Полигамия и полиандрия были распространены в древней Индии, но сомнительно, чтобы они когда-либо были популярны в общественном мнении. Его практиковали в основном касты воинов, богатые купцы и феодалы.
Полигамия в древней Индии была вопросом личного выбора, символом статуса, а иногда и социальным, моральным и религиозным долгом. Брак в индуизме традиционно и исторически предназначался для потомства и выполнения обязательных обязанностей (дхармакарьям) в соответствии с дхармой (долгом) человека, чтобы можно было реализовать четыре основные цели (пурушартхи) человеческой жизни.
Если многоженство служило таким идеалам, индуистские законы не возражали против его практики.
Многоженство в индуистских юридических книгах
Индуистские законы (дхармашастры) предусматривали многоженство и определенные брачные отношения при особых обстоятельствах, но не с целью плотских удовольствий, а с целью продолжения рода и выполнения Дхармы.
В ведийскую эпоху женщина не имела собственной независимости. Ей всегда требовалась защита близких родственников. Поэтому обязанностью ее мужа и членов его семьи мужского пола было внимательно следить за ней и никогда не оставлять в компании других мужчин.
Если ее муж умирал, оставив ее бездетной, без заботы и защиты, она имела разрешение выйти замуж за его брата исключительно с целью зачать детей и найти приют. Женщина, чей муж уехал от нее в чужую страну или пропал на определенный период времени, если только он не принял саньясу (отречение), имела разрешение на повторный брак по ее свободной воле.
В древней Индии женщин часто продавали и покупали свободно и публично на рынках, и люди, которые их покупали, имели полные права собственности на них. Это не было то же самое, что рабство, но купленные женщины были привязаны к домашним хозяйствам или их хозяевам. При этом в сводах законов любой брак между мужчиной и женщиной, которую он купил, объявлялся незаконным.
В «Ягнавалкья-смрити», своде индуистских законов, говорится, что мужчины должны жениться на женщинах, которые ранее не были замужем. Однако то же правило не упоминалось в отношении мужчин.
Этот текст отмечает, что если «жена мужчины пьет алкоголь, болезненна, сварлива, бесплодна, тратит деньги, сварлива, рожает только детей женского пола или враждебно относится к мужчинам, то он может взять другую жену».
Однако в следующем стихе есть ясное указание на то, что сбежавшую жену следует сохранить, а не оставлять на произвол судьбы. В "Ягнавалкья" также отмечается, что если у мужчины много жен, ему не следует просить младшую жену выполнять вместе с ним религиозные обязанности.
Баудхаяна Дхармашастра, еще одна индуистская книга законов, предписывает следующие правила относительно количества жен и статуса детей, рожденных в таких браках :
Есть четыре касты (варны, а именно): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Принадлежащие к ним мужчины могут брать жен в соответствии с порядком каст, т.е. четыре жены может быть у брахмана, три - у кшатрия, две - у вайшья и одна у шудры. Сыновья, рожденные от жен равных или следующих низших каст, называются саварнами равной касты. Рожденные от жен второй или третьей низшей касты становятся абаштхами, уграми и нишадами. От женщин, вступивших в брак в обратном порядке каст, рождаются йогавы, магадхи, вайны, кшаттри, пулкасы, куккутаки, вайдехаки и чандалы.
Многоженство богов
Многие индуистские боги также изображаются полигамными, имеющими двух или более жен. Однако нужно понимать, что Богини на самом деле - не жены в физическом смысле, а чистые универсальные энергии, которые помогают своим богам поддерживать дхарму (хороший порядок) во вселенной. Они не обладают физическими телами, хотя могут появиться в человеческом облике, если захотят.
Если мы изучим историю древней Индии, мы поймем, что полигамия и полиандрия практиковались богатыми и могущественными людьми, в то время как мудрецы и провидцы были моногамны или полностью воздерживались от семейных и интимных отношений. Мы также замечаем, что, будь то в прошлом или в настоящем, многоженство никогда не было популярной практикой в общественном мнении.
Однако в эпосах и Пуранах мы не можем не заметить преобладание этой практики.
Господь Рама, воплощение Вишну, был строго моногамным, и эта практика, вероятно, соответствовала моральным стандартам Трета юги (второй великой эпохи), в которой он воплотился.
Напротив, Господь Кришна, другое воплощение Вишну, воплотившийся в следующую Двапара-югу, был полигамным. Пандавы, с которыми он был связан через свою сестру, практиковали как полиандрию, так и многоженство. Это было признаком снижения моральных стандартов и растущего упадка общества, как части прогресса человеческого общества, в котором Вечная Дхарма должна была постепенно прийти в упадок от порядка к беспорядку, от моногамии к полигамии, к смешанным бракам и, наконец, к беспорядку, фиктивному браку или отсутствию брака вообще.
Читайте также:
Индуизм не одобряет многоженство?
Индуистские писания описывают семью как социальный институт и в то же время как неотъемлемую часть этого иллюзорного мира. В конечном счете институт семьи предназначен для того, чтобы держать каждого человека прикованным к миру иллюзий. Отношения в семье призваны развивать наши привязанности, эго и желания.
Семейные отношения недолговечны, так же как и все непостоянно мира, и каждый человек предоставлен самому себе, чтобы позаботиться об освобождении из цикла Сансары.
Когда дело доходит до достижения трех главных целей человеческой жизни (пурушартхи): намлей дхармы (религии), артхи (богатства) и камы (чувственных удовольствий), мы можем воспользоваться преимуществами супружеских отношений, но в случае четвертой цели мокша (освобождение), мы должны взять на себя полную ответственность за его достижение, отказавшись от всех отношений, привязанностей и соблазнов.
Поэтому с духовной точки зрения индуизм справедливо рассматривает семью как иллюзию (самсара майя) и главную причину наших привязанностей.
Семья — это объединение разных душ, каждая из которых имеет свою собственную духовную программу и конечную судьбу, объединенных некоторыми преобладающими целями или задачами и связанных кармой своих предыдущих жизней.
Некоторые отношения могут длиться несколько жизней, а некоторые рассчитаны на короткий период. В каждых отношениях скрыты некоторые важные уроки, сообщения и возможности обучения, зная которые, мы добиваемся прогресса в нашей жизни.
На эволюционном пути каждая душа должна собственными усилиями осуществить свое спасение. Другие могут способствовать или препятствовать этому процессу, в зависимости от того, какой выбор мы делаем. То, что кажется участием или вмешательством других людей в чью-то жизнь, на самом деле имеет отношение к самим себе.
Семейные отношения в некотором смысле являются большим отвлечением (или же обязательным на каком-то этапе опытом), поскольку развивают привязанность и задерживают освобождение души.
В этом плане индуизм говорит о важности наших отношений с Богом, потому что в подлинном смысле скрытое «я» — это не что иное, как только Бог. Поэтому индуизм призывает каждого человека опасаться иллюзорной природы любых привязанностей (в том числе семейных) и развивать божественно-ориентированное отношение, выполняя при этом свои обязательные обязанности в качестве жертвоприношения Богу.
Поскольку семья сама по себе является инструментом майи, многоженство еще больше затрудняет жизнь мирянина, запутавшегося в ней из-за желания вырваться из своих иллюзий и достичь освобождения. Степень кармического бремени, возникающего в результате многочисленных супружеских отношений, увеличивается, поскольку человек формирует множество отношений посредством нескольких браков со многими женщинами, в результате чего многие жизни становятся связанными с ним в его роли мужа, отца и дедушки. В результате его карма переплетается не только с его женами, но и со всеми детьми, рожденными от них, а также с их потомками. Что бы он ни сделал, это повлияет на жизнь всех женщин, на которых он женится, и на жизни их детей.
Полигамия в современном индуистском обществе
В современной Индии открыто не практикуется многоженство. Многие образованные индуисты считают и полигамию, и полиандрию примитивными пережитками древнего мира. Однако все же такие случаи встречается, и многие держат второй брак в тайне, зная о последствиях.
Некоторые официально принимают ислам, который разрешает многоженство, чтобы избежать преследований со стороны индийских законов.
В Индии Закон об индуистских браках 1955 года объявляет многоженство незаконным и уголовно наказуемым. Одним из условий, предусмотренных Законом, является то, что брак может быть заключен между любыми двумя людьми только в том случае, если ни у одной из сторон нет живого супруга на момент заключения брака.
Закон также предусматривает возможность подачи заявления о разводе по причине прелюбодеяния или в случае, если одна из сторон вступила в повторный брак без развода или уже состояла в браке и не была разведена по закону. Закон прямо объявляет двоеженство наказуемым правонарушением в соответствии с Уголовным кодексом Индии. При этом мужчина по-прежнему может жениться на второй жене с явного разрешения своей первой жены или по определенным причинам, например, по причине безумия первой супруги.
Джаярам В.
Читайте также: