5K подписчиков

Дружба Андрея Боголюбского и Фридриха Барбароссы: миф или реальность?

606 прочитали

Фридрих Барбаросса и Андрей Боголюбский – два великих современника, оставивших значительный след в истории собственных государств. На просторах интернета ходит немало гипотез об их горячей дружбе и активных дипломатических контактах. Думаю, в цикле статей про Фридриха Барбароссу стоит разобрать этот вопрос отдельно. И так, действительно ли рыжебородый император и святой русский князь могли быть друзьями?

Давайте же разберемся в том, как было на самом деле.
Давайте же разберемся в том, как было на самом деле.

Что нам говорит Татищев?

Знаменитый российский историк, Василий Никитич Татищев, в своей работе «История Российская» (1768 г.) выдвигает такую версию: Фридрих Барбаросса и Андрей Боголюбский познакомились в Константинополе, когда Владимирский князь собеседовался на роль византийского императора. На тот момент Барбаросса был молодым рыцарем и готовился ко Второму крестовому походу. Благодаря схожести характеров, они быстро нашли общий язык и даже, вроде как, вместе выступили против мусульман.

Господин Татищев. В последнее время я много пишу про XIX век и совсем забыл о том, как выглядели дворяне в XVIII веке. Ох уж эти чудесные парики...
Господин Татищев. В последнее время я много пишу про XIX век и совсем забыл о том, как выглядели дворяне в XVIII веке. Ох уж эти чудесные парики...

Гипотеза очень интересная, особенно в свете того, что Татищев начал писать свой труд еще в период широкого распространения политики «северного аккорда», сформулированной министром иностранных дел Российской империи, графом Никитой Ивановичем Паниным. Суть политики «северного аккорда» состояла в привлечении Англии и Пруссии к союзу с Россией в противовес Франции и Австрии. В 1763 году отгремела Семилетняя война, в которой Российская империя выступала против держав, на союз с которыми теперь рассчитывала.

Внимание, вопрос: как можно быстро и эффективно переобуться в воздухе на государственном уровне?

Ответ: притянуть за уши историю.

Фридрих Барбаросса был правителем Священной Римской империи, но в первую очередь он считался германским монархом, в отличие от Габсбургов, которые изначально ассоциировались с Веной. Собственно, поэтому трогательная история о великой дружбе одиозного германца и одного из прародителей русской государственности органично вписывалась в актуальную повестку.

Что только не сделаешь во благо политики, верно?

Знаменитые наплечники Андрея Боголюбского

Этот наплечник сейчас располагается в Германском национальном музее в Нюрнберге.
Этот наплечник сейчас располагается в Германском национальном музее в Нюрнберге.

В 1860 году, копаясь в подвале одного из монастырей Владимирской губернии, археолог Георгий Дмитриевич Филимонов наткнулся на преинтереснейшую находку – два расписных наплечника со сценами жизни Иисуса Христа. После серии экспертиз выяснилось, что наплечники были отлиты и расписаны в период между 1170-1180 гг. германскими ювелирами.

Как только установили дату производства, сразу же начали искать отсылки к дружбе Барбароссы и Боголюбского. Как известно, если очень хочется, то все получится. Вскоре заговорили, что два великолепных наплечника Фридрих Барбаросса преподнес в дар Андрею Боголюбскому в знак великого уважения и дружбы.

Я не против такой замечательной истории, красиво, не поспоришь. До конца непонятно как эти наплечники попали на российскую территорию, но, если брать за основу версию о щедром подарке императора Боголюбскому, все равно что-то не стыкуется.

На второй наплечник можно посмотреть в Лувре.
На второй наплечник можно посмотреть в Лувре.

Следите за руками

Допустим, наплечники изготовили ровно 1 января 1170 года. Значит, с этого момента у нас есть ровно 4 года (до убийства Владимирского князя), чтобы они дошли из рук Барбароссы до Боголюбского. В 1170 году Фридрих находился в Германии после тяжелого поражения от Ломбардской лиги под предводительством Папы Александра III. Посылать монарху, которого половина Европы считала безбожником, наплечники с эпизодами из жизни Христа – высшая форма иронии. Ну, допустим, ему их отправили.

Редкая германская гравюра: "мозельский ювелир перед отправкой Фридриху Барбароссе двух прекрасных наплечников со сценами жизни Иисуса Христа"
Редкая германская гравюра: "мозельский ювелир перед отправкой Фридриху Барбароссе двух прекрасных наплечников со сценами жизни Иисуса Христа"

В период с 1168 по 1172 год по Священной Римской империи ходила эпидемия и почтовая служба работала отвратительно, а Барбаросса, мягко говоря, нуждался в средствах после неудачного похода. Отдавать наплечники ювелирной работы было как-то не с руки. Тем более, в это время рыжебородый император активно занимался внутренней политикой и всячески старался укрепить свой авторитет за счет церемоний и разборок с вассалами. Такие наплечники традиционно считаются важной регалией в церемониале правителей Священной Римской империи.

Предположим, что опасность чумы и пятой колонны миновала в 1173 году, теперь-то Фридрих мог преспокойно отправить своему лучшему другу два шикарных наплечника, верно? А вот и нет! В 1173 году Барбаросса занялся планированием новой итальянской экспедиции против Папы, а поэтому паковал вместе с собой в поход все, что отдаленно напоминало религиозные символы. А вот в 1174 году бояре осуществили заговор против Андрея Боголюбского и убили его. Сомнительная гипотеза получается.

Картина Сергея Кириллова "Андрей Боголюбский (убиение)", 2011 г.
Картина Сергея Кириллова "Андрей Боголюбский (убиение)", 2011 г.

Возможно, эти наплечники действительно подъехали во Владимир, но значительно позже, либо это был трофей, захваченный в сражении, либо ценный элемент экипировки, приобретенный у константинопольских купцов. К примеру, в 1176 году после битвы при Леньяно, Барбароссе пришлось оставить свой лагерь и спасаться бегством. Как знать, может предприимчивые макаронники решили распродать с молотка имущество германского императора.

К слову, наплечники Андрея Боголюбского не являются документированным предметом его амуниции или ратного обмундирования. Источники не содержат упоминаний о конкретных деталях его личной экипировки.

Так дружил ли Барбаросса с Боголюбским?

Скорее всего, нет. В период правления Андрея Боголюбского отношения Владимиро-Суздальского княжества со Священной Римской империей были достаточно ограниченными и не столь активными.

Нам остается только мечтать о таком союзе. А что, было бы интересно посмотреть.
Нам остается только мечтать о таком союзе. А что, было бы интересно посмотреть.

Однако следует отметить, что Владимиро-Суздальское княжество было включено в цепочку торговых путей, которые связывали Восток и Запад. Кроме того, Фридрих Барбаросса и Андрей Боголюбский поддерживали дипломатические и культурные связи с Византийской империей. Возможно, некоторые контакты между двумя правителями могли происходить через Византию. Но конкретных доказательств того, что они были лично знакомы или поддерживали прямые отношения, нет.

А что вы думаете о существовании дружбы между германским монархом и русским князем? Пишите ваше мнение в комментариях!

Предыдущая серия:

Самая первая серия: