Все Кремли России
Впервые я увидел Красную площадь и Кремль в августе 1961 года, когда мама везла меня из Краснодара в Свердловск. Мне было восемь лет и Кремль произвёл на меня неизгладимое впечатление. Мы выстояли с мамой длинную очередь и прошли в Мавзолей!
В те годы я серьёзно уже увлекался архитектурой. Вскоре мне подарили роскошный выпуск книги о творчестве Посохина, которому принадлежит проект Дворца Съездов в Кремле. Эта книга с прекрасными иллюстрациями стала моей настольной книгой. Я уже к седьмому классу был убеждён, что буду архитектором специализирующимся на общественных сооружениях. Я собирался проектировать стадионы, дворцы, клубы, театры и галереи.
В конце жизни должен признать, что в Урае стоит спроектированная мною за одну ночь православная часовня, поставленная по моей разработке за три дня! Проекты школ и школьных зданий имелись и даже публиковались, но остались не реализованы. Но в юности я не ведал, что и как случится. Так или иначе но в семьдесят втором году в январе я через Троицкие ворота прошёл в Кремль и попал во Дворец съездов на «Лебединое озеро»!
Так что наконец я смог лично осмотреть творение Посохина «в натуральную величину»!
В дальнейшем я изредка касался кремлёвской темы в своих песнях.
Песнях, следует это признать, грустных.
Бывая в столице я любил гулять вдоль кремлёвской стены на Москве-реке и мне нравилось отдыхать в Александровском саду.
Когда мой архангельский Ученик и друг Алёша Кремлёв покинул нас, мне захотелось посвятить ему как и Илье что-то особенно пронзительное.
Бывают такие мелодии, в которых ключом к сердцу слушателя является высокая пронзительная нота. Вот тогда в 2007-ом и начал складываться замысел моей «Кремлемы».
Смею заверить дорогого Читателя: у меня всегда было в избытке своих собственных тем и разработок, поскольку я отношусь к числу интенсивных разработчиков. Свои темы я кручу во все стороны как дети порой крутят «кубик Рубика».
Проблема моя была в том, что самые разные авторы, пишущие о Кремле, совершенно чужды целостного взгляда на Московский Кремль.
Обзоры претендующие на всеохватность и энциклопедичность как правило просто откровенно поверхностны.
А специальная литература при всей её научной академичности словно специально избегает полноты. без которой добраться до сути явления безумно сложно.
Маркс хорошо заметил в «Капитале» что наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что перед постройкой он имеет представление о будущем храме в своей собственной голове.
А какой замысел или проект был в голове у строителей Московского кремля в конце пятнадцатого века?
Дело представляется обычно так, что имелся белокаменный Кремль и Иван Третий вознамерился перестроить его в красно-кирпичный.
Двести миллионов кирпичей в голове никто не держал и преобразование осуществляли постепенно, фрагментами, и при этом по мере поступления основного элемента возведения – двуручного осьмикилограммового кирпича!
Но так ли всё было на самом деле?
Вот основные этапы традиционного кремлестроения на Руси:
Первый этап – детинец, мощный земляной вал и частокол на нём с угловыми сторожевыми башнями и двумя или тремя проездными воротами.
Второй этап – дубовый сруб заменяет частокол и Кремль «одевается» в башни и стены, каковые тут же начитают каменеть!
Третий этап – крепость преобразуется в православный собор и прежние стены и башни заменяются на новые кирпичные стены и башни.
Любопытна и попытка систематизированного освещения контента московского Кремля.
Описывая башню отмечают, что она строилась как крепость в крепости и была способна самостоятельно обороняться даже если остальная часть крепости захвачена врагом.
При этом не замечают, что и само описание истории отдельной башни даётся так, как если бы она и была реально отдельной самостоятельной крепостью.
Общий взгляд на всю колоссальную конструкцию отсутствует как таковой и даже попыток предложения такого взгляда авторами не предпринимается!
Самое общее, что доводилось читать, это утверждение, что Кремль представляет собой «неправильный треугольник». Написав такое авторы благоговейно замолкают и тему эту уже более не развивают. А жаль!
Между тем мы располагаем потрясающими по очевидности фактами, говорящими и даже кричащими о том, что единый замысел не просто был но и неуклонно осуществлялся!
И вопрос здесь не в словах или высказываниях.
Московский Кремль это в первую очередь уже состоявшаяся архитектурная реальность. Реальность существующая более пяти веков!
И самое потрясающее в нём это поразительная в своей самоочевидности завершенная гармония единства формы и содержания!
С какой бы стороны Кремля вы на него не смотрели, вас не покидает ощущение целого и целостного.
И сегодня мы попытаемся хотя бы вчерне набросать план исследований Кремля как единого целостного архитектурно-философского объекта.
Первым делом нам надлежит разобраться с играми противоположных пар суждений, что послужит хорошим прологом к текстам о сути единства и единственности московского Кремля.
Вот вам две пары «противоположностей»: «верх-низ» и «слева-справа».
Понятно что эти две пары связаны между собой и на самом деле мы имеем не очевидный тетраэдр категорий.
Самый простой способ увидеть их единство и взаимопроникновение, это присмотреться к самой обычной школьной карте на уроке географии.
Понятно, что «верх» это «север», «низ» это «юг», и соответственно слева запад, а справа восток.
Сейчас мы увидим как эти же пары противоположностей «работают», когда мы размышляем о числе башен московского Кремля.
Число этих башен считается хорошо известным!
Их ровно двадцать!
А знаете с каким числом корреспондирует число башен московского Кремля?
Самое простое и очевидное – с числом пальцев на руках и на ногах у человека. При этом мы игнорируем аномальные случаи – о них у нас имеется кое-какая информация и на её основе кое-какие логики и обобщения.
Да! Двадцать пальцев и двадцать башен у московского Кремля.
Одно это могло бы нацелить мозг исследователя на отыскание некоего общего «замысла» или «проекта». Но не напрягло.
В реальной истории число башен в крепостях вообще говоря менялось и тот же Кремль был обставлен немалым числом оград и башен с ними связанных.
Мы пока не говорим о двадцать первой башне московского Кремля на его территории не принадлежащей его стенам. Башня такая имелась и была хорошо известна. Увы!
Но вот вам еще один образ: молочные зубы у ребёнка!
Вы конечно в курсе, сколько их у малолетки.
Да-да! Вы не ошиблись! Ровно двадцать! По пять справа и слева сверху и снизу! И здесь уже никакого уклона в норд-вест или зюйд-вест!
Строго: верх-низ и лево-право!
Мы понимаем, что зубы одного человека довольно различны!
И это гораздо больше напоминает нам кремлёвские башни и вал детинца.
Уверен: вы никогда не сопоставляли конструкции башен крепостей и конструкции из эмали, дентина и цемента в собственном рту.
Однако прежде чем переходить к нашему общему взгляду вникнем еще в одну чисто числовую «деталь».
Молочные зубы у нас своевременно выпадают и на их место приходят другие – числом поболе!
В идеале из ровно тридцать два!
Это не по пять сверху-снизу-справа-слева.
Это уже по восемь!
И где же тут «пятёрка»?
Где это Число Симметрии Жизни?
Поверхностное «нумерологическое» - «три плюс два» - конечно весело, но сердито!
Пятёрка сущностная в другом!
Тридцать два это два в пятой степени!
Тридцать два это двойка умноженная сама на себя четыре раза
2х2х2х2х2.
То есть нам требуется пять двоек, чтобы отразить процесс возведения в пятую степень.
Показатель степени в данном примере – это сущностное выражение числа «тридцать два», а сказка про «нумерологию» это грустная шутка и проявление полного непонимания самой Симметрии Жизни как одной из основ пентагональности живых форм на нашей планете.
Но к стенам и башням Кремля.
Первый факт: в Кремле ровно три круглых башни!
То есть ровно три цилиндра из кирпичей вот такой толщины и вот такой ширины.
Мало того: все три круглых башни стоят в углах крепости!
То есть чётко фиксируют три точки отсчёта в инерциальной системе отсчёта собственно Кремля.
И строители кирпичного Кремля приняли эту «логику» и более круглых башен нигде ставить и не пытались.
Таким образом:
Мышление положило основой всей постройки именно тройку.
Три точки означают, что мозг немедленно соединяет эти три точки тремя простыми линиями.
В отличие от реальной местности в мышлении мозг сразу рисует именно «правильный» треугольник, точнее «равносторонний».
То есть «идея» Кремля это именно треугольник!
Второй факт далеко не такой заметный. И тем не менее «всё на виду».
В стенах между угловыми башнями с каждой стороны располагается… Пять прямоугольных башен!
При этом мы пока игнорируем Царскую башенку, которая полноценной «башней» стоящей на земле не является. Это именно башенка на стене.
А Кутафья башня, чьи узоры украшают все башни Новодевичьего монастыря мы также смело исключаем пока из рассмотрения, ибо эта башня стене не принадлежит.
Таким образом мы видим три группы по пять башен в каждой.
Для «простоты» я предлагаю именовать сторону Москвы-реки как «Москворецкую», сторону Манежа как «Манежную», а сторону Красной площади как «Красную».
Перечислим группы башен на каждой из сторон:
Москворецкая сторона:
Беклемишевская
Петровская
Вторая безымянная
Первая безымянная
Тайницкая
Благовещенская
Водовзводная
Манежная сторона:
Водовзводная
Боровицкая
Оружейная
Комендантская
Троицкая
Средняя Арсенальная
Угловая Арсенальная
Красная сторона
Угловая Арсенальная
Никольская
Сенатская
Спасская
Набатная
Константино-Елининская
Беклемишевская
Итак: три стороны
На каждой стороне семь башен
На каждой стороне одна башня часовая
Ровно пять башен со звёздами!
Пять башен проездных но Тайницкая перекрыта намертво и потому всего проездных башни четыре!
Три часовых, четыре проездных, пять звёздных!
А ведь 3-4-5 это «египетский треугольник», кстати прямоугольный!
Этот треугольник встретится нам «не отходя от кассы» ещё раз!
На иллюстрации я обозначил его номерами башен разных цветов.
При «обходе» двигаемся строго по часовой стрелке!
Нет вопроса о «фортификационном значении» Кремля, поскольку сейчас уже очевидно, что поспешили списывать Кремли, как «потерявшие фортификационное значение». В условиях острейшей борьбы с террористическими угрозами и организациями крепости очень кстати!
Их надо укреплять и развивать!
Посмотрите на иллюстрации. Очевидно, что единый замысел и идея в Кремле присутствуют и реализованы. И если мы пока не в состоянии понять всю глубину и красоту этого замыла, это не значит, что необходимо бросать разработку и исследование темы. Темы актуальной и запредельно важной в условиях обострения обстановки в противостоянии анло-саксонскому Западу и его приспешникам.
Моя "Кремлема" это попытка поставить вопросы перед исследователями, которые будут работать на этом поле после нас.
Я пишу её как и все свои произведения сердцем и кровью.
Обратите внимание на то, что реально Кремль имеет форму человеческого сердца!
Сопоставьте это с чилом высоких площадок для обзора на башнях Кремля. И сравните с такой формулой Антуана де Сент-Экзюпери:
Только сердце зорко!