Найти тему

М. Булгаков. "Похождения Чичикова"

Булгаков
Булгаков

«Похождения Чичикова»

  «Похождения Чичикова» - это фельетон, иногда определяемый также как маленькая сатирическая повесть, с подзаголовком «Поэма в 10-ти пунктах с прологом и эпилогом». 

  Булгаков впервые опубликовал свой фельетон в газете «Накануне» (1922). Произведение вошло в булгаковский сборник «Дьяволиада» (1925 г.).

  В эпиграфе к «Похождениям Чичикова» Булгаков в качестве эпиграфа использует отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: «- Держи, держи, дурак! – кричал Чичиков Селифану. – Вот я тебя палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь, с усами в аршин. – Не видишь, леший дери твою душу, казенный экипаж». Булгаков не ссылается на источник эпиграфа, так как цель автора – читательское узнавание, намёк на новую авантюру. При этом данный эпиграф создаёт контраст с реальной действительностью, необходимый гротеску.

  В «Похождениях Чичикова», герои поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1842) оказываются в послереволюционной России. На дворе - эпоха НЭПа, так близкая современному Булгакову. Между прочим, упомянутые в произведении банды Капитана Копейкина, которые будто бы отняли деньги у Чичикова, ассоциировались в сознании читателя не только с гоголевским Копейкиным, но и с реально существовавшим во время описываемых Булгаковым событий капитаном Копейкиным, который был выходцем из солдат и был главою крупного антисоветского восстания в Саратовской губернии в 1918 году. К слову сказать, из Саратова была родом и первая жена самого Булгакова.

  В целом, при написании фельетона. Булгаков ориентировался на характеристику революционной стихии, данную философом Н. А. Бердяевым в статье «Духи русской революции» (1918): «По-прежнему Чичиков ездит по русской земле и торгует мертвыми душами. Но ездит он не медленно в кибитке, а мчится в курьерских поездах и повсюду рассылает телеграммы. Та же стихия действует в новом темпе. Революционные Чичиковы скупают и перепродают несуществующие богатства, они оперируют с фикциями, а не реальностями, они превращают в фикцию всю хозяйственно-экономическую жизнь России. Многие декреты революционной власти совершенно гоголевские по своей природе и в огромной массе обывателей они встречают гоголевское к себе отношение. В стихии революции обнаруживается колоссальное мошенничество, бесчестность, как болезнь русской души. Вся революция наша представляет собой бессовестный торг - торг народной душой и народным достоянием. Вся наша революционная аграрная реформа, эсеровская и большевистская, есть чичиковское предприятие. Она оперирует с мертвыми душами, она возводит богатство народное на призрачном, нереальном базисе. В ней есть чичиковская смелость. В нашем летнем герое аграрной революции было поистине что-то гоголевское. Немало было также маниловщины в первом периоде русской революции и в революционном временном правительстве. Но "Мертвые души" имеют и глубокий символический смысл. Все хари и рожи гоголевской эпопеи появились на почве омертвения русских душ. Омертвение душ делает возможным чичиковские похождения и встречи. Это длительное и давнее омертвение душ чувствуется и в русской революции. Потому и возможен в ней этот бесстыдный торг, этот наглый обман. Не революция сама по себе это создала. Революция - великая проявительница, и она проявила лишь то, что таилось в глубине России. Формы старого строя сдерживали проявление многих русских свойств, вводили их в принудительные границы. Падение этих обветшалых форм привело к тому, что русский человек окончательно разнуздался и появился нагишом»[1].

  «Похождения Чичикова» - это реакция Булгакова на странные контрасты в его мире: с одной стороны – истерзанный войной и обнищавший трудовой люд, а с другой – сытые и довольные нэпманы. Последние может и нужны молодой Советской Республике, однако среди них полно проходимцев. Причём контраст этот Булгаков видел не со стороны, сидя в тихом комфортабельном кабинете, а лично – сам живя холодным и голодным бытом.

   Начинаются «Похождения Чичикова»характерной метафорой: «Диковинный сон... Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампада с надписью: "Мертвые души", шутник сатана открыл дверь. Зашевелилось мертвое царство и потянулась из него бесконечная вереница. И двинулась вся ватага на Советскую Русь, и произошли в ней тогда изумительные происшествия»[2].

  Булгаков восхищается сочностью созданных Гоголем характеров и мастерски обыгрывает образный язык писателя: «Чичиков ругательски ругал Гоголя: Чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиной! Испакостил, изгадил репутацию так, что некуда носа показать. Ведь ежели узнают, что я - Чичиков, натурально, в два счета выкинут, к чертовой материю Да еще хорошо, как только выкинут, а то еще, храни бог, на Лубянке насидишься. А все Гоголь, чтоб ни ему, ни его родне...»

  В своём фельетоне Булгаков раскрывает качества героев гоголя в необычной для них обстановке. Булгаков смеётся над частными предпринимателями, обкрадывающими молодую страну. Так, Булгаков обыгрывает тенденцию к новым, непривычным для москвичей, сокращённым названиям: Чичиков наживает миллиарды на взятом им в аренду предприятии «Пампуш на Твербуле». Впоследствии выясняется, что такого предприятия не существовало в природе, а данная аббревиатура расшифровывается, как «Памятник Пушкину на Тверском бульваре».

  Булгаков пользуется приёмами реалистического гротеска Гоголя при описании головокружительной карьеры Чичикова[3], а так же в сцене его разоблачения[4].

Комментарии:

[1] Н. А. Бердяев «Духи русской революции» (1918)

[2] Михаил Булгаков. Собрание сочинений в десяти томах. М., "Голос", 1999 Здесь и далее цитаты из фельетона приводятся по этому изданию.

[3] «Дальше же карьера Чичикова приняла головокружительный

характер. Уму непостижимо, что он вытворял. Основал трест для

выделки железа из деревянных опилок и тоже ссуду получил. Вошел

пайщиком в огромный кооператив и всю Москву накормил колбасой

из коррекция дохлого мяса. Помещица Коробочка, услышав, что

теперь в  Москве  "все  разрешено", пожелала недвижимость

приобрести: он вошел в компанию с замухрышкиным и утешительным

и продал ей Манеж, что против Университета. Взял подряд на

электрификацию города, от которого в три года никуда не

доскачешь, и войдя в контакт с бывшим городничим, разметал

какой-то забор, поставил вехи, чтобы было похоже на планировку,

а на счет денег, отпущенных на электрификацию, написал, что их

у него отняли банды капитана копейкина. Словом произвел чудеса».

[4] «Погубил же Чичикова, как правильно предсказал Гоголь,

Ноздрев, а прикончила Коробочка. Без всякого желания сделать

ему пакость, а просто в пьяном виде, Ноздрев разболтал на бегах

и про деревянные опилки, и о том, что Чичиков снял в аренду

несуществующее предприятие, и все это заключил словами, что

Чичиков жулик, и что он бы его растрелял.

   Задумалась публика, и как искра побежала крылатая молния.

   А тут  еще  дура  Коробочка  вперлась  в учреждение

расспрашивать, когда ей можно будет в Манеже булочную открыть.

Тщетно уверяли ее, что Манеж казенное здание и что ни купить

его, ни что-нибудь открывать в нем нельзя, - глупая баба ничего

не понимала.

   А слухи о Чичикове становились все хуже и хуже. Начали

недоумевать, что такое за птица этот Чичиков, и откуда он

взялся. Появились сплетни, одна другой зловещее, одна другой

чудовищней.

   Беспокойство вселилось в  сердца. Зазвенели телефоны,

начались совещания. Комиссия построения в комиссию наблюдения,

комиссия наблюдения в жилотдел,  жилотдел  в наркомздрав,

наркомздрав  в главкустпром,  главкустпром  в  наркомпрос,

наркомпрос в пролеткульт, и т. д.

   Кинулись к Ноздреву. Это, конечно было глупо. Все знали,

что Ноздрев лгун, что Ноздреву нельзя верить ни в одном слове.

Но Ноздрева призвали и ответил по всем пунктам,.

   Объявил,  что  Чичиков  действительно взял в  аренду

несуществующее предприятие,  и что он, Ноздрев, не видит

причины, почему бы не взять, ежели все берут? На вопрос: уж не

белогвардейский ли шпион Чичиков, ответил, что шпион и что его

недавно хотели даже расстрелять, но почему то не расстреляли.

На вопрос: не делал ли Чичиков фальшивых бумажек, ответил, что

делал и даже рассказал анекдот о необыкновенной ловкости

Чичикова: как, узнавши, что правительство хочет выпускать новые

знаки, Чичиков снял квартиру на марьиной роще и выпустил оттуда

фальшивых знаков на 18 миллиардов и при этом на два дня раньше,

чем вышли настоящие, а когда туда нагрянули и опечатали

квартиру, Чичиков в одну ночь перемешал фальшивые знаки с

настоящими, так что потом сам черт не мог разобраться, какие

знаки фальшивые, а какие настоящие. На вопрос: точно ли Чичиков

обменял свои миллиарды на бриллианты, чтобы бежать за границу,

Ноздрев ответил, что это правда, и что он сам взялся помогать и

участвовать в этом деле, а если бы не он, ничего бы и не вышло.

   После рассказов Ноздрева полнейшее уныние овладело всеми.

Видят никакой возможности узнать, что такое Чичиков, нет. И

неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы не нашелся среди

всей компании один. Правда Гоголя он тоже как и все и в руки не

брал, но обладал маленькой дозой здравого смысла.

   Он воскликнул:

   - А знаете, кто такой Чичиков?

   И когда все хором грянули:

   - Кто?

   Он произнес гробовым голосом:

   - Мошенник».