Мы привыкли связывать образ Робинзона Крузо, героя романа английского писателя Даниэля Дефо, с необитаемым островом, на котором он прожил долгие 28 лет, сначала один, а потом с верным слугой, индейцем Пятницей, которого он спас от участи быть съеденным каннибалами. Читатели помнят об отшельничестве героя Дефо и удивительным образом забывают о том, что путешествуя в качестве моряка и торговца по земному шару, тот посетил целый ряд обитаемых стран и островов, где испытал множество удивительных и необыкновенных приключений.
В каких же странах, если не считать необитаемого острова (и даже если его считать) побывал за свою долгую жизнь герой Дефо? Конечно, нельзя забывать, что политическая карта 17-го века значительно отличалась от современной и, стало быть, при описании мест, где побывал Крузо, приходится использовать подход, который можно назвать "двойной бухгалтерий", или точнее "двойной географией", - не говоря уже о том, что автор далеко не всегда точно определяет посещенные его героем земли.
Итак, некоторые из стран, которые посетил наш любимый Робинзон.
Первое путешествие Крузо: Западная Африка:
Приехав в Лондон, Крузо подружился с неким с почтенным капитаном, который ходил на своем корабле в плавание к берегам Западной Африки, в Гвинею. Капитан предложил Крузо стать его компаньоном и спутником в поездке и это было предложением, от которого юноша, с детства мечтавший о путешествиях в дальние страны, не мог отказаться.
"Отправляясь в Гвинею, я захватил с собой кое-какого товару: закупил на сорок фунтов стерлингов различных побрякушек и стеклянных изделий, находивших хороший сбыт у дикарей", - рассказывает герой Дефо.
Какой товар собирались закупить в Африке Крузо и его компаньон? Есть предположение, что этот товар был живым, поскольку в те времена работорговля была наиболее выгодной отраслью морской коммерции ("гвинейский вояж" был синонимом покупки рабов).
"Побережье, где мы больше всего торговали, лежало между пятнадцатым градусом северной широты и экватором" - пишет Робинзон. Это не противоречит нашей догадке, поскольку именно в этом районе находились главные "охотничьи угодья" европейских работорговцев.
Европейцы строили вдоль берега гвинейского залива поселения, защищенные фортами - так называемые "невольничьи фактории". В качестве места для факторий обычно избирали устье какой-либо крупной реки, либо остров, лежащий неподалеку от побережья. Главным британским фортом на гвинейском побережье стал Кейп-Кост-Касл.
Иногда рабов захватывали силой, но чаще покупали у вождей племен за дешевые товары, украшения или побрякушки и помещали под охрану в сараи или пакгаузы, известные как загоны для рабов, а потом грузили на приходящие корабли.
Первым англичанином, который начал который вывозить рабов с побережья Гвинея в Америку был сэр Джон Хокинс. Позднее государство решило, что оно не может и не должно оставаться в стороне от столь выгодного бизнеса, и в начале 17-го века король Яков I предоставил некоей акционерной компании грамоту на торговлю с Гвинеей (позднее эти права были предоставлены и другой почтенной кампании) что, впрочем, не остановило активность частных предпринимателей, таких как Робинзон и его компаньон.
Как пишет историк Дж. Доу, в 1680-1700 гг. Королевская африканская компания вывезла из Западной Африки 140 тысяч невольников, в то время как частные предприниматели - 160 тысяч (точной статистики в те времена не велось, и возможно, что эти цифры на самом деле являются заниженными).
Справедливости ради следует заметить, что Дефо все-таки не говорит прямо, что его герой стал работорговцем - быть может потому, что реалии этого бизнеса, если бы он взялся их описывать в деталях, не могли не произвести неблагоприятного впечатления на аудиторию (все-таки, в начале 18-го века, когда он писал свой роман, уже появилось движение аболиционистов, противников рабства). Спрос на чернокожих невольников в самой Британии был ограничен (их держали главным образом как домашнюю прислугу) поэтому корабли обычно везли свой груз через океан, на плантации Вест-Индии, где всегда сохранялся высокий спрос на рабов - впрочем, о том, что они совершали такое путешествие, герой Дефо благоразумно не упоминает.
Первый гвинейский вояж оказался удачен, и молодой Крузо заработал без малого триста фунтов стерлингов, что было по теме временам неплохими деньгами, особенно для начинающего "стартапера". Но, как выяснилось позднее, судьба играла с Робинзоном в кошки-мышки.
Сале (Марокко). Из работорговцев в рабы.
Следующий вояж Крузо закончился катастрофой. «Это было самое злополучное путешествие, какое когда-либо предпринимал человек», - с пафосом восклицает герой романа Дефо. Судно, на котором плыл Крузо, было атаковано мусульманским корсаром, британских моряков взяли в плен и доставили в порт Сале. В 17-ом веке город- порт Сале являлся гнездом мавританских пиратов, и хотя и входил в состав султаната Марокко, де-факто являлся отдельным государством. Помимо собственно Сале, в него входили два соседних города - Рабат (нынешняя столица Марокко) и Касба.
Превратности судьбы, превратившие его из свободного человека в раба, повергли юношу в глубокую депрессию. К счастью для Крузо, его не угнали на каменоломни, а поручили ухаживать за домом хозяина в качестве его личного слуги. Крузо не переставал мечтать о побеге (тем более, что его хозяин, похоже, питал слабость к представителям собственного пола ), и два года спустя долгожданный случай, наконец, представился, когда его послали ловить на баркасе рыбу, дав в сопровождение мальчика Ксури и взрослого мавра, исполнявшего обязанности надсмотрщика. Крузо, улучив момент, столкнул мавра за борт, мальчика же пощадил и оставил на борту, взяв с него клятву верности.
Чтобы сбить с толку преследователей, он отправился не на север, в сторону Гибралтара, а на юг, вдоль берегов Африки, рассчитывая встретить возле островов Зеленого мыса португальское или другое европейское судно. Судя по всему, такой маршрут был выбран Робинзоном главным образом потому, что он был уже знаком ему по первому, более удачному плаванию.
Робинзон двигался вдоль побережья африканского материка, время от времени приставая к нему, чтобы запастись водой и питьем. Удача сопутствовала ему, и возле островов Зеленого мыса (ныне - Республика Кабо-Верде) беглецы встретили португальский корабль, державший курс на Бразилию. Капитан-португалец оказался добрым и великодушным человеком и, выслушав рассказ англичанина, не только взял его вместе со спутником на борт, но и отказался брать плату за проезд.
Продолжение следует.
О приключениях Робинзона Крузо в России читайте