стороны, индийский кинематограф бережно хранит свои традиции, а с другой стороны – настолько эволюционировал за последние годы, что теперь уже вполне достойно конкурирует с Голливудом, а в некоторых случаях даже превосходит его. Секрет прост: кинематографисты из «Марвел» частенько попирают ногами законы драматургии, в то время как индийские кинематографисты их свято чтут.
Примеры: «Бродяга», «Зита и Гита», «Бахубали», «Три идиота», «Дангал», «Рядом Ревет Революция».
26. Эротика — фильмы, эксплуатирующие сексуальность, соблазн и страсть, но не показывающие откровенных сцен.
Примеры: «Эммануэль», «9 с половиной недель», «Основной инстинкт» и др.
27. Порнография — откровенное изображение половых актов как самоцель, практически с упором на документалистику.
(Список фильмов в качестве примера приводить не буду. Во-первых, из этических соображений. Во-вторых, не хочу, чтобы статью забанили).
Фильмы, сгенерированные нейросетью
В последние годы ИИ научился не только распознавать, но и самостоятельно создавать изображения, тексты и музыку. Появились первые короткометражки, полностью написанные и снятые нейронными сетями. Такие опыты носят экспериментальный характер и проходят под контролем человека. Но, вполне возможно, что со временем нейросети смогут взять на себя весь процесс создания фильмов от первоначального замысла до финального монтажа. А это уже претендует на самостоятельный жанр и даже стиль в кино.
Смешанные жанры
Для придания глубины и разноплановости в фильмах довольно часто используются смешанные жанры. Вот наиболее часто встречающиеся сочетания:
- Комбинация игрового и анимационного кино. Здесь актеры взаимодействуют с мультипликационными персонажами или персонажами, созданными с помощью компьютерной графики.
Примеры: «Кто подставил кролика Роджера», «Парк юрского периода», «Соник» и др.
- Трагикомедия – смесь элементов драмы и комедии. Персонажи оказываются в трагикомичных ситуациях.
Примеры: «Не горюй!», «Белое солнце пустыни», «Женя, Женечка и Катюша», «Кролик Джоджо», «4 свадьбы и похороны», «Паразиты» и др.
- Романтическая комедия – история любви с юмористическим уклоном и счастливой развязкой.
Примеры: «Служебный роман», «Ноттинг Хилл», «27 свадеб».
- Комедийный боевик — приключенческий фильм, где опасные ситуации поданы на юмористический лад.
Примеры: «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Пипец» и др.
- Фантастический триллер — совмещение напряженного детектива и научно-фантастических элементов.
Примеры: «Чужой», «Начало» и др.
Поджанры
Помимо основных жанров, существует множество более узких поджанров со своей спецификой. К примеру, вестерн как классический киножанр породил такие разновидности, как спагетти-вестерн, антивестерн и истерн.
К фильмам в жанре криминала можно отнести и гангстерские фильмы, которые, в свою очередь, тоже разделяют на поджанры: чикагский гангстерский фильм 30-х годов, гангстерская сага в духе Копполы и другие.
Японские боевики породили отдельный поджанр фильмов про самураев, или "тямбара". А карате-фильмы и фильмы с элементами кунг-фу также занимают особую нишу экшена.
Вообще, тема смешанных жанров и поджанров настолько обширна, что заслуживает отдельной статьи.
Резюме
Кино – многослойный, многогранный феномен. Оно постоянно развивается и трансформируется, порождая новые направления, течения и разновидности. Это живой, подвижный организм, отражающий дух времени и запросы общества. С развитием же технологий и дальнейшими творческими поисками кино станет настолько разнообразным и неузнаваемым, что классифицировать его можно будет с огромным трудом и большими допущениями. А пока давайте ориентироваться в том, что есть.
Свое мнение о прочитанном вы можете оставить в виде лайка/дизлайка или комментария. А чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на мой канал!
Также вы можете отметить статью и ее автора через донаты - добровольную помощь в создании контента. Любой, даже маленький донат будет для меня бесценным и даст возможность уделять каналу больше времени, размещать больше интересных и полезных статей.
Поддержать автора можно по ссылке:
dzen.ru/lampshade?donate=true