Найти тему

Теория литературы простыми словами. Как понимали произведения писателей в XIX веке

На протяжении истории развивалась не только сама литература, но и наука о литературе. Художественные произведения с течением времени начинали рассматриваться по-другому, под другим углом. Это, в свою очередь, оказывало влияние и на саму литературу, так что изучение взглядов ученых поможет нам лучше понять произведения прославленных авторов. В серии нескольких постов я расскажу вам, как менялись подходы к этому виду искусства у литературоведов в XIX-XXI веках. А начнем мы, как это не странно, с начала науки - с XIX века. Приятного чтения!

Вспомним прекрасный XIX век!!! Ах, человечество не знало еще ужасов Первой и Второй Мировых войн, нацизма и геноцида, угрозы ядерного оружия. Это было время национальных революций, время истинного патриотизма и формирования наций. Время прогресса, уверенности в счастливом будущем и чудесах науки. Все это, разумеется, отражалось и в литературной науке.

Под влиянием расцвета национализма исследователи пытались найти в произведениях авторах отражение культуры народа, его потаенных черт, глубокой идеи. Кроме того, на протяжении всего XIX века весомую роль продолжало играть представление об авторе, как гении. Противопоставляли гениальную индивидуальность писателя и черную массу обывателей. Цель литературоведения была понять, что же хотел выразить автор в своем произведение (именно так до сих пор подходят к изучению литературы большинство учителей)))

Через мысли гениального автора исследователи пытались уже выделить психологию народа или же выражение божественной воли.

Одним из ярких представителей в нашей стране был Александр Афанасьевич Потебня, писавший работы о языке русского народа.

-2

В Европе можно отметить выдающегося Иоганна Гердера, создавшего концепцию изучения культуры в ее историческом развитии. Он также стал обращаться к фольклору, как к источнику национального духа.

-3

Интересным направлением в литературной науке были диффузионисты. Они считали, что культуры обмениваются друг с другом технологиями, культурой, в общем, оказывают друг на другу огромное влияние. Работы диффузионистов заключались в рассмотрении взаимовлияния культур, в попытке проследить источник и движение бродячих сюжетов и т. п.

В Европе видным представителем был Джеймс Фрезер, который как раз таки изучал движение мифом, то есть сюжетов в литературе. Он считал, что при каждом новом влиянии сюжет дополняется. Его самая известная работа - "Золотая ветвь"

-4

В нашей стране таким ученым был Александр Веселовский. Он не ограничивался мелкими сюжетами, а написал "Историю всеобщей литературы", в которой описал развитие человеческой мысли через литературный текст.

-5

Проблема была в том, что диффузионисты хорошо улавливали связи между произведениями, но плохо анализировали сами конкретные книги. Это за них уже сделают формалисты, о которых читайте в нашем следующем выпуске!!!