СТАНДАРТЫ КРАСОТЫ В РОССИИ: ИЗМЕНЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ
В ходе изучения исторического развития представлений о красоте на территории России мы можем проследить, как менялись каноны привлекательности. Это исследование предполагает анализ различных исторических периодов, начиная с древней Руси и заканчивая современностью.
Во времена Киевской Руси представления о женской привлекательности заметно отличались от нынешних критериев красоты. Считалось, что белизна кожи, естественный румянец, полные черты лица и светлые глаза являются эталонами прелести. Юные барышни применяли белила и краски растительного происхождения для того, чтобы привлечь мужское внимание. Чрезвычайно ценились роскошные длинные волосы, которые невесты носили распущенными или заплетенными в косу.Не менее значимым элементом, подчеркивающим женственность, был наряд. Русская одежда отличалась утонченностью и многобразием узоров. Изящные украшения из благородных металлов и драгоценных камней подчеркивали статус и изысканность их владелицы. Идеалом была женщина сдержанная, мудрая и заботливая, обладающая талантами в пении и танцах, умеющая радовать окружающих.Таковы были каноны женской прелести на территории Киевской Руси.
В эпоху Средних веков, особенно в 15-м веке, церковь играла важную роль в обществе, включая влияние на моду и представления о красоте. На Руси идеалом женственности были высокие женщины с естественной величиной, спокойными и грациозными движениями, умеющие изящно передвигаться. Стройность и бледность ассоциировались с болезнью, поэтому молодые женщины стремились избежать таких слухов и стремились иметь здоровый цвет лица. Чтобы скрыть недостатки кожи, некоторые дамы использовали ртутные мази, которые мгновенно отбеливали зубы, но при длительном использовании наносили вред зубной эмали и отравляли организм. Такие методы красоты серьезно вредили здоровью.
Во времена Петра Великого произошла значительная трансформация представлений о привлекательности среди русских женщин, особенно в высших кругах. Подражание европейским модным тенденциям стало новым трендом, и основное внимание переключилось с естественной красоты на создаваемую искусственно. С конца XVII века дворянские дамы все чаще отказывались от яркого макияжа, встраивая в свой гардероб элементы западной моды. Женщины перестали использовать головные уборы, предпочитая носить кудри и сложные прически с применением париков, заколок и специальных поддерживающих конструкций, которые заказывались за границей. Такие аксессуары были доступны только богатым модницам, но именно они устанавливали стандарты красоты. Кроме того, чистая кожа и естественный румянец считались признаками привлекательности.В эпоху правления Александра I в России произошли изменения в форме губернаторских мундиров. Губернаторский кафтан был модифицирован, получив высокий воротник, узкие лацканы и укороченные полы, которые опускались ниже пояса. Мундиры могли быть сшиты из бархата, а воротники и лацканы были разделены на 8 групп цветов: красные, голубые, светло-зеленые, темно-зеленые, черные, темно-синие, фиолетовые, малиновые и оранжевые. Позже, при Николае I, губернаторские мундиры были отменены. Под Александром II к парадному мундиру был добавлен полукафтан, а белые короткие штаны исчезли.
В эпоху Советского Союза, понятие привлекательности существенно отличалось от западных и традиционных стандартов. Красота была скорее связана с "рабочей красотой", подразумевающей изящество и сдержанность.Вячеслав Зайцев был известным модным дизайнером в советские времена. Он высоко ценил моду в СССР, активно использовал традиционные советские мотивы и ткани в своих коллекциях, что придавало его работам особый колорит. Моделью и музой Зайцева стала Регина Збарская.В начале XX века короткая стрижка у русских женщин была редкостью. Предпочтение отдавалось длинным косам, которые явно указывали на семейное положение - замужем, свободна или помолвлена. Короткие стрижки были более удобными, современными и требовали меньше ухода. Конечно, никто не запрещал носить косы, но они чаще стали атрибутом школьниц и фольклорных ансамблей. Яркий макияж не был приветствован у школьниц и студенток, вычурный внешний вид мог вызвать осуждение даже на комсомольском собрании. Однако девушки немного старше часто подчеркивали губы красной помадой, не делая акцент на глазах. Использование множества декоративной косметики считалось более уместным, например, в театре или кино.Ассортимент брендов и модных направлений был не так обширен, особенно в условиях изолированной страны. Тем не менее, женщины имели возможность увидеть стильные дизайны платьев на большом экране или страницах глянцевых изданий и стремились иметь что-то подобное в своем гардеробе. В советский период акцент сместился на рабочий класс, и красота стала ассоциироваться с физической силой и здоровьем, а также с простотой и функциональностью одежды.
В современной России представления о привлекательности претерпевают изменения под влиянием различных факторов, таких как популярность социальных сетей.Одним из основных показателей красоты по-прежнему считается внешняя привлекательность. Это может включать в себя стройность фигуры, определенные черты лица, а также здоровую кожу и волосы.Медиа и знаменитости также оказывают сильное влияние на представления о красоте. Многие люди стремятся подражать звездам и известным личностям, которых позиционируют как образцы привлекательности.
Для практического анализа данной темы предлагается изучить исторические источники, художественные произведения, фотографические материалы различных эпох, а также провести опросы среди современного населения для выявления текущих представлений о красоте. Такой подход позволит оценить, как прошлое влияет на современные взгляды и какие факторы оказывают на них наибольшее воздействие.