Найти в Дзене

ИВАН ИЛЬИН: КОГДА ДУША НЕ СОПРОТИВЛЯЕТСЯ ЗЛУ, ОНА ЧЕРНЕЕТ

Философ Иван Ильин написал книгу "О сопротивлении злу силой" в 1925 году - как ответ на учение Льва Толстого и его последователей о непротивлении злу силой. Философ считает, что вопрос о сопротивлении злу встаёт особенно остро у того человека, который стремится к совершенству, который верит в Бога, принимает Его власть над собой, приемлет Его мироздание и своё место в мире. Несколько мыслей и цитат из книги: О несопротивлении злу в буквальном смысле этого слова никто из честных людей и не думает. Одна склонность к такому несопротивлению превращает человека в пациента, к которому нужно приложить духовные воспитательные методы. Что означает непротивлению злу в смысле отсутствия любого сопротивления? Это означает приятие зла. Принятие его в себя, допущение его в себя и предоставление ему свободы, объема и власти. Если бы зло восстало, а несопротивление продолжалось бы, то это означало бы подчинение злу, предание себя злу, участие в нём и превращение себя в орудие зла, в его орган,

Философ Иван Ильин написал книгу "О сопротивлении злу силой" в 1925 году - как ответ на учение Льва Толстого и его последователей о непротивлении злу силой.

Философ считает, что вопрос о сопротивлении злу встаёт особенно остро у того человека, который стремится к совершенству, который верит в Бога, принимает Его власть над собой, приемлет Его мироздание и своё место в мире.

Несколько мыслей и цитат из книги:

  • В страданиях мудреет человечество. В мучениях душа очищается и прозревает.
  • Мудрость приходит только если человек честен с самим собою.
  • Всеуравнивающая, отвлечённая мораль не годится. Требовать, чтобы все всегда сопротивлялись злу силой или чтобы никто никогда не сопротивлялся силой злу, - бессмысленно.
  • Граф Лев Толстой, его сподвижники и ученики со слепой настойчивостью внедрили в философски неискушённые души мысль о том, что сопротивляться злу - это значит отвергать Богооткровенную истину. Эта группа морализирующих публицистов поторопилась с категорическим ответом, при этом не углубились в вопрос, а просто использовали чисто личные предпочтения. Они отобрали подходящий им материал и отвергли неподходящий. Они использовали художественно убедительные построения, чтобы подтвердить свою мысль. Они проповедовали наивно-идиллический взгляд на человеческое существо, "а чёрные бездны истории и души обходились и замалчивались".
  • Львом Толстым и его сторонниками производилось неверное межевание добра и зла. Герои у них относились к злодеям. А натуры безвольные, робкие, патриотически мертвенные превозносились как добродетельные. Несогласные и непокорные объявлялись порочными и лицемерными людьми.
  • Вся сила личного дара Льва Толстого и фанатизм его последователей привели к тому, что окружающим навязывалась их собственная ошибка. Их учение оправдывало слабость и возвеличивало эгоцентризм, потакало безволию, снимало с души гражданские обязанности. Это учение рассчитано на людей неумных, безвольных, малообразованных и склонных к наивному миросозерцанию. Оно привлекало к себе слабых и простодушных людей. Толстой и его последователи придали своему учению ложную видимость согласия с духом учения Христа и стало отравлять русскую религиозную и политическую культуру.
  • Русская философия должна вскрыть все ошибки толстовского учения о непротивлении злу. В этом её религиозное, научное и патриотическое призвание.
О несопротивлении злу в буквальном смысле этого слова никто из честных людей и не думает. Одна склонность к такому несопротивлению превращает человека в пациента, к которому нужно приложить духовные воспитательные методы.

Что означает непротивлению злу в смысле отсутствия любого сопротивления?

Это означает приятие зла. Принятие его в себя, допущение его в себя и предоставление ему свободы, объема и власти. Если бы зло восстало, а несопротивление продолжалось бы, то это означало бы подчинение злу, предание себя злу, участие в нём и превращение себя в орудие зла, в его орган, в его рассадник, поглощение злом. А потом - почему нет? - и наслаждение злом.

В начале это было бы добровольное саморастление и самозаражение. Это было бы активное распространение заразы среди других людей и вовлечение их в сопогибель.

Тот, кто совсем не сопротивляется злу, тот и не критикует зло. Ибо критика, порицание, хотя бы и внутреннее, было бы уже сопротивлением. А сопротивление ведёт к внутреннему напряжению, борьбе и сопротивлению.

Пока живо в душе неодобрение или хотя бы смутное отвращение, до тех пор человек ещё сопротивляется. Да, человек тогда может быть раздвоен. Он не восстаёт против зла активно, но внутренне не принимает его, он борется внутри себя, осуждает его, возмущается, разоблачает его перед самим собой, не поддаётся его страхам и соблазнам. А поддавшись злу отчасти, ругает себя за это, собирается с духом, негодует на себя. Отвращается от зла и очищается в покаянии, что допустил слабость, малодушие.

Но полное отсутствие всякого сопротивления, когда и внутренний голос возмущения замолкает, - это состояние требует прекратить любое возмущение и осуждение, требует, чтобы стихло всякое порицание, чтобы возобладало одобрение зла.

Тот, кто не сопротивляется злу, рано или поздно убеждает себя, что зло - не совсем плохо и не так уж безусловно и является злом. Что в это уже "не зле" есть положительные черты, их немало, их даже много. Так человек постепенно уговаривает себя, забывает своё здоровое отвращение и начинает верить, что чернота есть белизна. Угасают остатки сопротивления и человек предаёт себя.

Зло уже не переживается как зло, душа верит, что зло - это добро, приспосабливается ко злу и постепенно чернеет.

Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым. Ибо "зло" - не пустое слово, не отвлечённое понятие. Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас. Зло есть как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата.

Встречая отказы и запреты, зло стремится просочиться сквозь эти препоны, усыпить бдительность совести, ослабить силу стыда и отвращения, расшатать границы личного духа, опрокинуть волю. Духовное воспитание человека состоит в построении этих стен и в том, чтобы научить его строить, поддерживать и отстаивать эти стены.

Духовная необходимость поступать так, а не иначе создают духовный уклад человека, живой костяк личного духа. Размягчение этого духовного костяка означает духовный конец личности. Бесхарактерный и беспринципный человек близок к этому состоянию. Для него естественнее несопротивление злу. Он сам попирает свои убеждения и расшатывает свой характер.

От несопротивления злу злая страсть расширяет своё господство до полноты. Злая одержимость заставляет душу жить по своим законам. Человек буйствует и уходит в безумие или смерть.

Такое разложение духовности в душе может наступить у слабого человека в зрелом возрасте, но оно может вести своё начало из детства. Такой духовно дефективный человек может выглядеть так, будто имеет характер и убеждения. А на самом деле он беспринципный и бесхарактерный, остаётся рабом своих дурных страстей и следует по кривой своего отвратительного поведения.

Он одержим злом, а со стороны кажется, что у него сильная воля. Его инстинктивная хитрость похожа на особый ум, а злые страсти - на чувства. Его идеология противодуховная и безбожная, у него развивается душевная болезнь и нравственный идиотизм. Духовно здоровые люди вызывают у такого человека лишь раздражение и злобу, разжигают в нём больное властолюбие.

Во властолюбии вспышки мании величия неизбежно чередуются со вспышками мании преследования.

Иван Ильин "О сопротивлении злу силой"

Часть 1