Найти тему
Eidos Phoenix

Методологические вопросы мысленного экспериментирования.

Для формулировки и „проведения" М.Э. необходимо ответить на следующие вопросы :

  1. Как „приготовить" мысленный эксперимент?
  2. Как его строго и наглядно сформулировать?
  3. Какие существуют критерии его корректности и какие из них можно применять к конкретному случаю?
  4. Как и какие делать правильные выводы из мысленного эксперимента?

Несомненно, каждый МЭ — специфичен и поэтому ответ на каждый из этих вопросов также индивидуален. Формулировка (построение) МЭ — это особого рода искусство и зависит от таланта исследователя.

Из общих положений можно выделить, например, следующие:

  1. Увидеть основную проблему.
  2. МЭ должен быть сформулировон в отношении главного момента рассматриваемой треблены процессаили явления.
  3. Мэ должен сыть максимально простым и ясным, чтобы его можно было эффективнее обсуждать.
  4. Нужно постараться увидеть решение. Дело в том , что формулировка мэ и выводы из него долеко не всегда выпекают „строго логически" из предыдущего знания.
  5. МЭ должен, хотя бы в некотором своем базисе, опираться на определенные фундаментальные знания или хорошо проверенные эмпирические факты.

Нужно специально обучать искусству мысленного эксперимента. В качестве некоторых методических ступеней такого обучения можно предложить, например, следующие:

  • изучение истории (исторических примеров) знаменитых МЭ;
  • детальным анализ этих МЭ;
  • знание различных типов МЭ;
  • выяснение необходимости „проведения" МЭ в некоторой области знаний;
  • поиск основной идеи МЭ;
  • владение процедурой минимизации мэ;
  • выбор (селекция) минимального необходимого количества объектов и их свойств в данном МЭ ;
  • абстрагирование от всего лишнего (полей, процессов, процедур, состояний и т. д.) ;
  • умение выстраивать логику различных МЭ. Важным необходимым условием является четкая логическая (внутренняя) согласованность ментального конструирования МЭ;
  • Получение выводов из конкретных МЭ (тренировка на известных МЭ) ;
  • анализ различных вариантов трактовок этих МЭ; и т. д.

В методологическом и эвристическом плане МЭ предоставляет исследователю, по-существу, совершенно новые и фактически неограниченные возможности. Согласно, например, Т. Куну, мысленный эксперимент может выявить несогласованности в господствующей теории и даже внести вклад в смену парадигмы.