Найти в Дзене
ИндияСвами

Индуизм и многоженство

Оглавление
У Кришны было 16 тысяч 108 жен. Изображение: quora.com
У Кришны было 16 тысяч 108 жен. Изображение: quora.com

Полигамия и полиандрия были распространены в древней Индии, но сомнительно, чтобы они когда-либо были популярны в общественном мнении. Его практиковали в основном касты воинов, богатые купцы и феодалы.

Полигамия в древней Индии была вопросом личного выбора, символом статуса, а иногда и социальным, моральным и религиозным долгом. Брак в индуизме традиционно и исторически предназначался для потомства и выполнения обязательных обязанностей (дхармакарьям) в соответствии с дхармой (долгом) человека, чтобы можно было реализовать четыре основные цели (пурушартхи) человеческой жизни.

Если многоженство служило таким идеалам, индуистские законы не возражали против его практики.

Многоженство в индуистских юридических книгах

Индуистские законы (дхармашастры) предусматривали многоженство и определенные брачные отношения при особых обстоятельствах, но не с целью плотских удовольствий, а с целью продолжения рода и выполнения Дхармы.

В ведийскую эпоху женщина не имела собственной независимости. Ей всегда требовалась защита близких родственников. Поэтому обязанностью ее мужа и членов его семьи мужского пола было внимательно следить за ней и никогда не оставлять в компании других мужчин.

Если ее муж умирал, оставив ее бездетной, без заботы и защиты, она имела разрешение выйти замуж за его брата исключительно с целью зачать детей и найти приют. Женщина, чей муж уехал от нее в чужую страну или пропал на определенный период времени, если только он не принял саньясу (отречение), имела разрешение на повторный брак по ее свободной воле.
Индийская миниата эпохи Великих Моголов. Изображение: ebay.com
Индийская миниата эпохи Великих Моголов. Изображение: ebay.com

В древней Индии женщин часто продавали и покупали свободно и публично на рынках, и люди, которые их покупали, имели полные права собственности на них. Это не было то же самое, что рабство, но купленные женщины были привязаны к домашним хозяйствам или их хозяевам. При этом в сводах законов любой брак между мужчиной и женщиной, которую он купил, объявлялся незаконным.

В «Ягнавалкья-смрити», своде индуистских законов, говорится, что мужчины должны жениться на женщинах, которые ранее не были замужем. Однако то же правило не упоминалось в отношении мужчин.

Этот текст отмечает, что если «жена мужчины пьет алкоголь, болезненна, сварлива, бесплодна, тратит деньги, сварлива, рожает только детей женского пола или враждебно относится к мужчинам, то он может взять другую жену».

Однако в следующем стихе есть ясное указание на то, что сбежавшую жену следует сохранить, а не оставлять на произвол судьбы. В "Ягнавалкья" также отмечается, что если у мужчины много жен, ему не следует просить младшую жену выполнять вместе с ним религиозные обязанности.

Баудхаяна Дхармашастра, еще одна индуистская книга законов, предписывает следующие правила относительно количества жен и статуса детей, рожденных в таких браках :

Есть четыре касты (варны, а именно): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Принадлежащие к ним мужчины могут брать жен в соответствии с порядком каст, т.е. четыре жены может быть у брахмана, три - у кшатрия, две - у вайшья и одна у шудры. Сыновья, рожденные от жен равных или следующих низших каст, называются саварнами равной касты. Рожденные от жен второй или третьей низшей касты становятся абаштхами, уграми и нишадами. От женщин, вступивших в брак в обратном порядке каст, рождаются йогавы, магадхи, вайны, кшаттри, пулкасы, куккутаки, вайдехаки и чандалы.
Жены Ганеши - Сиддхи и Буддхи. Изображение: lubok.club
Жены Ганеши - Сиддхи и Буддхи. Изображение: lubok.club

Многоженство богов

Многие индуистские боги также изображаются полигамными, имеющими двух или более жен. Однако нужно понимать, что Богини на самом деле - не жены в физическом смысле, а чистые универсальные энергии, которые помогают своим богам поддерживать дхарму (хороший порядок) во вселенной. Они не обладают физическими телами, хотя могут появиться в человеческом облике, если захотят.

Если мы изучим историю древней Индии, мы поймем, что полигамия и полиандрия практиковались богатыми и могущественными людьми, в то время как мудрецы и провидцы были моногамны или полностью воздерживались от семейных и интимных отношений. Мы также замечаем, что, будь то в прошлом или в настоящем, многоженство никогда не было популярной практикой в ​​общественном мнении.

Однако в эпосах и Пуранах мы не можем не заметить преобладание этой практики.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» Драупади являлась общей женой пятерых братьев Пандавов, у которых в свою очередь было еще по несколько жен. Изображение: wikipedia.org
В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» Драупади являлась общей женой пятерых братьев Пандавов, у которых в свою очередь было еще по несколько жен. Изображение: wikipedia.org

Господь Рама, воплощение Вишну, был строго моногамным, и эта практика, вероятно, соответствовала моральным стандартам Трета юги (второй великой эпохи), в которой он воплотился.

Напротив, Господь Кришна, другое воплощение Вишну, воплотившийся в следующую Двапара-югу, был полигамным. Пандавы, с которыми он был связан через свою сестру, практиковали как полиандрию, так и многоженство. Это было признаком снижения моральных стандартов и растущего упадка общества, как части прогресса человеческого общества, в котором Вечная Дхарма должна была постепенно прийти в упадок от порядка к беспорядку, от моногамии к полигамии, к смешанным бракам и, наконец, к беспорядку, фиктивному браку или отсутствию брака вообще.

Читайте также:

Индуизм не одобряет многоженство?

Индуистские писания описывают семью как социальный институт и в то же время как неотъемлемую часть этого иллюзорного мира. В конечном счете институт семьи предназначен для того, чтобы держать каждого человека прикованным к миру иллюзий. Отношения в семье призваны развивать наши привязанности, эго и желания.

Семейные отношения недолговечны, так же как и все непостоянно мира, и каждый человек предоставлен самому себе, чтобы позаботиться об освобождении из цикла Сансары.

Когда дело доходит до достижения трех главных целей человеческой жизни (пурушартхи): намлей дхармы (религии), артхи (богатства) и камы (чувственных удовольствий), мы можем воспользоваться преимуществами супружеских отношений, но в случае четвертой цели мокша (освобождение), мы должны взять на себя полную ответственность за его достижение, отказавшись от всех отношений, привязанностей и соблазнов.

Лорд Картикея, бог войны и младший сын Шивы и Парвати, популярен в Южной Индии. Традиционно его изображают с двумя женами: Валли и Девасеной. Изображение: kivabeguide.com
Лорд Картикея, бог войны и младший сын Шивы и Парвати, популярен в Южной Индии. Традиционно его изображают с двумя женами: Валли и Девасеной. Изображение: kivabeguide.com

Поэтому с духовной точки зрения индуизм справедливо рассматривает семью как иллюзию (самсара майя) и главную причину наших привязанностей.

Семья — это объединение разных душ, каждая из которых имеет свою собственную духовную программу и конечную судьбу, объединенных некоторыми преобладающими целями или задачами и связанных кармой своих предыдущих жизней.

Некоторые отношения могут длиться несколько жизней, а некоторые рассчитаны на короткий период. В каждых отношениях скрыты некоторые важные уроки, сообщения и возможности обучения, зная которые, мы добиваемся прогресса в нашей жизни.

На эволюционном пути каждая душа должна собственными усилиями осуществить свое спасение. Другие могут способствовать или препятствовать этому процессу, в зависимости от того, какой выбор мы делаем. То, что кажется участием или вмешательством других людей в чью-то жизнь, на самом деле имеет отношение к самим себе.

Семейные отношения в некотором смысле являются большим отвлечением (или же обязательным на каком-то этапе опытом), поскольку развивают привязанность и задерживают освобождение души.

В этом плане индуизм говорит о важности наших отношений с Богом, потому что в подлинном смысле скрытое «я» — это не что иное, как только Бог. Поэтому индуизм призывает каждого человека опасаться иллюзорной природы любых привязанностей (в том числе семейных) и развивать божественно-ориентированное отношение, выполняя при этом свои обязательные обязанности в качестве жертвоприношения Богу.

Поскольку семья сама по себе является инструментом майи, многоженство еще больше затрудняет жизнь мирянина, запутавшегося в ней из-за желания вырваться из своих иллюзий и достичь освобождения. Степень кармического бремени, возникающего в результате многочисленных супружеских отношений, увеличивается, поскольку человек формирует множество отношений посредством нескольких браков со многими женщинами, в результате чего многие жизни становятся связанными с ним в его роли мужа, отца и дедушки. В результате его карма переплетается не только с его женами, но и со всеми детьми, рожденными от них, а также с их потомками. Что бы он ни сделал, это повлияет на жизнь всех женщин, на которых он женится, и на жизни их детей.

Полигамия в современном индуистском обществе

Средний показатель полигамных браков в Индии снизился с 1,9% в 2005–06 годах до 1,4% в 2019–2020 годах. Фото: timesofindia.indiatimes.com
Средний показатель полигамных браков в Индии снизился с 1,9% в 2005–06 годах до 1,4% в 2019–2020 годах. Фото: timesofindia.indiatimes.com

В современной Индии открыто не практикуется многоженство. Многие образованные индуисты считают и полигамию, и полиандрию примитивными пережитками древнего мира. Однако все же такие случаи встречается, и многие держат второй брак в тайне, зная о последствиях.

Некоторые официально принимают ислам, который разрешает многоженство, чтобы избежать преследований со стороны индийских законов.

В Индии Закон об индуистских браках 1955 года объявляет многоженство незаконным и уголовно наказуемым. Одним из условий, предусмотренных Законом, является то, что брак может быть заключен между любыми двумя людьми только в том случае, если ни у одной из сторон нет живого супруга на момент заключения брака.

Закон также предусматривает возможность подачи заявления о разводе по причине прелюбодеяния или в случае, если одна из сторон вступила в повторный брак без развода или уже состояла в браке и не была разведена по закону. Закон прямо объявляет двоеженство наказуемым правонарушением в соответствии с Уголовным кодексом Индии. При этом мужчина по-прежнему может жениться на второй жене с явного разрешения своей первой жены или по определенным причинам, например, по причине безумия первой супруги.

Джаярам В.

Читайте также: