Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении Господь говорит нам о том, как делать добрые дела, как правильно молиться и как относиться к постящимся. Это очень важное наставление перед Великим постом. Но если на первый взгляд они могут показаться нам банальными и обыденными. Во-первых, это благодаря тому, что сама наша культура уже очень сильно изменилась и следует отдельно сказать почему Господь произносит такие слова. И во-вторых, всякий раз, когда мы видим в Священном Писании слова, которые кажутся нам простыми и очевидными, – это повод задуматься о том, с какой целью туда помещены. Потому что обычные, простые, понятные и очевидные слова, которые мы говорим друг другу – вряд ли бы стали Священным Писанием. Но Господь говорит в сегодняшнем отрывке что-то настолько важное, что Церковь посчитала необходимым включить Его слова в Священное Писание.
И вот о чем идёт речь: дело в том, что древняя культура была очень сильно ориентирована на внешнюю сторону и на других людей. Поэтому сегодня приходится говорить для людей, воспитанных в христианской культуре, настолько очевидные вещи. Господь говорит: «Когда делаете добрые дела, не трубите перед собой как лицемеры!», – мы воспринимаем сегодня это иносказательно. Никому бы и в голову не пришло хвастаться о том, что ты только собираешься пойти кому-то помочь. Тем более в буквальном смысле слова трубить об этом, но в древности для этого была специальная должность! Нанимали людей, которые шли с трубами, становились на перекрестке и трубили, когда кто-то из фарисеев выходил совершать милостыню, чтобы все видели, что фарисей не только учит, но и сам исполняет закон. Поэтому специально обращали внимание народа на то, что фарисеи совершают добрые дела. В данном случае Господь действительно говорит буквально о том, что не нужно трубить перед собой, приглашать людей, которые специально будут хлопать и говорить приятные слова о том, как хорошо ты делаешь добрые дела.
Также Господь говорит о молитве: «Не будьте как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны». Действительно, в древности люди считали, что именно правильность молитвенной формулы, порядка слов и перевода придаёт молитвам силу. В языческом сознании молитвы были не просто формой общения или даже угождения Богу, как мы сегодня понимаем, а это были в буквальном смысле заклинания. Люди читали их над духами, которые в языческом представлении должны были являться повелителями озёр, леса, охоты, огня или каких-нибудь еще стихий. Чем больше раз совершено заклинание, тем скорее ты ослабишь духа, назвав его по имени. Господь говорит о том, что настоящая молитва совершенно не такая. Когда мы обращаемся к Богу, мы не совершаем заклинание, мы не подчиняем Бога своей воле словами молитвы, и поэтому нам не нужно заботиться о каких-то особенных словах. Поэтому, когда Господь получает вопрос от своих учеников: «Научи нас молиться, что нам нужно говорить?», – Он произносит совершенно простые и обыденные слова. Они известны как молитва Господня или “Отче наш”, но на тот момент это были простые прошения из разнообразных славословий, которые находились в молитвословах иудеев. Господь перечисляет их по очереди. О чём вообще мы можем просить Его: о том, чтобы Господь нас накормил; простил нам грехи; чтобы Господь был здесь с нами, в этом мире. Это совершенно обыденные и простые слова, которые не имели никакого магического эффекта. Произнеся их, человек бы не подчинил духа или тем более самого Бога своей воле. Слова были простые обыденные и понятные.
Господь дает своим ученикам небольшое наставление: «Когда молишься войди в комнату твою, закрой свою дверь и отец, видящий тайное воздаст тебе», – эти слова тоже говорят нам о том, что молитва была на тот момент социальным капиталом человека. Молящийся приобретал в глазах других людей какую-то важность, значимость, ценность: «Вот это молитвенник! Это великий подвижник!», – поэтому не только добрые дела, но и молитву старались совершать на показ. Как много слов знает человек, как долго он может молиться и призывать имя Божье – всё это способствовало развитию тщеславия у самого молящегося и зависти у тех, кто на него смотрел. Поэтому Господь говорит, что лучше зайти в комнату, где тебя никто не видит и произнести несколько слов. Не вычитать много текстов, а произнести несколько слов от сердца, чтобы это видел Господь.
Наш современник митрополит Антоний Сурожский развил эту мысль ещё дальше и сказал, что, зайдя в свою комнату, можно не только помолиться, но даже помолчать с Богом, и это тоже будет молитва. Молчание, которое совершается в тишине сердца и ума, в соприсутствии Богу – это тоже отдельный вид молитвы. Ты созерцаешь Бога и не стремишься сказать много правильных и важных слов, а просто выделяешь время, чтобы побыть с Богом наедине.
Третье наставление содержалось в сегодняшнем апостольском послании. В нём говорится о том, как необходимо относиться к пище и особенно к постящимся. Этот отрывок читался на церковно-славянском языке, поэтому, думаю, большая часть из слышавших его вообще не уловила мысль, которую в послании к римлянам апостол Павел доносит и до нас. Там говорится, что сильный в вере ест всё, а немощный ест овощи и нужно принимать немощного в вере без рассуждения о мнениях. На сегодняшний день такие слова полностью переворачивают наше понимание поста. Мы знаем, что наши нецерковные, неверующие родственники не постятся, требуют готовить им вкусную скоромную пищу, а вот те, кто воспитан в церковных традициях, постятся и постом не вкушают мясо. Здесь же речь идёт немножко о других вещах.
В древности люди не имели такого доступа к мясу, как мы сегодня. Можно пойти в магазин и купить себе мясо, чтобы приготовить, а может быть даже что-то готовое взять. В древности же употребление мяса было довольно редким. Люди питались овощами, водой, молоком, а мясо могло быть только на особых праздниках. Когда закалывалось животное, его нужно было сразу съесть. Холодильников и морозильных камер не было. Но убийство животных всегда был ритуальным. Таким образом, даже на рынке, где продавали мясо, оно всегда было принесённым в жертву. Обязательно люди произносили заклинания и посвящали убийство коровы или барашка какому-нибудь духу. Новоначальные христиане соблазнялись о том, как же есть мясо, которое было принесено в жертву Зевсу, Аполлону или какому-нибудь другому божеству: «Ведь я служу Христу и не могу быть соучастником жертвы, которые приносят язычники!».
Апостол Павел поясняет, что люди твёрдые в вере знают, что никаких языческих богов не существует. Это выдумки, мифы. Поэтому какое бы мясо перед нами ни лежало, мы можем его перекрестить и съесть во славу Божию и никаким образом не оскверниться. Но были слабые в вере люди, которые боялись не просто осквернить себя или прогневать Бога, они боялись, что если они вкусят мясо, посвященное в честь языческого бога, то таким образом служат ему, и он на них прогневается, если они будут поклоняться Христу… Вот в таком состоянии находилось древнее сознание, древняя языческая культура. Поэтому апостол говорит, что сильным в вере, которые знают, что языческих богов не существует, не следует каким-то образом переубеждать новоначальных христиан, если они считают для себя правильным и полезным воздерживаться от мяса для того, чтобы не участвовать в языческих жертвоприношениях. Нужно принимать их мнение без споров.
Таким образом, мы видим, что все эти три отрывка, которые говорят нам о добрых делах, о молитве, о посте, – сводятся только к тому, чтобы ничего не делать на показ и не осуждать других людей. Потому что очень часто, особенно постом, возникает соблазн посмотреть, кто что покупает в магазине, кто что ест, у кого на столе лежит скоромная пища, а у кого постная. Более того, хоть это и некультурно, но очень хочется подсмотреть в целом жизнь других людей: кто за кого вышел замуж, кто от кого родил детей, у кого сколько денег… Несмотря на то, что все знают, – это неприлично, но по сей день это предмет для разговоров. Посмотреть за соседями, кто купил новую машину, кто в какой храм пошёл, особенно если у него храм рядом, а он поехал куда-то за тридевять земель искать там какого-то старца или ещё кого-то… Таким образом, вся жизнь состоит из осуждения жизни другого человека. Вот посмотрите: что он ест, с кем дружит, куда ходит, и что делает…
В преддверии поста Церковь напоминает нам о том, что наши слова молитвы, наши добрые дела, наш пост – это личное дело каждого. Они должны совершаться втайне и Отец небесный будет воздавать каждому по его вере. Если ты немощный вере и считаешь так, то делай, как ты считаешь, если ты сильный вере, не нужно учить другого человека и показывать ему, что он ошибается, со временем, он это поймет, а даже если не поймет, Господь принимает его жертву. Когда мы от всей души, от всего сердца сегодня отказываемся от мяса не потому, что оно и идоложертвенное, а потому что мы таким образом хотим послужить Богу – Господь принимает эту жертву. Но если у нас болезнь, и мы не можем прожить и дня без стакана кефира, то значит Богу, это не угодно. Господь не хочет, чтобы мы похоронили себя постом и умерли, не дожидаясь Пасхи. Господь даёт нам возможность употреблять ту пищу, которую мы считаем нужным с благодарением Богу, посвящая нашу трапезу Христу.
Самое главное – выстроить собственную духовную жизнь. Когда человек входит в общение с Богом, то он уже совершает пост не по принуждению, не потому что кто-то сказал, что так правильно. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в своих дневниках, что даже вторая кружка зеленого чая уже будет отвлекать его от молитвы. Таким образом, несмотря на то что это совершенно постный продукт, Иоанн Кронштадтский ограничивал себя в количестве, потому что знал, что для него это не полезно. И нам тоже нужно выработать такой ритм поста, чтобы мы могли молиться вкушать постную пищу, а самое главное не осуждать друг друга, потому что иначе все наши труды пойдут насмарку. Иначе мы опять возвращаемся в ситуацию Ветхого Завета, когда пост превращается в духовное надзирательство, когда мы смотрим, как живут наши близкие, как живут священники, как живут люди, которые ходят с нами вместе в храм и какой смысл тогда в том, что мы делаем всё правильно, что мы молимся, а все остальные нет, мы постимся, а все остальные – нет. В сегодняшнем в Евангелии Господь говорит о том, что такой человек уже получил награду, и он не получит её в Царстве Небесном. Мы будем упиваться собственной праведностью, достоинством, что мы лучше других, здоровее сильнее, крепче, и Господь уже не воздаст нам за наши добрые дела, потому что мы потешили собственное самолюбие.
Пост молитва и доброе дело – это не заслуги перед Богом, по которым Господь будет судить каждого из нас. Поэтому мы должны их совершать не из страха наказания и не для того, чтобы показаться лучше перед другими людьми, а потому что мы как христиане не можем по-другому. Памятуя о страданиях Господних, мы ограничиваем себя в пище, нам не лезет лишний кусок в рот. Видя страдания и нужду другого человека, мы не можем не поделиться, не помочь, потому что это наш брат во Христе, который страдает. Очень многие нецерковные люди придут, осудят, будут порицать и пнут человека, который оступился, но если даже христиане, будут так поступать, то где же человек сможет найти себе пристанище? Поэтому, в первую очередь, мы должны постом являть милосердие, принимать тех, кто не постится, немощных в вере, тех, кто не верует и не молится, и молиться за них, делать добрые дела, поддерживать их, а не осуждать. Особенно если это наши близкие люди.
Важно не превращать пост в очередное пространство, когда мы можем посмеяться, упрекнуть своих близких за то, какие они несмышлёные, глупые и ничего не понимающие. Постом нужно следить за собой, а другому человеку оказывать поддержку. В этом и будет заключаться настоящий пост. И пусть Господь поможет нам достойно провести время поста в молитве, покаянии, созерцая в глубину собственного сердца. А если мы увидим немощи нашего брата, наша задача не осудить, а поддержать. Помочь человеку выстоять в тех испытаниях, в той сложной ситуации, в которой он оказался, и даже если явно человек делает что-то, что нам очень не нравится и неприятно, хотя бы сделать вид, что мы этого не заметили, и это будет уже намного лучше, чем если мы начнем осуждать человека. Пусть всемогущий Господь да поможет нам в чистоте сердца, смирении и любви пройти Великий пост и принести плоды покаяния достойные звания христианина и Царствия небесного. Аминь.#проповеди #Христос_посреди_нас
НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
24 февраля 202424 фев 2024
22
10 мин