1,8K подписчиков

Почему случился 1917 год в судьбе российского духовенства

Составление родового древа, изучение Метрических и других церковных книг привели нас к вопросу, который не давал покоя - с чем связаны репрессии против священников в первые годы советской власти в...
Корин П.Д. (1892-1967 гг.) Реквием. Русь уходящая. 1925-1959 гг. Дом-музей П.Д. Корина (Третьяковская галерея), Москва.
Корин П.Д. (1892-1967 гг.) Реквием. Русь уходящая. 1925-1959 гг. Дом-музей П.Д. Корина (Третьяковская галерея), Москва.

Составление родового древа, изучение Метрических и других церковных книг привели нас к вопросу, который не давал покоя - с чем связаны репрессии против священников в первые годы советской власти в России? Изучая церковные документы, мы увидели тот огромный труд, который вели священники в своем приходе, увидели людей с хорошим образованием, у которых были дружные многодетные семьи, которые вели свое приусадебное домашнее хозяйство, стараясь прокормить семью. Мы много пишем о ходе наших поисков родных, оказалось, что в основном наши предки были священниками.

В связи с этим поиск ответов о причинах нетерпимого отношения к духовенству после революции 1917 года заставил нас внимательнее присмотреться к роли священства в жизни прихожан.

1. Почему не верим статьям о причинах репрессий против духовенства

Не раз приходилось читать и слышать о причинах гонений на Русскую православную церковь, наступивших после революции 1917 года. Таких публикаций много, появились после 1990 года и, как правило, их авторы, от интернет-публикаций, учебников до солидных ученых, с различной глубиной проникновения и аргументации, отмечают, в основном, три их причины: политическую, идеологическую и экономическую, что, верно лишь отчасти, поскольку проблема не исчерпывается только этими причинами.

Первый раз мы подняли этот вопрос в публикации канала "История семьи (29): самое образованное сословие Российской империи. Из опыта поиска предков". Хотим через изучение архивных документов найти ответ на вопрос, который нас очень волнует: почему в этих событиях приняли участие столь широкие массы простых людей, еще недавно православных братьев и сестер, вдруг ставших яростными борцами с верой? Как и когда в них успело накопиться столько гнева на церковь и священство? За что столь суровое наказание претерпели простые служители церкви став новомучениками? Не найти ответ на эти вопросы, значит повторить ошибки в будущем.

Вот как мы это увидели, читая старые церковные документы.

2. Церковная реформа Петра I и ее влияние на положение Русской православной церкви в российском обществе

Русская православная церковь в результате Петровских реформ стала государственной церковью, буквально структурой управления Российской империей. Может, в этом самая глубокая причина репрессий против священников?

Петр I начал проводить церковную реформу после смерти патриарха Андриана, последнего в дореволюционный период истории Русской православной церкви:

Таблица Academia-nadezhda "Патриарх Адриан" (1690-1700 гг.).
Таблица Academia-nadezhda "Патриарх Адриан" (1690-1700 гг.).

Справка Academia-nadezhda:

Церковная реформа Петра I- комплекс мер, проведенный в период 1701-1722 годов для снижения влияния и независимости церкви от власти царя и усиления контроля над ней, её административными и финансовыми вопросами.

После смерти патриарха Адриана в 1700 году нового патриарха не выбрали, вместо этого Петр I ввел новую должность заместителя патриарха, назначил на нее митрополита Стефана Яворского с наказом реализовывать церковные преобразования.

Таблица Academia-nadezhda "Экзарх Стефан Яворский" (1658-1722 гг.).
Таблица Academia-nadezhda "Экзарх Стефан Яворский" (1658-1722 гг.).

Основная задача реформы заключалась в ликвидации автономности православной церкви, ограничения ее имущества через секуляризацию земель, установление контроля за ее финансами. Наилучшим образом, по мнению Петра I, этих целей можно было достичь, включив Русскую православную церковь как мощный социальный институт, в структуру государственного аппарата, сделав ее государственной церковью, оставив из прежних направлений деятельности только дела веры. Вопросы землевладения, финансов, назначения и перемещения должностных лиц в церковной структуре, рассмотрение судебных дел священников и др. были переданы в государственные учреждения - приказы: синодальный, монастырский, поместный, приказ церковных дел, канцелярию раскольнических дел и др. Патриарх перестал играть центральную роль в церковной жизни, его место занял новый орган - Святейший правительствующий Синод.

25 января 1721 года Петр I учредил новый высший орган церковно-государственного управления Русской церковью - Святейший правительствующий Синод, или Духовную Коллегию, ликвидировав должность Патриарха. Члены Святейшего правительствующего Синода назначались императором Российской империи, приносили ему присягу. Представителем императора в Синоде и его главой был светский человек - Обер-прокурор Святейшего Синода. Распоряжения императора по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода. Став частью государственного аппарата, Русская православная церковь утратила былую самостоятельность. Синод стал церковно-административным органом, заменившим Патриарха в вопросах веры и осуществлении церковных функций. Будучи включенным в бюрократическую структуру государства, Синод для эффективного управления государством и его населением по вверенным вопросам, как и положено в бюрократической вертикали власти, распространил на Русскую православную церковь выполнение новых государственных функций, ранее ей не свойственных. Работа с православной душой была обременена значительными контрольными бюрократическими функциями.

3. Роль церкви в жизни российских подданных по итогам Петровских реформ

3.1. Церковные документы о жизни и отношениях Русской церкви и православных

В результате Петровской церковной реформы на протяжении XVIII - нач. XX веков через деятельность православной церкви реализовывались инструменты государственной внутренней политики в форме обязательных церковных документов, сопровождавших православных всю жизнь:

Метрические книги (1722 г.), Брачные обыски (1765 г.), Исповедные ведомости (конец XVIII в.), Клировые ведомости (1769 г.), Ревизские сказки (начало XVIII в.).

В этих документах православная церковь фиксировала всё о состоянии подданных Российской империи: имя, фамилию, отчество, возраст, даты рождения, женитьбы, сведения о месте жительства, сословном и владельческом положении, дату и причину смерти, дату и место погребения; для несовершеннолетнего — имя, возраст, а также сведения о месте жительства, сословном и владельческом положении, имени, фамилии и отчестве отца. Обязательно указывалось кто из священно- и церковнослужителей совершал крещение, принимал исповедь, погребение, указывался священник, исповедавший и приобщивший умершего накануне смерти.

3.2.1. Метрические книги - реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века (православные метрические книги — не ранее 1722 года) по 1918 год. В книгах есть три раздела - «О родившихся», «О бракосочетавшихся», «О умерших».

Обратим внимание на некоторые записи в Метрических книгах, которые, с очевидностью свидетельствуют о многообразии контрольных функций Русской православной церкви за православным населением.

Так, в разделе «О родившихся» нас удивила запись о незаконности рождения ребенка:

Метрические книги Москва Никитский сорок Церковь Благовещенская на Тверской (ч. I) 1904 г. ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №776, дело №126, стр. 400.
Метрические книги Москва Никитский сорок Церковь Благовещенская на Тверской (ч. I) 1904 г. ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №776, дело №126, стр. 400.

В метрической записи 1904 года говорится о рождении у дочери дворянина девицы Марии Генриховны Килинской внебрачного ребенка, девочку назвали Ольга. Эта запись была позже зачеркнута, так как родители ребенка в 1907 году вступили в законный брак и на основании Указа Московской Духовной Консистории и решения Московского окружного суда "О внесении исправления в Метрическую запись" слово "внебрачный" было зачеркнуто!

Но чаще запись о незаконном рождении преследовала человека всю жизнь до самой смерти:

Мы встречали в регистрациях о смерти записи о людях в возрасте 40 лет и старше, начинающиеся со слов: "Незаконнорожденный...".

Могли такие подходы к православному человеку оставить его равнодушным к подобному церковному контролю, не накалить отношение прихожан к духовенству, осуществлявшему эти каждодневные контрольные функции, коли человек пожизненно нес клеймо "незаконнорожденный"?

Здесь мы подходим к главному - к растущему по различным поводам избыточному межличностному психологическому напряжению между государственной церковью и православными, сопровождавшему их всю жизнь!

Подробнее о Метрических книгах в статье канала [1].

3.2.2. Вопросы создания семьи и Брачные обыски.

Брачный обыск - письменный акт, введенный в Российской империи Сенатским Указом 1765 года, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака. Брачный обыск уже по своему названию напоминает отчет о полицейском дознании (до момента вступления в брак он проводился трижды).

Вот, например, документ от 19 октября 1781 года:

ГБУ ЦГА Москвы, фонд №2131, опись №2, дело №4 стр. 14. 1781.МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ. КЛИНСКИЙ УЕЗД.
ГБУ ЦГА Москвы, фонд №2131, опись №2, дело №4 стр. 14. 1781.МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ. КЛИНСКИЙ УЕЗД.

В данном отчете говорится о результатах проведенного Брачного обыска ямщика Василия Иванова, сына Волкова и ямщиковой дочери Анны Алексеевны: "... явленного еще никакого духовного и плотского родства между ними не имеется". Постановили, что препятствий для брака нет! Но насколько обыск был тщательным и мучительным!

Церковь рассматривала возможность развода. В документе за 1915 год говорится: "Вследствие ея Елизаветы Пенкржик прошения по супружеской неверности мужа решением Московского епархиального начальства от 14-15 марта 1917 года за № 122 расторгнуть, с дозволением им, супругам Пенкржик, вступить в новые браки, но ответчику Михаилу Пенкржику не раньше выполнения им семилетней церковной епитимьи с разрешением епархиального начальства". Михаил Пенкржик должен семь лет нести церковное наказание за измену, будучи в браке:

Вот еще один распространенный по тем временам документ. Вызывает удивление содержание "Свидетельство отпускного билета", выданного Марии Назаровной Романовой, которая собиралась в 1891 году выйти замуж за доктора медицины потомственного дворянина Владимира Александровича Флоринского. Этот документ выдала невесте Саратовская духовная консистория и предназначался он для процедуры Брачного обыска, который она должна будет пройти в Москве! В нем указаны не только родители невесты, но и имена восприемников и священников, которые проводили таинство крещения Марии еще в младенчестве!

Зачем эти сведения для заключения брака женщине в 30 лет, сбор которых мог вызвать лишь раздражение против священников, исполнявших государственные функции?

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Книги брачных обысков, венечные памяти, брачные документы" ГБУ ЦГА Москвы.Фонд 2126, опись 3, Ед.хр. № 27, стр. 155. 1881-1908. Москва. Сретенский сорок. Церковь Введенская на Лубянке.. стр. 295.
Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Книги брачных обысков, венечные памяти, брачные документы" ГБУ ЦГА Москвы.Фонд 2126, опись 3, Ед.хр. № 27, стр. 155. 1881-1908. Москва. Сретенский сорок. Церковь Введенская на Лубянке.. стр. 295.

Подробнее о Брачных обысках в статье канала [2].

3.2.3. Исповедные ведомости - представляют собой посемейные списки прихожан церкви. Обычно в них включали всех членов семьи, кроме детей в возрасте до года. Это ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. Один экземпляр Исповедной ведомости оставался на хранении в приходской церкви, другой отсылался в вышестоящую Духовную консисторию. Исповедоваться приходскому священнику православные должны были раз в год, начиная с возраста 7 лет, а с одного года дети записывались в исповедные ведомости членов семьи. Православные, по каким-либо причинам не явившиеся на исповедь, ставились на учет и о них также отчитывались в вышестоящую духовную инстанцию:

Реестр проведенных исповедей. ГБУ ЦГА Москвы Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1196. 1832 г. Исповедные ведомости. Московская губерния. Московский уезд. Церкви Московского уезда годы 1734-1915.
Реестр проведенных исповедей. ГБУ ЦГА Москвы Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1196. 1832 г. Исповедные ведомости. Московская губерния. Московский уезд. Церкви Московского уезда годы 1734-1915.

Из записи следует, что Василий Тимофеев в свои 54 года уже 4 года игнорирует исповедь и отчет об этом факте поступает в вышестоящие инстанции! В соответствии с совместным указом Сената и Синода «Прибавления к Духовному Регламенту» от 16 июля 1722 года, по которому вводились наказания для тех, кто один раз в год не явился на исповедь. Их стали называть раскольниками, вследствие чего подати (налоги) с них удваивались, а за неявку на исповедь назначались штрафы: 1 рубль за первый случай, при повторении уже 2 рубля, за третий - 3 рубля. В противном случае мужчин ждали галеры, а женщин - подневольные работы.

Поразила нас и еще одна запись. Ее сделал в 1855 году наш предок Александр Матвеевич Флоринский (1803 – после 1860 гг.) во время службы священником церкви Рождества Пресвятой Богородицы у речки Рудня Богородского уезда Московской губернии. Это Ведомость о проведенных ежегодных исповедях православных, которые обычно совершали накануне Пасхи. Чем она привлекла наше внимание?

 Таблица Academia-nadezhda: ГБУ ЦГА Москвы. Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1696 стр. 241-290. 1855 г. Исповедные ведомости. Московская губерния. Богородский уезд. Церкви города Богородска и Богородского уезда.
Таблица Academia-nadezhda: ГБУ ЦГА Москвы. Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1696 стр. 241-290. 1855 г. Исповедные ведомости. Московская губерния. Богородский уезд. Церкви города Богородска и Богородского уезда.

На исповедь пришли православные со всего Богородского уезда. Нам показалось странным ее разделение на две неравные части. В первой – обычные жители деревенской округи, православные верующие - их было мужчин 93, женщин - 90. А вторая, и очень многочисленная, часть озаглавлена «Раскольники» - это список семей православных крестьян, пришедших на исповедь, их «вина» была в том, что они являлись потомками раскольников, предки которых более 200 лет тому назад (к 1855 году), выступили против церковных реформ Патриарха Русской православной церкви Никона. Их потомки и через 2 века опять названы церковью раскольниками, хотя таковыми уже не являлись, но исповедь у них принималась отдельно от других православных и благонадежными, как видно, не считались. Их намного больше: мужчин - 2155, женщин – 2170! Через века они несли тяжесть раскола. Нужно ли удивляться тому, что часть из старообрядцев в 1917 году оказались в первых рядах разрушителей православных храмов!

Более того, этим же Синодальным указом от 16 июля 1722 года отменялась тайна исповеди! В 1722 году по указанию императора Петра I было написано «Прибавления к Духовному Регламенту», в котором отменялась тайна исповеди:

Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Прибавление к Духовному регламенту прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского" : май 1722 г. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е]. – Санкт-Петербург, 1830. – Т. 6. – № 4022. С. 699–715.
Таблица Academia-nadezhda: "Извлечение из "Прибавление к Духовному регламенту прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского" : май 1722 г. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е]. – Санкт-Петербург, 1830. – Т. 6. – № 4022. С. 699–715.

А чтобы обеспечить выполнение священниками этого невиданного прежде требования Священного правительствующего Синода, они обязывались приносить присягу, текст которой прилагался к Указу: быть государю «верным, добрым и послушным рабом и подданным быть». И далее: «…И о чем по тому объявлению доносить повелено, то буду доносить и объявлять, и объявлять самою сущею правдой». Доносить надлежало в Тайную канцелярию и Преображенский приказ, за что полагалось вознаграждение от 5 до 30 рублей.

Этим административным изобретением была убита священная суть православной церкви, веками выстраданная близость, теснейшая связь священства с православным народом, и началось постепенное уничтожение веры в самом народе.

Подробнее об Исповедных ведомостях в статье канала [3].

3.2.4. Клировые ведомости. Введены в 1769 г. под названием «именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания». Это документы о прохождении службы лицами духовного сословия, которые по закону считались актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания и содержали замечания о их поведении, прилежании, правонарушениях и др. характеристики на протяжении всего пожизненного церковного служения священника. И священство ставилось на пожизненный государственный контроль!

Таблица Academia-nadezhda: Часть II Клировой ведомости о псаломщике Иоанне Матвеевиче Флоринском, сыне Матвея Дмитриевича (Клировая ведомость за 1832 г.); ГБУ ЦГА г. Москва. Церкви Сретенского сорока г. Москвы. Фонд 2126. оп. 1. ед.хр. 1139. Клировая ведомость 1902 г. Стр. 127.
Таблица Academia-nadezhda: Часть II Клировой ведомости о псаломщике Иоанне Матвеевиче Флоринском, сыне Матвея Дмитриевича (Клировая ведомость за 1832 г.); ГБУ ЦГА г. Москва. Церкви Сретенского сорока г. Москвы. Фонд 2126. оп. 1. ед.хр. 1139. Клировая ведомость 1902 г. Стр. 127.

На правой стороне клировых записей о псаломщике Иване Матвеевиче Флоринском (1864 - после 1917 гг.) идут разделы о судимости священника, его поведении и о родстве с притчем. Подробнее о Клировых ведомостях в статье канала [4].

3.2.5. Ревизские сказки - документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в начале XVIII - 2-й половине XIX веков, проводившихся с целью налогообложения (!) Это были поимённые списки населения российской империи, в которых указывались имя, отчество и фамилия главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи, учитывались лица мужского и женского пола. Эта функция современной статистики и налоговой службы поражает!

Подробнее о Ревизских сказках в статье канала [5].

3.2.6. Изучая церковные документы, мы все более понимали, какую огромную сопровождающую и контролирующую роль в жизни прихожан, их семей, в воспитании детей, в учебе подростков, даже в женитьбе и других вопросах играли священники.

Вот один из таких примеров. Нас удивила запись в личном деле студента Московской Духовной Академии Федора Васильевича Флоринского. Когда он заболел и не мог вернуться на учебу в назначенное время, об этом факте написал доношение в учебное заведение сына не его отец-священник, в доме которого находился больной студент, а благочинный Александровской округи Владимирской епархии священник Иоанн Широгоров, засвидетельствовавший подлинность факта болезни (!):

 ГБУ ЦГА Москвы. Фонд 229 Опись 4 Ед.хр. 4592. Личные дела 16 июля 1834-январь 1839. Флоринский Федор Васильевич.
ГБУ ЦГА Москвы. Фонд 229 Опись 4 Ед.хр. 4592. Личные дела 16 июля 1834-январь 1839. Флоринский Федор Васильевич.

Приходским священникам приходилось заполнять очень большое количество текущих документов, готовить по ним отчеты, отсылать их в вышестоящую Духовную консисторию и, кроме этого, провести службы, крещения, отпевания и другие церковные обряды, заботиться о занятиях в церковно-приходской школе и массе других текущих хозяйственных делах прихода! В основном, в деревнях в церкви служили 3-4 священника. Так, например, в церкви Архангела Михаила в селе Поджигородово Клинского уезда Московской губернии, где служил пономарем с 1789 по 1814 гг. наш предок Николай Васильев (1749-1831 гг.), с ним служил священником и был благочинным его зять (муж старшей дочери Надежды) Василий Никитин Богословский (1770-до 1834 гг.), дьякон Федор Флоров и дьячок Михаил Иванов. Документы сохранили их собственноручные автографы:

ГБУ «ЦГА Москвы», фонд №203, опись №745, дело №937, стр. 251. 1802 г. Метрические книги Клинского уезда Московской губернии.
ГБУ «ЦГА Москвы», фонд №203, опись №745, дело №937, стр. 251. 1802 г. Метрические книги Клинского уезда Московской губернии.

Исходя из представленного анализа церковных книг, а каждая из них содержит сотни страниц, которые для государства тщательно вели и заполняли священники в каждом церковном приходе, мы понимаем, как эти государственные функции отрывали их от заботы о многих вопросах духовной жизни прихожан, снижая их влияние на врачевание душ православных.

Вывод:

Мы изучаем церковные книги с огромной благодарностью священникам за возможность узнать подробности о своих предках, восхищаемся их огромным трудом, порядком в документах и массивом информации, которую мы получаем, изучая эти записи! Это позволило нам поднять из глубины веков более 600 предков нашего рода!
Вместе с тем, мы понимаем, что целый ряд функций, которые выполняли священники в силу своего нахождения в структуре государственного аппарата Российской империи на протяжении 200 лет, не были духовными. Церковь, встроенная в государство и ставшая одним из государственных институтов, не смогла под грузом новых и не свойственных ей бюрократических функций (скорее статистических и полицейских) вести эффективную воспитательную, духовную работу с людьми, а, с другой стороны, оправдывая богатство и собственность одних, оставляя бедным лишь смирение и терпение, теряла свой нравственный и социальный потенциал.
Оправдывая и поддерживая монархическое государство, строящее в Российской империи несправедливое капиталистическое общество, церковь становилась заложником этого общества. Поэтому коммунизм, как общество справедливости для всех, стал больше соответствовать православному идеалу в умах значительной части верующих. Здесь кроется глубочайшая проблема и государственного устройства, и роли церкви в нем. В этом сошлись все три причины репрессий: и политическая, и экономическая, и идеологическая. Бюрократическое давление на прихожан, как оказалось, может подвести часть из них к ответному бунту. Отсюда пошли, по нашему мнению, и межличностные, психологические корни тех событий. Борясь с несправедливым государством, народ смёл монархию и церковь, как один из ее институтов.
К огромному сожалению православные новомученики стали заложниками прежнего положения государственной церкви, ибо нельзя быть частью несправедливого государства и быть вне народного несогласия с этим. Пружина распрямилась и ударила по очень многим...

Литература:

Если тема статьи показалась актуальной, то пишите в комментариях, обсудим, ставьте лайки, подписывайтесь, советуйте друзьям. Спасибо!

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

Составление родового древа, изучение Метрических и других церковных книг привели нас к вопросу, который не давал покоя - с чем связаны репрессии против священников в первые годы советской власти в...-16