Спектакль "Сережа" в МХТ им. Чехова - постановка, в которой главных героев зовут Анна Каренина, Алексей Каренин, Алексей Вронский и Серёжа. Общего с романом Л.Н. Толстого - чуть больше, чем ничего.
Сюжет
Его рассказать довольно проблематично. Если широкими мазками, то Анна Аркадьевна изменила Алексею Александровичу с Вронским. Вроде похоже на то, на что должно быть похоже, да?
Нет. В изложении Дмитрия Крымова, а именно он режиссер спектакля, знакомые всем нам персонажи кричат, катаются по сцене, общаются с залом на отвлеченные темы и всё в этом духе. Каренин чинит плафон, Вронский ходит на руках, а Анна Аркадьевна препирается с суфлером по поводу ударений в словах и правильного употребления глаголов "одеть/надеть". В конце не умирает под поездом. Крымов жестокосерднее Толстого - оставил её жить.
Актёры
Главные роли исполнили:
Анна Каренина - Мария Смольникова
Алексей Каренин - Константин Хабенский
Алексей Вронский - Виктор Хориняк
Мне от души понравилась игра всех троих. Но я бы отметила, что Константин Хабенский в этой постановке немного проиграл сам себе. Помню его в спектакле "Контрабас". Тогда он нокаутировал исполнением главной роли. В ходе постановки всё хорошо, классно, а потом... Спектакль заканчивается, зал начинает аплодировать, и Хабенский превращаются в другого человека. Невероятное перевоплощение из персонажа в себя. В "Сереже" я такого не заметила. Но он всё равно был замечателен.
Мария Смольникова была живая, смешная, трагичная - в общем, разная.
А Хориняк преподнес неожиданного Вронского - жалкого, нелепого и неловкого. С чего Каренина потеряла от него голову - не совсем понятно. Впрочем, возможно, на контрасте с мужем.
Все несчастные семьи несчастливы одинаково
Мне показалось, что в этом Крымов открыто спорит с Толстым, утверждавшим обратное. В спектакле тонко и точно показан бытовой момент, так часто прослеживающийся у семей на грани развода. Когда муж вроде и хороший ("у меня хороший муж, у меня хороший муж", повторяет, как мантру, Каренина), но очень скучный и ненужный. Анна Аркадьевна истошно от него зевает. Про уши даже говорить не понадобилось.
«Ах, Боже мой! отчего у него стали такие уши?» – подумала она, глядя на его холодную и представительную фигуру и особенно на поразившие ее теперь хрящи ушей, подпиравшие поля круглой шляпы. (Л.Н.Толстой, "Анна Каренина")
В спектакле Каренин ходит в фартуке, разбирается в шурупах и выпиливает из дерева игрушки для Сережи. Не до ушей. У Крымова много своих тонких моментов, и он отказывается от психологических тонкостей Толстого. Часто проигрывая. Например, поезд в спектакль он всё же включил, но лишь в качестве игрушки Серёжи, и этот момент вообще никак не обыгран. Получилось как в анекдоте про Фрейда - а иногда огурец это просто огурец.
Вообще, надо отметить, у Крымова все три персонажа жалкие, дурацкие и мелкие какие-то. Каренина - дурочка с переулочка, говорящая тоненьким голосом и нарочито инфантильная. Настолько же незрел Вронский, откровенный маменькин сынок, который и на Анну смотрит, как на мамочку, кажется. На их фоне Каренин вроде бы более осознанный, но такой неприглядной осознанностью - он больше Ксан Ксаныч из "Девчат", чем граф.
Серёжа
Почему спектакль получил такое название, я не поняла. Ну да, есть Серёжа, заложник ситуации - родители в кризисе, он ни на что не может повлиять. Сережа настолько пустое место, что этого персонажа сделали кукольным. Сережей-марионеткой руководят няньки, а мама вроде переживает за него на словах, но на деле принимает участие в жизни сына на 0%.
Постановочное решение
Сцена не поражает воображение декорациями - их в общем-то попросту нет. Покатый от дальней части сцены к ее краю пол - вот и вся декорация.
Костюмы своеобразны. Каренина сначала была в классическом черном платье, по силуэту как у Самойловой, но потом платья принимают гротескный характер подстать всему происходящему, подстать, думается, и тому разброду и хаосу, что творится у нее в голове. Ближе к концу Анне Аркадьевне надоедает ходить в черном и она наряжается в красно-зелёное петушиное нечто с желтой туфлей. А заканчивает спектакль в какой-то мешковине.
Каренин по большей части элегантен, Вронский в целом тоже.
Общее впечатление
Мне не понравилось. Я прекрасно знала, куда иду, и что ждать Толстого на сцене не надо. Я и не ждала. Но и интерпретации бывают разные! Когда-то смотрела у Виктюка "Саломею" так там эту самую Саломею мужик вообще играл! И шикарный спектакль был. Умный, тонкий, весь на кончиках пальцев.
А в "Сереже" вроде и поиронизировали - пародийно выглядит брошенный Каренин, наглаживающий себе камзол, как какой-то Вася Пупкин, которому жена всю жизнь рубашки гладила, а теперь приходится самому. Позаигрывали с залом - тут отличилась мать Вронского, посидевшая на коленках у половины партера. И на сцене устроили черт-те-что - с взлетающими из чемоданов лифчиками и кружащимся по делу и без дела конфетти. И пошутили - например, Каренина долго и нудно переодевается из черного платья в яркое. В какой-то момент комментирует: "Мхатовская пауза".
А по итогу не тронуло. Ни один нерв не вздрогул. В первой части, до антракта, я сидела боролась со сном, во второй вроде проснулась, но всё равно прямо ждала, когда же закончится-то.
Кстати, тех, кто ждать не стал, было не так уж много. Из любопытства спустилась в гардероб в антракте. Уходили зрители, да, но буквально единицы.
Почем зрелище для народа
Спектакль идет с 2018 года с неизменными аншлагами, это мхатовский хит. Купить билеты на "Сережу" не так уж и просто, надо прицельно караулить начало продаж и брать сразу. И билеты дорогие. В первых рядах партера, если мне память не изменяет, под 15 тыс. А если изменяет, то не очень намного. Мы сидели в ложе бельэтажа и это стоило 5 500 рублей за билет.
Стоит ли оно того? Для меня - нет.
Я не утверждаю, что спектакль плохой, но я его не поняла, для меня он остался нераскрытым. Нечего ли там раскрывать, или это я не смогла подобрать ключ - не знаю.
Мой телеграм. Там не только театр: