19 марта. День моряка-подводника в России. Был у меня родственник - муж маминой двоюродной сестры (кто вот он мне? дядя?), который служил на подводной лодке. Очень любил рассказывать про их походы. Достаточно увлекательно было слушать. Причем подводный флот у нас был учрежден еще при царском режиме - Николаем II.
Но есть и еще большое количество событий, которые произошли в эту же дату но в разные годы. Например, в Санкт-Петербурге была учреждена первая в России станция скорой помощи. Как-то недавно мы эту структуру уже вспоминали в вопросе про Розенбаума. В Москве в 1922 году достраивается Шуховская башня, а в 1934-м в мавзолее один крестьянин, прошедший туда с револьвером, открыл стрельбу по гробу Ленина. Не попал. Его схватили, но он сумел застрелиться из того же револьвера.
И, конечно, как не сказать ,что 19 марта 1898 года для посетителей был открыт Русский музей. В прошлом году отмечали 125 лет этого события. Очень хотел попасть на юбилейную экспозицию, но набежавшие тучи, отсутствие зонта и какой-либо куртки вынудили скрываться в одном из кафе. А когда ливень закончился, то и музей закрылся. А был я в Петербурге всего два дня - прилетал к ребенку на защиту диплома - так что в другие дни культурный выход тоже не случился.
Один из самых главных плюсов именно этого музея в том, что экскурсоводы здесь могут, мне кажется, часами рассказывать про самые знаменитые полотна. Причем не какими-то скучными фразами, а очень живенько. Прямо хочется их слушать и слушать. Особенно мне запомнился рассказ про "Лунную ночь на Днепре". Оказывается, эту картину выкупил еще до ее завершения великий князь Константин Романов. Причем он пришел в мастерскую Куинджи в костюме офицера и художник не узнал его. Офицер спросил о стоимости картины, и художник назвал гигантскую сумму 5 тысяч рублей, на что офицер тут же согласился. Потом князь возьмет картину с собой в кругосветное путешествие. Это очень плохо на ней сказалось, лунный свет стал тускнеть.
По возвращении из путешествия князь попросил художника отреставрировать полотно. Куинджи сделал это, а параллельно изготовил еще два его варианта-копии. В общем, считается, что подлинник хранится в Русском музее, а полноформатная копия - в Третьяковской галерее.
Здесь же и еще большое количество известнейших полотен, в том числе "Последний день Помпеи". Наверное, ради этого фантастического зрелища сюда многие и приходят. Но...
Когда я самый первый раз был на экскурсии в Русском музее, экскурсовод допустила ошибку, которая как это ни странно повторяется во всех путеводителях, которые существуют по Санкт-Петербургу. Рядом с главным зданием Русского музея расположен не менее знаменитый объект, открытие которого было приурочено к празднованию 250-летия основания города. Хм... ну ведь нет же! Совсем там не 250 лет прошло! Скорее тогда можно было так отметить 120-летие гораздо более трагической даты. Это же явная ошибка! Но экскурсовод мне тогда пояснила, почему произошла такая нестыковка. Так какой же объект был открыт к празднованию 250-летию города на Неве?
Желаю успеха!