Летом 1963 года произошло одно из наиболее ярких событий в современной истории отечественного ВМФ: атомная подводная лодка К-3 достигла точки географического Северного полюса. Но мало кто знает, с какими опасностями пришлось столкнуться экипажу на этом пути.
Покорение Арктики
В 1957 году, в обстановке чрезвычайной секретности, была построена первая советская атомная подлодка К-3, которую окрестили «Ленинским комсомолом». Она была лучше и мощнее американского «Наутилуса». Корпус К-3 получился обтекаемым (из-за этого вся серия получила имя «Кит»), а максимальная скорость составляла 28 узлов.
«Ваше имя войдет в историю техники нашей Родины как имя человека, совершившего крупнейший технический переворот в кораблестроении — по значению такой же, как переход от парусных кораблей к паровым», — писал отец советской ядерной энергетики, академик Анатолий Александров главному конструктору подлодки Владимиру Перегудову.
В 1962 году субмарину начали готовить к походу в полярные широты. На тот период США на личном примере показали преимущество использования атомных подводных лодок в арктическом бассейне, где субмарины передвигались в условиях полной безопасности, ведь там не было авиации и надводных кораблей.
Советский Союз очень тревожили американские подлодки, находившиеся в Арктике. Теперь все стратегические центры попадали в зону досягаемости ядерных ударов. Советское руководство поставило задачу Министерству обороны лишить США монополии и проложить собственные маршруты в центральной части Северного Ледовитого Океана, и так экипаж К-3 отправился покорять неизведанный мир.
Задача была не из простых, ведь у штурмана не было даже карты. Как ориентироваться под толщей льда, где ещё не бывал ни один человек? Помимо прочего, акустические системы часто сбивались, перехватывая ложные сигналы. Всему виной был шум от винтов, который отражался от ледяного панциря сверху и выдавал причудливые слуховые фантомы, вводящие в заблуждение даже опытных специалистов. И тут, в какой-то момент, участники похода с удивлением заметили, как начала уменьшаться глубина под килем подлодки. Что это? Неужели субмарина достигла земной оси?
Открытие века
Командир вовремя приказал сбавить ход — спустя пару секунд на экране эхолота уже отчетливо виднелась огромная гора, возвышающаяся на дне Ледовитого океана. После внимательного изучения эхограмм специалисты пришли к выводу, что перед ними находится гигантский подводный хребет. Это стало крупнейшим географическим открытием 20 века, после Северной Земли, нанесенной на карту в 1913 году. Обнаруженный подводный хребет был назван в честь знаменитого советского океанографа Якова Гаккеля, который когда-то выдвинул гипотезу о его существовании.
17 июля 1963 года К-3, совершив длительный поход подо льдами Северного Ледовитого Океана, дважды прошла точку Северного полюса. Сохранились воспоминания, что в этот момент один из членов экипажа в шутку попросил штурмана изменить курс АПЛ, чтобы не врезаться в земную ось.
Всплыть не получилось из-за многометрового льда. Подлодка взяла обратный курс и всплыла около Северного полюса, установив во льдах Центральной Арктики государственной флаг Советского Союза.
Казалось бы, что самое страшное позади, но впереди экипаж ждала встреча с невидимым и страшным врагом…
Один за всех и все за одного
Подводная лодка проектировалась и строилась в большой спешке, вследствие чего в сложный арктический поход К-3 отправилась в неисправном состоянии. Парогенераторы являли собой жалкое зрелище — сплошные переваренные и заглушенные трубки. Главный энергетик проекта требовал запретить этот поход из-за возникших проблем с главной энергетической установкой, но об отмене экспедиции к Северному полюсу и речи быть не могло.
В рабочем состоянии субмарина поддерживалась благодаря опытному и квалифицированному экипажу, который мог самостоятельно выполнять сложные ремонтные работы. Однако на обратном пути в неисправных парогенераторах начали появляться микротрещины, выявить которые было практически невозможно. Это привело к тому, что воздух в первом отсеке стал радиоактивным.
Выход из ситуации придумали торпедисты, обитавшие в противоположном конце лодки: они предложили перемешивать воздух отсеков, чтобы облучение распределялось равномерно. Таков закон подводников: или вместе побеждаем, или вместе погибаем. Дозу облучения получили абсолютно все, начиная от капитана, заканчивая коком.
Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями, командиру корабля и командиру БЧ-5 присвоили звание Героя Советского Союза. Так была открыта эпоха советских подледных походов в арктических районах.
Уважаемые читатели, наш канал стал жертвой очередной волны пессимизаций Дзена. Если вы подпишитесь и оставите комментарий, то есть шанс, что алгоритм это заметит и вернет нам рекомендации. Спасибо!
Читайте также: