Найти тему

«Героиновый шик и бодипозитив – две точки хаоса и человеческой глупости»

Оглавление

В современном мире внешность — это товар! О работе моделей, меняющихся стандартах красоты и влиянии fashion-индустрии на общество расскажет Александра Мокерова.

Modeling – всё ли так просто?

Моделинг в контексте индустрии моды — это работа профессиональных моделей, которые демонстрируют одежду, аксессуары и косметику на подиумах, в фотосъёмках и рекламных компаниях.

Многие до сих пор думают, что моделинг — это переходный этап к «нормальной» работе; это несерьёзное занятие, которое не требует особых вложений и усилий. Показы, подиумы, съёмки, общение с дизайнерами, контракты с люксовыми брендами — такой видится работа моделей. Но что скрывается за красивой картинкой?

«Я всегда была самой некрасивой сестрой», — Белла Хадид
«У меня много комплексов», — Меган Фокс
«Для меня это было довольно тяжело: смотреть на моих красивых сестер с хорошей кожей и думать: "Окей, почему именно я? Что со мной не так?"», — Кендалл Дженнер

Стремление соответствовать стандартам красоты действительно может вызвать проблемы с самооценкой и даже привести к серьёзным психологическим проблемам. Те, кто выбирает модельный бизнес, должны осознавать, что это жёсткая индустрия.

Психология и образ жизни моделей

Резонансным стало высказывание известной модели Беллы Хадид о своём психологическом состоянии и регулярном чувстве тревоги, которое она испытывает, будучи публичной личностью. Модель призналась, что не может определить своё место в жизни, и не уверена в том, что она делает. Хадид также обратилась к своим подписчикам в социальных сетях:

«Все, кто борется с тревожностью, пожалуйста, помните <…> всё, что нужно услышать, так это то, что вы не одиноки. Помощь себе в борьбе с ментальными расстройствами и дисбалансом гормонов — это движение не по прямой, это больше похоже на бег с препятствиями по американским горкам. Но я хочу, чтобы вы знали, что в конце тоннеля всегда есть свет».

Каждый человек сталкивается со стрессом и неуверенностью в себе, но модель всегда под пристальным вниманием со стороны общества. Плюс ненормированный график съёмок и перелётов, постоянные кастинги и, конечно, жёсткие диеты. Вот что о психологическом состоянии рассказали профессиональные модели:

«Мне кажется нет профессии, где всё идет только в гору и на позитиве. В самом начале пути все хотят с тобой поработать, ты всем нравишься. Но когда ты в профессии много лет — начинается большая конкуренция, твоя самооценка начинает падать — от отказов на кастингах, не оправдываешь ожидания клиентов. Когда работаешь на контракте за границей, твои интересы мало учитывают, поэтому в ночи могут написать о том, что утром у тебя работа в другом городе и тебе срочно нужно ехать на поезд. Из всего этого возникает стресс, из-за которого, в свою очередь, появляются проблемы с питанием, кожей, самооценкой», – говорит модель Оля.
«Я думаю, такая золотая база, я бы даже сказал классика — это анорексия, депрессия, уход в жизнь с низкой социальной ответственностью (эскорт), да, я считаю, что уход девушки из моделинга в эскорт — это психологическая проблема и никак иначе», – делится своим мнением модель Борис.
«Конечно, с проблемами сталкиваются не все, но бывает стресс из-за вечных перелётов, постоянных отказов и сравнений, но модель всё-таки не в рабстве и имеет право отказаться от контракта или какой-то работы, если сильно устала. Вообще, к сожалению, модели – это самые неуверенные люди, которых я знаю», считает модель Санта.

Неуверенность у моделей связана с бесконечным сравнением внешности и параметров. У каждого работодателя, дизайнера свой взгляд на истинную красоту, но откуда же взялись «идеалы красоты», кто придумывает «стандарт» и почему со временем он меняется?

Эволюция идеалов красоты

Общепринятые идеалы красоты освобождают от принятия собственной внешности, и, наоборот, прививают свою идею тем, кто не хочет тратить время и силы.

«Для людей, которые не до конца поняли себя, которые не знают, какое место они занимают в обществе, красивы ли они — проще перенять чужую картинку и подогнать себя под какой-то идеал», – считает психолог Дарья.

Идеалы красоты не возникают просто так. Если проанализировать, определённые черты внешности впервые были одобрены какими-то влиятельными людьми с собственными вкусами и статусом в обществе — королевским двором, художниками и поэтами, дизайнерами и режиссёрами, а также в кино и на подиуме.

Исследование, основанное на анализе старинных документов — писем и дневников — специалистов по истории моды, Валери Стил и Коллина Гау, заключается в том, что «стягиваться буквально в рюмку женщин никто не заставлял». Однако стоит учесть, что даже в XIX веке женщина из привилегированных слоёв общества могла устроить своё будущее только благодаря удачному замужеству.

«Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта? Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных», — как-то заметила Фаина Раневская.

На протяжении многих столетий разрабатывались теории, посвящённые женской красоте, и написаны трактаты именно мужчинами — философами, поэтами и художниками:

  • Древнегреческий архитектор Марк Поллион Витрувий представил идеальные, с его точки зрения, параметры людей — от длины рук, ног и пальцев до черт лица — в своём трактате «Десять книг об архитектуре».
  • В XX веке доктор Стивен Маркуорт, основатель компании MBA, разработал универсальный стандарт красоты на базе «золотой пропорции».

А женщины, в свою очередь, подчинялись этим стандартам, иногда даже не осознавая, что у каждого свой эталон красоты.

Также стоит отметить, что стандарты красоты приносят выгоду бизнесу: представьте, производителю одежды нужно расширить размерный ряд, не ограничиваясь шкалой XS-L, чтобы угодить всем. Внедрение индивидуального подхода в сфере красоты и моды экономически сложно.

Создание более широкого ассортимента размеров требует больше времени и ресурсов. Нельзя просто прибавить к исходной выкройке несколько сантиметров и представить, что размер 3XL готов. Для обеспечения хорошей посадки белья необходимо изменить лекало и дело не в дополнительных припусках. Поэтому, чем больше размерная сетка одной модели и чем сложнее изделие, тем больше ресурсов и времени требуется на его разработку и производство.

В конце 90-х в мир моды обозначил новый параметр красоты – «героиновый шик». Главным лицом этой эпохи стала Кейт Мосс. Известность модели принес контракт с модным домом Calvin Klein. На обочинах американских дорог стоял билборд с гипнотизирующим образом полуживой красотки — юная девочка с острыми, торчащими локтями и тёмными кругами вокруг глаз. Если раньше фотографии моделей вызывали зависть, сексуальное желание и тягу подражать, реклама «Obsession» рождала совсем иные переживания, она приоткрывала потребителю шокирующий мир моды. Подражая Кейт, модели стремились выглядеть истощёнными, иметь хмурый взгляд, припухшие губы.

Последнее десятилетие XX века — время, когда наркотики стали модными в среде мажоров. Среди молодёжи считалось крутым употреблять кокаин в туалете ночного клуба и постоянно курить. И этот тренд задавали именно молодые гламурные звёзды, не слишком заботясь как о своём, так и о здоровье общества в целом.

Наркотики становились неотъемлемым элементом модной индустрии, что подтверждалось и в литературе — в 1995 году журналист Майкл Гросс выпустил книгу «Модель: уродливый бизнес красивых женщин».

«Женщины покупают журналы, где одежду представляют нереалистично выглядящие модели. Употребление наркотиков и, в частности, кокаина выполняет в этом определённую функцию — подавляет аппетит», – рассказывал Гросс в интервью CNN о своей книге.

Давиде Сорренти — итало-американский фотограф, который ввёл тренд на «героиновый шик», умер от передозировки наркотиками в 1997 году. Это событие послужило закатом тренда в индустрии. После его смерти тогда ещё президент Клинтон сказал:

«Чтобы продавать одежду, совершенно необязательно пропагандировать зависимость. Возвеличивание героина не креативно, а разрушительно. Это не красиво, это уродливо. И это совсем не об искусстве, это о жизни и смерти. Восхваление смерти на этом фоне плохо для общества».

Следующий год был ознаменован дебютом для ангелов «Victoria's Secret». Имидж компании строился на продвижении женской сексуальности. Так, в 1999 году Vogue опубликовал на обложке одного из «ангелов» — бразильскую супермодель Жизель Бюндхен, написав, что фотография станет символом «возвращения сексуальных моделей» и окончания эры «героинового шика».

В 2010 году всё громче и громче стала звучать критика в адрес мировой компании «Victoria's Secret». С одной стороны, показы слишком фривольных моделей на телеэкранах, с другой – навязывание мужчинам стандартов красоты и отсутствие моделей plus-size. Бренд «Victoria's Secret» исправил свои ошибки – он заключил контракт с венгерской моделью Барбарой Палвин, которая по параметрам не вписывалась в традиционные рамки супермоделей, а также с бразильской моделью-трансгендером Валентиной Сампайо.

«Когда мы проводим кастинг, мы смотрим на лицо – оно приоритет, оно должно быть продающим – модное, классическое, необычное. Зацепило, даём рекомендации по работе с телом. Для некоторых клиентов параметры очень важны, потому что модели рекламируют одежду, а она должна хорошо сидеть, чтобы продаваться», – говорит директор модельного агентства «Оpen Up Models Management» Светлана.
«Я уже давно женат на спорте. Если вбить людям в голову, что спорт – это психология, а не метод достижения цели, тогда все будут хорошо и подтянуто выглядеть. У мужчин, занимающихся коммерческими съемками, а не фэшн-шоу, свой моделинг, им не нужно сидеть на сигаретах с кофе, нужно просто следить за тем, чтобы твоё тело хорошо выглядело. К сожалению, в Европе, всё ещё есть тенденция героинового шика. Потихоньку это меняется, и я вижу на показах и подкаченных парней, и просто обычных людей с обычной фигурой», – делится своим мнением модель Борис.

Окончательно мир начал уходить от болезненной худобы и сверхъестественных параметров после 10-х годов. С появлением социальных сетей движение бодипозитива действительно добилось больших успехов. От «идеальных» параметров некоторым брендам сложно отказаться и сейчас, за это критики часто ругают Yves Saint Laurent и Givenchy. Под натиском общественности, а может даже из-за смены позиции, YSL в 2022 году сделал лицом своей beauty-кампании Барби Феррейру.

-5
«Я против «героинового шика», так как чаще всего это анорексия. Я за бодипозитив в принятии каких-то недостатков в плане инвалидности, например», – говорит модель Санта. У Бориса на это свой взгляд: «Героиновый шик и бодипозитив – это две крайности, две точки хаоса и человеческой глупости».

Однако обложки и подиум – разные вещи в индустрии моды. И какой бы не была популяризация бодипозитива, на подиуме — истощённые тела, и их большинство!

https://vk.com/video-187469389_456239724

Идеальная картинка

«Меня беспокоит, что другие девочки теряют уверенность в себе из-за снимков моделей. Мне хорошо знакомо это чувство», — говорит топ-модель Роузи Хантингтон-Уайтли.

Несмотря на позитивные изменения, упорное желание девушек быть похожими на манекенщиц из глянцевых журналов нашло своё продолжение в различных фильтрах и масках в социальных сетях. Технологии и новые приложения позволили достигать желаемого внешнего вида без особых усилий. Так, юные пользовательницы начали изменять длину ног, размер носа и тон кожи, буквально превращаясь в клонов. Идеальные лица на рекламных баннерах и обложках глянца, которые, с одной стороны, привлекают, а с другой, вселяют неуверенность в собственной привлекательности подрастающее поколение.

«Фотошоп как раз затем и используется, потому что все не идеальны (я не говорю о корректировке фигуры, черт лица и увеличении роста). Красивая картинка пропадает! Приятно смотреть на чистое лицо, без акне и пигментации. Это кажется здоровым, следовательно привлекательным. Я отношусь к этому больше нейтрально. Кажется, сейчас его стало намного меньше, благодаря моде на натуральность. Не нужно зацикливаться на моделях с картинки, смотрите на реальных людей вокруг себя», – советует модель Оля. А Санта добавляет: «Я положительно отношусь к фотошопу, если это не меняет внешность, а только убирает недостатки в виде акне или каких-то царапин. Я бы дала совет никого не идеализировать, всё-таки мы все живые люди и у всех бывают и высыпания, и растяжки, и целлюлит».

После гламурных 2000-х тренд на естественность становится с каждым годом всё очевиднее. Натуральный цвет волос, родимые пятна, густые брови и щербинка между зубов – уже не воспринимаются как изъяны, в этом стали видеть уникальность. Диандра Форрест – афроамериканская модель-альбинос, Келли Митендорф – модель с инопланетной внешностью, Шантель Браун-Янг – модель, страдающая кожным заболеванием витилиго.

Психолог Дарья даёт совет ребятам, которые не находят себя красивыми из-за каких-то несовершенств «найти моделей или звёзд, у которых похожая внешность, и обратить внимание, как любые несовершенства не могут ограничивать человека. Все ограничения в голове. Люди, несмотря ни на что, реализуют себя в моделинге. Нужно это понять, принять и последовать их примеру».

Будущее красоты

Вероятно, в будущем важность внешности может снизиться, а вместо этого будут цениться здоровье, активный образ жизни и уровень удовлетворённости жизнью.

Fashion-индустрия скорее всего тоже не останется в стороне и будет нацелена на создание более инклюзивной и разнообразной одежды, чтобы удовлетворить потребности и предпочтения самых разных людей как по комплекции, так и по материальному положению.

Большое спасибо за помощь в подготовке материала:
директору модельного агентства «Оpen Up Models Management» Светлане,
психологу Дарье Банщиковой, моделям агентства «Оpen Up Models Management» Оле, Санте и Борису.