Найти в Дзене
Top Secret History

Военный самолет упал на детсад. Как власти скрывали эту трагедию

Оглавление

1972 год, середина мая. В Светлогорске - небольшом курортном городке в Калининградской области, пасмурно и зябко, все в округе окутал туман. В детском саду на улице Ленина воспитательницы ведут малышей в столовую — скоро обед. Среди воспитанников нет только троих: Иры Голушко, Олега Саушкина и Оли Коробовой — они болеют. А вот шестилетний Андрей вместе с бабушкой сходил в больницу и возвращается домой — дорога как раз проходит мимо садика. Увидев во дворе свою маму — воспитательницу Валентину Шабашову — мальчик радостно бежит к ней. В эту же минуту в здание врезается самолёт…

Покорёженный фюзеляж военно-транспортного Ан-24 снёс второй этаж. Из баков вытекло топливо, и всё вокруг вспыхнуло как бумага — даже металл. Страшная катастрофа оборвала 35 жизней: погиб весь экипаж самолёта и два инспектора, повар Тамара Янковская и двадцать четыре ребёнка. Две воспитательницы скончались от полученных травм позже, в госпитале.

Чудом выжили только двое: одна из нянечек, Анна Незванова, вышла на улицу, чтобы помыть окна, и взрывом её отбросило в сторону. Но в пылающем здании остался её сын — пытаясь вытащить его, обезумевшая от горя женщина чуть не сгорела заживо.

Второй выжившей была Юлия Ворона — подруга одной из воспитательниц, оказавшаяся в садике случайно. Пострадавшие ещё лежали в реанимации, когда к ним начали наведываться сотрудники КГБ, которые просили их умалчивать о случившемся. Юлия Ворона так ни разу и не дала журналистам интервью.

-2

Как подобная трагедия могла произойти в мирное время? Почему власти не хотели, чтобы история получила огласку, и пытались всё замять? На поиски ответов ушли десятилетия — но скорбящим родителям уже ничто не могло вернуть детей.

Последнее задание

В тот день, 16 мая, Ан-24 вылетел из аэропорта Храброво с простой задачей — проверить радиотехническую аппаратуру в посёлке Коса. Маршрут пролегал над Балтийским морем — но самолёт от него отклонился. Выполнив разворот над морем, он пересёк береговую линию, направляясь к мысу Таран — и вскоре исчез с радаров…

-3

Для выполнения миссии Ан-24 должен был лететь довольно низко над землёй — всего 500 метров, но реальная высота перед крушением оказалась чуть больше 40! Виной всему густой туман — и халатность. По официальной версии экипаж в условиях плохой видимости неверно определил высоту и не справился с управлением — но не все с ней согласны.

На самолёт поставили высотомер с Ил-14. При помощи этой аппаратуры по давлению определяют высоту полёта — в самолёте два прибора, радиовысотомер и барометрический. Для посадки используют показатели давления в районе аэродрома — по одной из версий, в тот день его установили ошибочно или не установили вообще.

Во время расследования выяснили, что погрешность приборов доходила до семидесяти метров — на большой высоте это было бы неощутимо, но для Ан-24 стало фатальным.

Капитан воздушного судна, Вилор Гутник, оказался в зоне густого тумана. Опираясь на ошибочные данные высотомера, он думал, что у него в запасе как минимум сто метров — но неожиданно из тумана показались сосны…

Командиру не хватило каких-то секунд, чтобы исправить ситуацию. После катастрофы ходили слухи, будто бы среди экипажа были одни дилетанты, но это не так. Вилор Гутник имел 5000 часов налёта, считался одним из лучших в полку. Его называли дисциплинированным, грамотным и ответственным человеком, а экипаж под его руководством — очень сильным. Но никакого опыта не хватило, чтобы справиться с неточностью техники и непогодой.

Увидев деревья, командир воздушного судна наверняка сразу потянул штурвал на себя, пытаясь поднять самолёт. Но Ан-24 не отличается маневренностью истребителя, а из-за своего большого веса — 21 тонна — немного проседает перед рывком вверх, что на такой малой высоте лишь усугубило ситуацию.

Самолёт зацепился за деревья, от удара потерял одно крыло. Пролетев ещё почти 200 метров, он рухнул на детский сад — и тут же вспыхнул, превратившись в огненный шар…

Очевидцы говорят, что Ан-24 лишь чудом не задел колесо обозрения и спортивный стадион поблизости — тогда жертв было бы гораздо больше.

Ни слова о катастрофе

Когда самолёт рухнул и начался пожар, к месту происшествия почти одновременно приехали пожарные и военнослужащие, а позже и курсанты милиции. Они оцепили всё вторым кольцом, сдерживая обезумевших родителей, которые пытались ринуться за детьми прямо в полыхающее здание.

-4

В городе объявили чрезвычайное положение. Отрубили электричество и телефоны, установили кордоны на дорогах. Люди были напуганы, многие не понимали, что происходит.

Потушив пожар, приступили к разбору завалов. Действовали невероятно быстро — катастрофа случилась в районе полудня, а к 9 вечера работы уже были почти завершены. На следующее утро от завалов уже ничего не осталось. Там, где был детский сад, теперь ярко цвели клумбы. Сгоревшие деревья спилили, выжженную землю срезали, покрыв свежим дёрном, выложили дорожки из битого красного кирпича… Если бы не стойкая вонь керосина, которая держалась ещё две недели, можно было и не догадаться, какая страшная трагедия случилась тут накануне.

-5

Эта поспешность шокировала многих жителей Светлогорска — включая родителей погибших детей.

Больше всего на сознание людей повлияло отсутствие какой-либо достоверной информации. О трагедии не писали в газетах, не говорили в новостях. Спецслужбы оказывали давление на тех, кто мог знать какие-либо подробности или просто оказался свидетелем.

Все знали, что самолёт рухнул на детский садик — эту новость обсуждали друг с другом, спорили, собирали истории очевидцев, но никто не владел точными данными. Их попросту не было. Материалы расследования не опубликованы до сих пор.

Именно незнание породило массу слухов и баек — иногда довольно циничных и странных. Например, что пилоты якобы загляделись на нудисток с пляжа, или были сильно пьяны.

-6

Последняя версия обсуждалась чаще других. Только тридцать лет спустя военный в отставке Михаил Слободчиков подтвердил, что частично те слухи были правдивы. Он был бортмехаником Ан-24, но 16 мая его заменили. Командир полка разбил свою машину и велел Михаилу заняться ремонтом. Михаил утверждал, что ему запретили разглашать какие-либо сведения в течение тридцати лет. Когда они истекли, в 2012 году он решился дать интервью.

Михаил Слободчиков рассказал, что в крови членов экипажа действительно нашли алкоголь. По его версии, эту информацию скрывали намеренно, чтобы начальство избежало суровых последствий, а родители военных получили компенсацию. Кстати, если верить слухам, родственники погибших детей не получили никакой компенсации вообще — на это намекал секретарь горкома Трущенков, разговаривая с журналистами.

Со словами Михаила Слободчикова согласились не все — включая эксперта по расследованиям катастроф, Владимира Бирюкова. В то, что пилоты были смертельно пьяны и не справились с управлением, он не верит.

Тому есть масса причин: перед полётом экипаж проходит медицинский осмотр, и признаки сильного опьянения не остались бы незамеченными. К тому же в те годы полёты совершали едва ли не ежедневно и позволить себе пьянствовать пилоты попросту не могли. Они ответственно подходили к работе и не нарушали технику безопасности. Возможно, они действительно немного выпили накануне полёта — и хотя остатки алкоголя в крови ещё можно было обнаружить, на их состояние эта концентрация точно не могла влиять.

Братская могила

После соблюдения всех формальностей родителям вручили маркированные закрытые гробы, при этом запретив вскрывать их. Некоторых погибших удалось опознать только по остаткам одежды.

Дети и воспитательницы похоронены в братской могиле — все, кроме одной девочки. Её отец-моряк попросил отложить похороны дочери, пока его корабль не вернётся из дальнего плавания. Погибших военных упокоили на другом городском кладбище — ходили слухи, что родители не хотели видеть поблизости могилы убийц своих детей.

Как бы власти ни пытались «заглушить» информационный поток и заставить людей как можно быстрее забыть о трагедии, о случившемся знали все жители Светлогорска. Огромная толпа горюющих людей приехала на похороны, чтобы проститься с детьми. Всем запретили снимать происходящее, но несколько снимков всё же были сделаны тайно.

Долгое время на месте трагедии был небольшой сквер. Только в 1994 году благодаря пожертвованиям неравнодушных горожан здесь построили храм. На входе установлена памятная табличка, внутри — фотографии тех, чьи жизни унесла катастрофа. Но жители Светлогорска и без того хорошо помнят тот страшный день — чёрное пятно в истории города…

-7

Военное ведомство провело закрытую служебную проверку, по результатам которой более 40 должностных лиц были уволены со службы. Но результаты её так и не были обнародованы, а к уголовной ответственности никого не привлекли. Образ лётчиков-пьяниц никак не вязался с высокими социалистическими идеалами? Или состояние самолета оставляло желать лучшего? Заставляет задуматься и статистика: из 1367 выпущенных Ан-24 из-за серьёзных аварий и катастроф было потеряно 174 (более 12 %).

Рекомендуем к прочтению:

А что думаете об этой трагедии вы? Пишите в комментариях! Дискуссии приветствуются!