30 апреля 1945 года. Первомай на носу, маршалу Жукову хотелось сделать подарок Родине и товарищу Сталину. Если не Берлин, то хотя бы Рейхстаг, он торопил командующего армией, командарм торопил командира корпуса, а тот генерала Шатилова, командира дивизии, чьи полки штурмовали Рейхстаг.
Шатилов постоянно звонил командирам полков: "Что видишь??", пока они не сообщили комдиву: "Видим Красное Знамя на Рейхстаге!" Генерал поспешил доложить наверх что Рейхстаг взят, маршал сообщил в Москву, но штурмовые батальоны только входили внутрь под бешеным огнем немцев. И одинокое Красное Знамя роты лейтенанта Сьянова колыхалось на стене Рейхстага среди грохота, хрипов и крови...
Ворвавшись в Рейхстаг через центральный вход, рота Сьянова оказалась внутри. Огромное здание словно живое ходило ходуном от взрывов, кричало на всех языках, хрипело стонами умирающих. С балкона второго этажа залаял MG-34, лейтенант нырнул под огромную каменную бабу с повязкой на глазах, весами правосудия в руках. Пулемет заткнули фаустпатроны.
Коридоры и комнаты были завалены баррикадами - ящиками и бочками. Мимо пробежали несколько немцев, строча из автоматов. Где-то далеко полыхнули яркие струи огнеметов, раздались ужасные крики советских солдат. Все больше взводов просачивалось в Рейхстаг, вступая в битву в дыму и мраке этажей.
Перемешавшиеся части СС, ВМФ и гитлерюгенда бились насмерть. Трем советским батальонам не удавалось продвинуться дальше, прижатые к полу они отбивались от немцев, появляющихся отовсюду. С верхних этажей на бойцов летели гранаты и фаустпатроны, с нижних этажей вели огонь из проделанных дыр в полу, потолках и стенах.
Кое- как удалось закрепиться, но связи со штабом не было - оборвались провода, а сигнальные ракеты не пробивались сквозь затянутое дымом небо. Пришлось отправить на пылающий Кёнигплац телефонистов, отправить на смерть. К ночи связь с полком была восстановлена и под прикрытием темноты в Рейхстаг добрались первые подкрепления.
Начался штурм, метр за метром. Потери были большими, но советские бойцы, используя тактику городского боя, прокладывали себе путь вверх по главной лестнице. Они уничтожали противника гранатами, огнеметами и автоматным огнем. Часть гарнизона рейхстага отступила в подвал. Другая часть, отстреливаясь, отходила на верхние этажи здания.
Во многих коридорах и комнатах от разрывов гранат и зажигательных бутылок возникли пожары. Немцы и сами поджигали этажи, отступая из правой части Рейхстага, пожарами пытались выкурить русских. Но в пламя проваливались и те и другие, а советские стрелки шли за немцами по пятам, чтобы стена огня не накрыла их.
В час ночи у роты лейтенанта Сьянова появилась долгожданная передышка, накал боя стих. "За наше Красное Знамя!" - откупорили фляги командиры, прислушиваясь, как стучит в конце коридора пулемет "Максим", сдерживая немцев. Бойцы развернули на портретах Гитлера и Гинденбурга тушенку, масло и хлеб.
В одной руке одержали вилки, в другой гранаты. Несколько раз ужин приходилось прерывать, закидывая напирающих немцев этими гранатами. А потом снова в бой. Утром 1 мая мимо командира роты Сьянова пронеслась группа бойцов. "Кто такие? - проорал оглохший лейтенант. - Сержанты Егоров и Кантария, получили приказ водрузить Знамя Победы на крыше для мировой истории! - Ну раз для истории, то поможем! Следуйте за нами!
Сьянов отдал приказ, рота стала пробивать проход на крышу знаменосцам. Нашли лестницу на чердак, пробили дыру тротилом и, отбиваясь от немцев, обеспечили Егорову и Кантария выход. Сержанты ползком добрались до железного коня на крыше, перед ними предстал пылающий Берлин. На крыше рвались мины, высекали искры снайперские пули.
"Закрепляем на коне знамя и сваливаем!!" - прокричал грузин Кантария, Егоров сунул древко в пробитое снарядом конское брюхо. Сержанты пригибаясь побежали назад на чердак, но навстречу выскочили бойцы: "Знамя Победы видно только с одной стороны и так, что немец на коне будто держит его, нам приказано поправить!!"
- Сами поправим, шашка есть? - сердито крикнул Кантария, срезав очередью голову высунувшего немца. Махнул Егорову рукой, кинул вперед дымовую шашку и бросился обратно к чертовому коню. Сняли знамя. - Давай заберемся на купол! По поврежденным ребрам купола без стекла, стараясь не смотреть в пропасть, сержанты доползли до высшей точки Рейхстага.
Снова щелчки пуль, ойкнул боец и полетел вниз, немецкие снайперы все-таки разглядели группу в дымовой завесе. Привязали покрепче Знамя Победы чехлом и поспешили назад, перебегая по этажам к выходу в грохоте боя. Пройдя Кёнигплац, сержанты обернулись. Над пылающим Рейхстагом виднелась маленькая красная точка их Знамени Победы, слышались крики "Ура!!" и на душе стало весело и хорошо.
Но эта битва не закончилась. Уже выползал из Тиргартена "Королевский Тигр", чтобы возглавить контратаку, освободить Рейхстаг...
ДАЛЬШЕ: глава 61 Контратака немцев < (жми!)
Книга "Битва за Берлин", том 2. Опубликованные главы тут: 👇
Благодарен за подписку/лайк I Группа Вконтакте | Одноклассник