Отделка фасадов советских многоэтажек, бесспорно, выглядит добротно и безумно красиво. Только затраты на такой декор были внушительны даже в то время. Только в Советском Союзе был бум на монументальные, яркие, цветные и выразительные панно не только на административных и жилых сооружениях, но и на промышленных зданиях и даже остановках городского транспорта. А вы как думаете, что послужило искрой для появления такой любви?
В массовом порядке такая отделка стала массовым явлением в СССР 60-х гг. ХХ столетия. Начали с общественных и административных построек. Потом принялись и за торцы жилых многоэтажек. Это было практично, если на них не было оконных проемов. Красота исполнения и разнообразие вариантов сюжетов удивляют нас и сегодня.
Соль идеи
Конечно, дело тут было не только в одной высокой и долговечной эстетике. Сюжеты помогали с помощью художественного вымысла формировать правильную для советского человека точку зрения и особый взгляд на окружающий мир. Как и на свое собственное место в нем. Многие панно прославляли честный и ударный труд на благо всех граждан Страны Советов, научные и спортивные рекорды и достижения, верную военную службу родной СССР, жажду знаний, высокие моральные человеческие качества. Граждане должны гордиться своей родиной, стимулировать стремление к новым вершинам достижений и победам в выбранной сфере деятельности. Также были и практические резоны. Какие, как вы думаете? О них мы расскажем чуть позже.
Причины «мозаичного фасадного бума»
В дореволюционный период дома возводили из кирпича. Обычные дома для жителей в целях экономии создавали из самого дешевого материала. Особняки, административные и общественные здания строили из его глазурованной разновидности. Такие стены выглядели богато, солиднее и красивее. Он мог лучше сохранять комфортный микроклимат во внутренних помещениях и удерживал снаружи влагу, которой была насыщена атмосфера при определенных погодных условиях.
Домам сталинского периода тоже не нужна была «одежка». Зато «хрущевки» и «брежневки» еще как. Они возводились по типовым проектам, были безлики, однообразны и с глухими торцами без окошек. Безжалостная практичность и вечная экономия сделали свое черное дело. Такие постройки были унылыми, угнетали психику и уродовали любой городской пейзаж. Столичное архитектурное бюро предложило отделать их яркой художественной мозаикой. В качестве бонуса жильцы дома получали утепление.