Найти тему

Мэтью Шардлейк. Цикл романов. Кристофер Джон Сэнсом. 18+

Мэтью Шардлейк. Цикл романов. Кристофер Джон Сэнсом. 18+

"Горбун лорда Кромвеля" (2003)

"Темный огонь" (2004)

"Суверен" (2006)

"Седьмая чаша" (2008)

"Каменное сердце" (2010)

"Стенание" (2014)

"Мертвая земля" (2018)

Правление Генриха VIII Тюдора - очень неспокойное время в истории Англии. Из шести жён любвеобильного монарха три были казнены, формально, за измену, на деле – потому что надоели Генриху. Из-за его интрижки с Анной Болейн в стране началась масштабная религиозная реформа, Англия вышла из-под власти Папского Престола и основала собственную – англиканскую – церковь. В жизнь Реформацию воплощал канцлер Томас Кромвель, политический авантюрист незнатного происхождения. Он успел повоевать и поторговать в Европе, знал языки и имел обширные деловые контакты на материке. Кромвеля ненавидел каждый первый англичанин, что не помешало ему стать богатейшим человеком страны. К себе Кромвель приближал людей неродовитых, но способных. Один из таких - Мэтью Шардлейк, горбун, умом и упорным трудом дослужившийся до барристера – высшего адвокатского статуса в английской правовой системе. Шардлейк – опытный законник. Проницателен, смел, не смотря на телесную слабость, и придерживается чётких моральных принципов.

Полным ходом идёт так называемая «секуляризация», по-простому – раскулачивание богатых католических монастырей. По всей стране эмиссары Кромвеля передают в казну монастырское имущество. В одной из отдалённых обителей посланца Кромвеля убивают, и расследовать случившееся отправляется Шардлейк. Так начинается первый роман серии.

Пара слов об авторе. Кристофер Сэнсом – историк и практикующий юрист, пишет о том, в чём хорошо разбирается. Исторический антураж в его книгах мощнейший. Хотя жанрово это – детектив, но детективная интрига – скорее вспомогательное средство для того, чтобы показать, как люди жили в те времена. Нравы, традиции, особенности политической и религиозной жизни, законы. Закон и религия – два важные темы в книгах Сэнсома. Много разговоров о вере. К слову, первый роман цикла очень похож на «Имя розы» Умберто Эко, что Сэнсом никогда не отрицал. И так как главный герой – адвокат, читателя ждут увлекательные (без иронии) экскурсии в английское законодательство.

Шардлейк, конечно же, персонаж выдуманный. Но среди действующих лиц многие – реальные исторические личности. Сюжет виртуозно вплетён в исторические события. Главный герой – не совсем соответствует времени. Шардлейк – добр, сострадателен, толерантен, альтруистичен. Слишком добр и слишком толерантен. Естественно, не обошлось без повестки. Например, Шардлейк помогает наладить жизнь девочке, которая чувствует себя мальчиком. Такие трендовые сюжетные арки равномерно разбросаны по всем книгам цикла. Но автор не перегибает. Думаю, нынче это некая повинность, обязанность европейского писателя – подсветить энное количество либеральных тем. Но даже без повесточки я в Шардлейка немного не поверил. Он – человек из другой эпохи. Не то чтобы это недостаток, в том числе на конфликте мировоззрений держится сюжет.

Получил неимоверное удовольствие от чтения. Качественный исторический детектив, хороший язык, интересная детективная интрига. Очень приятные, душевные персонажи. Редкий случай, когда я пожалел, что серия закончилась и придётся расстаться с героями. Единственный недостаток – объём. Книги увесистые, и количество страниц увеличивается от книги к книге. Порой повествование теряет ритм, хотя воды не много. Заметна внутренняя борьба автора, зачастую побеждает историк.