Про Эльтиген у нас принято рассказывать как об отдельном ярком, героическом эпизоде нашей истории. В лучшем случае говорят о том, что, мол это был отвлекающий десант.
Да, он яркий, безусловно, героический, но это не отдельный эпизод. Мы уже писали о том, что это это была часть глобального плана по освобождению Крыма, который реализовать не удалось. Но сейчас мы не об этом. Мы сужаем задачу, и смотрим только 3-ю (Эльтигенскую) высадку 18-й армии, и смотрим пока только технику. Личный состав десанта будем смотреть потом (там ОЧЕНЬ много интересного). Но корабельный состав не менее интересен. Маленьких катерков много, и каждый имеет свою, интересную биографию.
Начнем с того, что 3-ю группу (Эльтигенскую) должны были высаживать корабли Новороссийской ВМБ ЧФ (командующий — контр-адмирал Холостяков). Почему 3-ю? Потому, что в морской нумерации 1-я группа - это десант на мыс Тархан (который не состоялся), 2-я группа, это высадка северо-западнее Керчи (силами Азовской флотилии), а вот третья, это Эльтиген.
В ее составе должны были высаживаться три "полковых группы" (1331-й, 1337-й и 1339-й сп из 318-й сд), каждая из которых состояла из двух отрядов (всего 6 отрядов). Чуть позже был сформирован 7-й отряд. По личному составу десанта поговорим отдельно. Начнем с катеров.
Командиром 1-й группы (и первого отряда) был назначен капитан 3 ранга (звание присвоено накануне операции) Дмитрий Андреевич Глухов , командир 1-го дивизиона сторожевых катеров Новороссийской ВМБ.
Командиром 2-го отряда был назначен Александр Авксентьевич Жидко . Обычно, на этом информация о командном составе группы и ограничивается. Однако, десантная группа имела и «армейского» командира, войсками этой группы (в 318-й СД она считалась, наоборот, третьей) командовал подполковник Ивакин. Замысел высадки четко читается: первый бросок - моряки из "батальона майора Григорьева" на небольших катерах, за ними армейцы из 1331 СП. Точка высадки: район коммуны "Инициатива" (это была самая южная точка высадки)
Итак...
1-я группа (1 и 2 десантные отряды)
Плавсредства первой группы высадки (1 и 2 отряды) базировались на Анапу, и, соответственно, к месту погрузки десанта, они должны были совершить переход протяженностью около 20 миль. 1 и 2 отряды этой группы действовали на «длинном плече». Погрузка десанта осуществлялась на вновь построенной пристани, в районе Соленого озера на расстоянии 24 миль от места высадки. По данным «Отчета…», катера прибыли к Соленому озеру в 19 часов, и к 22 часам завершили погрузку.
Традиционно, принято указывать, что в этом районе грузился личный состав 1331 стрелкового полка 318 СД [1] (командир полковник А.Д.Ширяев) и «сводного» батальона 255 ОМСБр [2].
По «сводному» батальону информация почти правильная. Почти, потому, что формально, это был 142 отдельный батальон бригады, под командованием С.Т. Григорьева, куда, действительно, был весь остававшийся в строю личный состав 255 ОМСБр. Про 255-ю бригаду мы уже немного рассказывали (и о том, какие она несла потери). Бригада и дивизия отличились в боях под Новороссийском (об участии бригады в этих событиях, думаю рассказывать не нужно). В этом подразделении за годы войны полностью сменилось 12 личных составов, именно это подразделение, все 7 месяцев сражалось на Малой земле, участвовало во многих десантных операциях. Официально бригада именовалась «255 Краснознаменная Таманская морская стрелковая бригада». Обращает на себя внимание два факта: большинство личного состава в бригаде составляли бывшие «одесситы», «севастопольцы» и «керчане» -моряки черноморцы, защищавшие эти города в 1941-42г.г. Вторая любопытная деталь: командир высаживаемого батальона майор С.Т.Григорьев до этого командовал 613-й штрафротой ЧФ.
Есть еще одна деталь. Забегая наперед, следует отметить, что из 521 бойцов и командиров, назначенного в эту операцию, из списков личного состава ЧФ, уже в начале ноября, исключили, как без вести пропавших,…521человек. (проверить не сложно, эти данные есть в ОБД МО РФ "Мемориал") К сожалению, именно на Черноморском флоте, в годы войны наблюдается особо безжалостное отношение к личному составу.
Да, потом 9 человек из состава бригады нашлись в румынском плену, в Слобозии и Калафате, двое из них потом погибли в составе 4 «ударного» батальона под Будапештом штурмуя вместе с новым составом бригады укрепленный город. Еще несколько человек нашлись в других частях, кто-то нашелся в немецком плену, но потери этого батальона в этой операции были огромны. После этой операции бригада окончательно потеряла весь личный состав, и, фактически, формировалась заново (уже в 3-й раз).
Минометы, калибром 107 принадлежали 195 горно-минометному полку (командир –полковник Иваньян).
Некоторые авторы указывают в составе десанта, который грузился в этом районе 31.10.43г., 92-ю армейскую штрафную роту. Это информация ошибочная. Штрафная рота (92-я оашр, командир капитан Шатваров), действительно, была придана 1331-му сп, но была высажена во втором эшелоне высадки 2.11.43.
Для любителей поспорить о том, что, мол роты были только офицерские, а из рядовых формировали батальоны, советую заглянуть на сайт "Память народа". Формально, 10 июля 1943 года, был создан штрафной батальон 18 армии, в который вошли штрафные роты № 91, 92, 100, но, эти роты были разделены между корпусами 18-й армии. 91-я оашр (командир к-н Ярцев), вроде бы в десанте не участвовала, но опять есть нюанс: ее личный состав перед высадкой был влит в состав 318-й сд (а, ее набрали заново). Точно так же сложилась судьба 100-й штрафной роты, личный состав которой был влит в 1331-й сп.
Ладно, вернемся к первой группе десанта.
Организационно, на борту двух морских отрядов находились и подразделения первого броска (из 142 батальона) и основного десанта (1331 СП).
Погрузка войск 1 и 2 отрядов должна была осуществляться совместно. Бойцы морской стрелковой бригады грузились первыми, на мелкосидящие катера, типа «КМ» (7 и 8 отряды катеров Новороссийской ВМБ) и десантные боты, «армейцы» на корабли, имеющие большую осадку и водоизмещение.
Что такое катера "КМ"? В истории отечественного судостроения бытует мнение, что за основу при разработке проекта катеров типа КМ (КМ-2, КМ-4) был взят проект немецкого патрульного катера, чертежи которого в 1930 г. привез из командировки в Германии начальник верфи Морпогранохраны (ныне ПАО СФ «Алмаз») Д.Л. Блинов. Вроде бы как немецкий катер был стальным, а наши переработали его под фанеру. Документы говорят об ином. Руководство Морпогранохраны ОГПУ в 1928 г. разработало первую советскую комплексную программу оснащения морских пограничников моторными катерами. В это программу вошли три типа катеров: океанские, трансформировавшиеся позднее в «малые охотники», быстроходные морские сторожевые катера (типа ГК) и рейдовые катера. Разработку проект рейдовых катеров для Морпогранохраны осуществляла группа конструкторов технического бюро Адмиралтейского завода... под руководством инженера Н.Я. Лушева. Он был компаньоном промышленника А.Л. Золотова при создании в 1911 г. первой отечественной верфи моторных судов. Именно эта верфь после национализации в 1930 г. стала составной частью верфи Морпогранохраны, на которой в том же 1930 г. началось строительство катеров типа КМ-2. Сравнение обнаруженных в фондах ЦГА СПб чертежей моторного рейдового катера Н. Я. Лущенва, датируемых 1928 г., и его предполагаемых тактико-технических элементов, чертежей и ТТЭ строившихся в начале 30-х гг. рейдовых катеров типа КМ-2, показывает их практически полную идентичность. Некоторое различие в их силуэтах объясняется размещением в носу катера КМ-2 пулеметной установки за счет смещения рубки в корму.
Теоретически, после погрузки все корабли должны были выходить на рейд, и разбиваться на 1-й и 2-й отряды, таким образом, в каждом из отрядов были выделены катера «первого броска» с морской пехотой на борту. По расчету на десантную операцию размещение десантников было следующим:[3]
Первый бросок десанта.
520 человек 142 батальона 255 морской стрелковой бригады под командованием к-на (по другим данным, майора) С.Т.Григорьева[4].
-1-й отряд катеров "КМ" 7-го дивизиона НВМБ №№057, 0107, 0188[7] и Р-07[8], три мотобота типа МБ (2, 3, 21) и десантные боты №№9, 10, 11. На эти плавсредства должны были грузиться 1 и 2 роты батальона.
-2-й отряд КМ 8-го дивизиона №№ 0158, 0178, 198[9] и десантные боты №№12, 14, 19. В его состав была выделена третья рота батальона.
По факту, первый бросок загрузился на намеченные плавсредства с небольшими изменениями. В 1 отряде подошли мотоботы с другими номерами, и, взамен одного из десантных ботов (ДБ-10), выброшенного на берег, были выделены катера типа "КМ" №№ 4503, 138[10], 168. Из-за этого, произошла небольшая перетасовка личного состава рот 142 батальона.
Второй эшелон
На корабли должны были грузиться 1100 человек 1331 стрелкового полка (318 СД), штаб и санрота, рота связи, рота автоматчиков, химвзвод, два отделения саперов, рота ПТР, взвод разведки, батарея минометов 195 ОГМП и.т.д. Всего 2165человек.
Их должны были высаживать СКА типа «МО» (№ 0101, 0612, 072, 018, 0102), катерные тральщики КТЩ (бывшие сейнера, водоизмещением 75-93 тонны и скоростью хода 5-7 узлов) № 156, 151, 165, 562, 522, «Сухуми».
По факту, были поданы другие СКА (за исключением СКА-018). Вместо ранее назначенных катеров (СКА №№0612, 072, 0102), подошли №№ 0111, 081, 01012. Дополнительно были выделены СКА №№ 075, 0141. Катера относились к разным отрядам НВМБ.
В ходе погрузки, действительно, возникла путаница, связанная с тем, что несколько изменился корабельный состав группы. Но, в целом, посадка 1 и 2 отрядов шла достаточно оперативно. По «Отчету…», на пристани в Соленом озере загрузились: 1769 человек, при 5 ПТП 45мм, 3-х 120мм и 4-х 107мм минометах.
Корабли первого броска приняли на борт весь личный состав 142 батальона, батарею 45мм пушек 255 бригады, полковую противотанковую батарею 1331 СП и минометную батарею 195 горно-минометного полка (4 шт. 107 мм горных минометов). Катера второго эшелона приняли на борт управление 1331 СП (на СКА-0111) и личный состав полка, батарею полковых 120мм минометов (на КТЩ 151, 156 и 165).
Высадка предусматривалась на участке коса Тобечикского озера –коммуна «Инициатива». (продолжение следует)
ПРИМЕЧАНИЯ К 1 и 2 части
[1] Дивизия сформирована на базе 78 морской стрелковой бригады и 165 запасного полка в СКВО 15.06.1942г. (Командир полковник Гладков Василий Федорович). Участвует в освобождении Новороссийска, Анапы. В составе дивизии 1131, 1337, 1339 СП, 796АП, 433 ОИПТД, 787 зен бат. 344Сап.Б, 917 ОБС, 279 ОМСБ, 230 ОРХЗ, части обеспечения.
[2] командир бригады полковник П.В.Харичев, в начале войны командовавший первым формированием 3-го полка морской пехоты. Бригада сформирована в августе 1942г. из личного состава 14, 142 и 322 батальонов морской пехотыЧФ. Принимала участе в обороне «Малой земли»
[3] Архив ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4
[4] остался жив, https://public.wikireading.ru/171217, более подробные сведения пока отсутствуют
[5] малые пограничные катера, водоизмещением 12т, со скоростью хода 10 уз. экипаж 10 человек.
[6] Десантные боты, построенные на заводе в Гороховце, доставленные на Черное море по железной дороге. Водоизмещение 18.94 т. Размерения 14.6 х 3.6 х 0.9 м. ДВС 115 л.с. Экипаж 13 чел.
[7] из 7-го отряда катеров НВМБ ЧФ
[8] типа «Рыбинец»
[9] из 8-го отряда катеров НВМБ ЧФ
[10] десанта не нес, использовался как связной катер.
[11] бывший сейнер «Красная Армия»
[12] передан во 2 отряд
[13] десанта не нес, использовался как связной катер.
[14]существует несколько версий взрыва этого катера, существует версия о том, что командир катера перепутал створы, по данным немецкого допроса пленного капитана В.А.Мокина, это была диверсия, учитывая характер повреждений катера (повреждена палуба и кубрик в корме) такой вариант вполне возможен. По ОБД «Мемориал» В.А.Мокин числится убитым 6.12.1943г.
[15]так в оригинале, это принятое в военных документах обозначение множественного числа