Для формулировки и „проведения" М.Э. необходимо ответить на следующие вопросы :
- Как „приготовить" мысленный эксперимент?
- Как его строго и наглядно сформулировать?
- Какие существуют критерии его корректности и какие из них можно применять к конкретному случаю?
- Как и какие делать правильные выводы из мысленного эксперимента?
Несомненно, каждый МЭ — специфичен и поэтому ответ на каждый из этих вопросов также индивидуален. Формулировка (построение) МЭ — это особого рода искусство и зависит от таланта исследователя.
Из общих положений можно выделить, например, следующие:
- Увидеть основную проблему.
- МЭ должен быть сформулировон в отношении главного момента рассматриваемой треблены процессаили явления.
- Мэ должен сыть максимально простым и ясным, чтобы его можно было эффективнее обсуждать.
- Нужно постараться увидеть решение. Дело в том , что формулировка мэ и выводы из него долеко не всегда выпекают „строго логически" из предыдущего знания.
- МЭ должен, хотя бы в некотором своем базисе, опираться на определенные фундаментальные знания или хорошо проверенные эмпирические факты.
Нужно специально обучать искусству мысленного эксперимента. В качестве некоторых методических ступеней такого обучения можно предложить, например, следующие:
- изучение истории (исторических примеров) знаменитых МЭ;
- детальным анализ этих МЭ;
- знание различных типов МЭ;
- выяснение необходимости „проведения" МЭ в некоторой области знаний;
- поиск основной идеи МЭ;
- владение процедурой минимизации мэ;
- выбор (селекция) минимального необходимого количества объектов и их свойств в данном МЭ ;
- абстрагирование от всего лишнего (полей, процессов, процедур, состояний и т. д.) ;
- умение выстраивать логику различных МЭ. Важным необходимым условием является четкая логическая (внутренняя) согласованность ментального конструирования МЭ;
- Получение выводов из конкретных МЭ (тренировка на известных МЭ) ;
- анализ различных вариантов трактовок этих МЭ; и т. д.
В методологическом и эвристическом плане МЭ предоставляет исследователю, по-существу, совершенно новые и фактически неограниченные возможности. Согласно, например, Т. Куну, мысленный эксперимент может выявить несогласованности в господствующей теории и даже внести вклад в смену парадигмы.