Найти тему
Михаил Лиознов

СТИХОТВОРЕНИЕ - РАЙ - "ПОД НЕБОМ ГОЛУБЫМ (2 -Я ЧАСТЬ)

3. ИСТОКИ МИСТИФИКАЦИИ

В начале 70-х годов 20 века фирма грампластинок «Мелодия» выпускает пластинку с композициями лютневой музыки, ставшую поистине легендарной и произведшей большой фурор. Ее слушали буквально «до дыр» все, вне зависимости от пола, возраста и профессии. Композиции с нее взяли в качестве фона различные передачи на радио, телевидении, в кино. И первая композиция - это «Канцона», которая стала прародителем песни «Город».

В сопровождении говорилось, что Франческо да Милано был выдающимся лютнистом. Современники прозвали его «божественным». Он был придворным музыкантом при дворе Медичи, а затем у Павла Третьего, сотворил большое количество произведений…

Однако наша «Канцона» не содержится в списке опусов композитора, а ряд специалистов полагает, что музыка, выпущенная на пластинке, исполнена вовсе не на лютне, а на обычной гитаре. Да и сама пластинка считается мистификацией! На обложке записи указывается фамилия «Вавилов». Он исполнил все композиции на лютне, но в записи принимали участие и прочие инструменты. Согласно расследованию было установлено, что Вавилов и есть автор этих произведений. Владимир Вавилов – это знаменитый в 60-е гг. семиструнник, виртуозно владеющий инструментом.

Появление песни «Город» долгие годы было окутано тайной. Даже сам Гребенщиков, исполняя ее в 1984 году в Харькове, признался, что ему не известен создатель композиции. Было много версий авторства песни.

А вот с автором слов было ещё сложнее: называли и самого Гребенщикова, и Алексея Хвостенко, знаменитого рок-барда питерского «андеграунда» 1970-1980-х.

Были версии, что автор стихов - Елена Камбурова или Булат Окуджава…. А вдруг это Пушкин? Между прочим, в его творчестве есть романс с таким же названием, который совпадает полностью рифмой и размером. Впрочем, это несерьезно. И только позже после расследования, которое провел Зеев Гейзель, знаменитый израильский бард, журналист и переводчик, свет увидела действительно захватывающая история! А начало пошло с грандиозной мистификации 20-го века!

Конец 1972 года. Ленинград. Наш герой — 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, «человек поистине возрожденческого идеала». Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги «Зогар»… И при этом самиздат и единственное стихотворение в журнале «Аврора» — типичная судьба поэта «бронзового века». Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году…

Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя та самая пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков», оставленная кем-то из друзей, а мелодия «Канцоны» и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот «исполненные очей»…

Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за пятнадцать минут «наиправдивейшего диктанта свыше» написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: «Над небом голубым…», и назвал его просто: «Рай».

Сам Анри вспоминал об истории создания этих удивительных стихов так: «Вначале я услышал эту пластинку [Вавилова ], где было написано, что музыка сочинена Франческо ди Милано. Ходил и мурлыкал её. Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы писали песни, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями «Как же я теперь буду писать?» я бродил по городу и однажды зашел в мастерскую своего друга Акселя [замечательного художника Бориса Аксельрода], и минут за пятнадцать написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 года».

Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и ясною звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:

Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

-2

4. «КТО СВЕТЕЛ, ТОТ И СВЯТ…»

«Человек, который написал такую гениальную песню, должен остаться в истории русской музыки навсегда. Лучше этой песни я в жизни не слышал и не пел ничего», — говорил Гребенщиков про Волохонского.

В 1985 году он переехал из Израиля в Мюнхен. Потом жил в других уголках ФРГ и умер во сне 8 апреля 2017 года в германском городке Хорб-ам-Неккар, так и не побывав на малой родине. Как рассказывал писатель и радиоведущий Дмитрий Волчек, после эмиграции Волохонский не приезжал в Россию, хотя его не раз приглашали: « Анри рассказывал мне, что в первые годы эмиграции ему снилось, что он снова оказался в Ленинграде и не может уехать, а потом и эти сны прекратились...».

С начала 1990-х в России стали потихоньку публиковаться работы поэта, хотя в целом он оставался в тени и был знаком разве что слушателям западных радиоголосов, а также музыкальным и литературным гурманам. В 2012 году российское издательство «Новое литературное обозрение» выпустило трёхтомник Волохонского, после чего автор получил премию Андрея Белого за выдающийся вклад в развитие русской литературы. В 2016-м в Москве вышли ещё две книги — сборник переводов богослужебных текстов и псалмов с церковно­славянского на русский, а также собрание произведений А.Х.В. — таков был их совместный псевдоним с Алексеем Хвостенко.

О себе поэт говорил, что он человек, вечно угнетенный, робкий и застенчивый. Что какие-то смутные опасения постоянно терзают его душу, он редко на что способен решиться, страдает от меланхолии, мизантропии и ипохондрии. Ему всегда казалось, что он причиняет сложные переживания близким и в общении совершенно невыносим. Никаких убеждений не придерживается и не знает, как жить дальше...
Судьба подарила Анри Волохонскому 81 год жизни, полной интересных событий и плодотворного творчества, о котором говорят, что его рукой водил сам Бог.

8 апреля 2017 года он ушёл в тот «город золотой с прозрачными воротами и яркою звездой», оставив на земле след тепла и благословенного света.

-3

5. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОКИ УДИВИТЕЛЬНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

В этом произведении и музыка, и слова - всё удивительно красиво, наполнено светом, ощущением чего-то неземного. Существует множество суждений об источнике вдохновения, но то, что образы, описанные в тексте, библейские - несомненно

Одна из самых знаменитых русских песен ХХ века имеет непосредственное отношение к священному тексту, написанному около 2000 лет назад. И если не знать исходник, то многое в смысле песни остается непонятным.
Сейчас я постараюсь вам секреты этих истоков.

«Город золотой» — определённо образ Небесного Иерусалима, символическое описание которого мы находим в Откровении Иоанна Богослова. Далее границы между потерянным раем и грядущим Царством Небесным стираются. В райском саду гуляют животные из видения пророка Иезекииля с подобием лиц человеческого, львиного, тельца и орла, которые в христианстве трактуются, в числе прочих значений, как образ четырёх евангелистов.

«В небе голубом горит одна звезда». Примечательно, что здесь уже не над небом, а в небе. Это звезда путеводитель, подобная той, которая привела волхвов к Божественному младенцу.

Далее, возможно, образ веры или же Самого Бога для живущих на земле и стремящихся обрести Царство Небесное: «пускай ведёт звезда твоя дорогой в дивный сад».

Однако Волохонский более точен по отношению к первоисточнику. В новозаветной книге "Откровение Иоанна Богослова" (он же "Апокалипсис") говорится о городе, который находится ИМЕННО НАД небом, над землей.
Это новый, небесный Иерусалим, то есть Рай: "И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (21:2).
И этот город спускается, так сказать, пикирует, или скорей, планирует.

-4

В той же 21-й, предпоследней главе "Откровения" ее автор Иоанн рассказывает, как с помощью посланного к нему ангела-проводника он узрел город:
"...великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. (...) Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. (...) Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. (...) Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. (...) И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его..".

Теперь обратите внимание на эти завораживающие строки "исполненный очей": это прямо дословно из Синодального перевода:

"...вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет". (4:6-8)

Со временем эти четыре животных станут постоянными спутниками Бога на изображениях, а также по отдельности символами Евангелистов.

-5

6. А В НЕБЕ ГОЛУБОМ ГОРИТ ОДНА ЗВЕЗДА…

(ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

….И по сей день, как только услышу в эфире эту неповторимую мелодию и эти необыкновенные стихи, я спешу, чтобы сделать звук погромче.

Есть в них что-то в прямом смысле божественное, и я не буду удивлён, если узнаю, что эту песню исполняли не только Борис Гребенщиков, Елена Камбурова и другие, но церковные хоры с их чистыми голосами, обращенными туда - в выси небесные к звёздам….

… Я вспоминаю детство своего сына и свою юность, когда и мне казалось, что «под небом голубым есть город золотой…».

Ну, а та самая одна звезда – это, конечно,она – Вифлеемская….

Да, ещё раз напомню, что в оригинальном тексте Анри Волохонского первая строка звучит несколько иначе: не «под небом голубым»-как пел Гребенщиков, а именно –«Над небом голубым»- а это значит, что этот чудный город находится даже выше самого неба, где-то там на просторах Вселенной….

…. А, может, он и впрямь существует- этот удивительный город: на земле или на небе, или даже ещё выше – над небом, может, это и есть той рай, куда вечно стремится наша душа….

P.S. … Я думаю, что и сегодня никто из наших читателей не откажется ещё раз послушать эти прекрасные стихи, положенные на музыку в исполнении Б. Гребенщикова:

https://ok.ru/video/1403760741035

https://yandex.ru/video/preview/10080417074993749512

-6

С вами был ведущий авторской рубрики

«История одного стихотворения» Михаил Лиознов.

Понравилась эта публикация? Тогда не забудьте подписаться на мой канал- впереди очень много моих авторских литературных интересных фактов и рассказов! Всегда с вами Михаил Лиознов.