Найти тему
Eidos Phoenix

Концепция личностного знания М.Полани

По Попперу, мир знания автономен (если исчезнут все орудия труда и результаты научной деятельности, но останутся библиотеки, то и культура быстро восстановиться).
Полани же считает, что знание оживает.

  • Имеет смысл, только когда есть носители знания, которым это знание необходимо. Личностное или неявное знание формируется посредством личных контактов и оказывает непосредственное влияние на теоретические и практические навыки ученых, их способность к воображению и творчеству. Основной пафос концепции Полани состоял в преодолении ложного идеала деперсонифицированного научного знания, ошибочно отождествляемого с объективностью. Для него знание – это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующие особого искусства. Для него личностное знание – это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад познающего.
  • Знание нельзя свести только к рациональному изложению информации. Это внешняя оболочка знания, а сердцевина – коммуникативная деятельность между субъектами, неявное знание (латентное знание). Это знание передается от учителя к ученику. Нет суммы правил, чаще всего это неосознанный процесс на периферии сознания:
    1) психологи, говорят, что человек не может фокусироваться одновременно в нескольких местах, это сбивает человека с мысли;
    2) опыты гештальт психологии – сознание человека и сознание высших животных носит целостный характер и не может быть сведено к сумме состояний (переход из одного гештальта на другой – мгновенный). Гештальт — это не просто сумма частей, это нечто большее.

Компоненты познавательной деятельности:

  • страстность – ученые увлечены; науку делают люди, обладающие мастерством
  • личностный опыт – передаётся от учителя к ученику;
  • терпение;
  • внутренняя вера в науку – любая рациональность коренится в доверии.
  • люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отделены от произведенного ими знания
  • в познавательной и научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность

Идеал: в когнитивном плане – достижение истины, в личном плане – самоутверждение. Существуют ещё социальные и этические ценности.

Сегодня, по мнению Полани, мы снова должны признать, что вера является источником знания. На нее строится система взаимного общественного доверия. Согласие явное и неявно, интеллектуальная страстность, наследование культуры – все это предполагает импульсы, тесно связанные с верой. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению. Появление и существование в науке наборов аксиом, постулатов и принципов также уходит своими корнями в нашу веру в то, что мир совершенное гармоничное целое, поддающееся нашему познанию.

Сомнения должны быть разумными, но зачастую они основаны на личностном (пред)убеждении. В науке нельзя игнорировать сомнения. Любая рациональность коренится в доверии, а у Поппера и Лакатоса рациональность носит нормативный характер (т.е. её нужно проверять). Критерий истинности – интеллектуальная красота. Истина – в ней можно быть только убеждённым.

Язык основан на неинтеллектуальных способностях. Закон бедности языка – в нём не должно быть слишком много букв (=> слишком много слов => не все будут широко употребляться). Необходима удачно выбранная символика, чтобы можно было легко описывать. Разница в развитии человека и шимпанзе увеличивается при: 1) овладении (мистическое) человеком языка; 2) человек развивается неограниченно, а шимпанзе – нет.

Для Полани очевидно, что мастерство познания не поддается описанию и выражению средствами языка, сколько бы развитым и мощным он ни был. Этот тезисы противоречит задаче создания унифицированного языка науки. Научное знание, представленное в текстах научных статей и учебников, по его мнению, всего лишь некоторая часть, находящаяся в фокусе сознания. Другая часть сосредоточена на половине периферийного (неявного) знания, постоянно сопровождающего процесс познания.

Также Полани ещё считал, что интуиция играет не малую роль в жизни учёного. Интуиция же вырабатывается за счёт взаимодействия ученика с учителем, причём есть артикулируемый интеллект и неартикулируемый — интуиция один из таких интеллектов, — её невозможно передать или выразить в виде текстов, учебников итд. Ученик должен добыть её самостоятельно, однако помочь ему в этом может общение с учителем, мастером!

Самосознание
0