Найти тему
В РИТМЕ ДЕТСТВА

Новый балет. Творчество К. Голейзовского

Касьян Ярославич Голейзовский родился в Москве в семье артистов Большого театра. После окончания Санкт-Петербургского театрального училища в 1909 году, он был принят в Мариинский театр, но вскоре перешел в Большой театр. В юности Голейзовский познакомился с творчеством М. Фокина и А. Горского и от них унаследовал уважение к традициям и желание поиска новых путей в хореографии.

С 1909 по 1918 год Голейзовский танцевал в ГАТОБе. В 1916 году он осуществил свои первые постановки номеров и организовал собственную профессиональную студию "Московский камерный балет", где искал новые выразительные средства и поставил "Сонату смерти и движения" на музыку А. Н. Скрябина, "Саломею" на музыку Р. Штрауса, "Трагедию масок" Б. Б. Бера и "Этюды чистой классики" на музыку Ф. Шопена.

Hulki Okan Yabak, Unsplash
Hulki Okan Yabak, Unsplash

В 1919 году Голейзовский готовил балет "Маска красной смерти" на музыку Н. Черепнина в Большом театре, но работа так и не была поставлена из-за сопротивления труппы. Потерпев неудачу в театре, Голейзовский попробовал свои силы в эстраде, где привлек внимание своим поиском соответствия движений и эмоциональной выразительности музыки.

Голейзовский искал максимальную свободу и выразительность человеческого тела, изысканную пластику, значительное место в его творчестве занимает эротика. Большинство его работ отражали любовный экстаз и борьбу за женщину или мужчину, показывали на сцене новые взаимодействия партнеров.

Изображение сгенерировано с помощью нейросети "Шедеврум"
Изображение сгенерировано с помощью нейросети "Шедеврум"

В 1925 году Голейзовский поставил балет "Иосиф Прекрасный" С. Василенко в Большом театре, где обратился к теме вечной красоты. В 1930-е годы он перестал работать в театрах Москвы и ставил номера в хореографических училищах, на эстраде, а также изучал и переосмысливал танцевальный фольклор.

В 1962 году Касьян Голейзовский вернулся в Большой театр, где был поставлен его балет "Скрябиниана". В 1964 году состоялась премьера балета «Лейла и Меджнун» С. Баласаняна, в котором одну из лучших своих ролей исполнил В. Васильев. Используя уникальные качества танцовщика, Голейзовский сочинил для него миниатюру «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина.

Paul Green, Unsplash
Paul Green, Unsplash

Затем последовали постановки в Большом и других театрах, последняя работа Касьяна Голейзовского - танцевальная сюита "Мимолетности" на музыку С. Прокофьева для труппы Московского "Молодого балета".

Голейзовский был талантливым хореографом, и хотя его талант не совпадал с течением времени, его идеи и находки были подхвачены и развиты балетмейстерами последующих поколений.

Читайте также о другом талантливом творце нового балета: