Найти тему
Картины в деталях

О чем говорит картина «Апофеоз войны"

«Апофеоз войны» Василий Васильевич Верещагин 1871 год.
«Апофеоз войны» Василий Васильевич Верещагин 1871 год.

Всех приветствую на моем канале. В этой статье будет разбор самого глубокого отображения всех страшных человеческих конфронтации и столкновений. Полотна « Апофеоз войны» Василия Верещагина»

Это известное всему миру художественное произведение, притягивает внимание своим масштабом и силой вызывающей тяжелый эмоциональный отклик.

Верещагин великолепно передает все ужасы войны, показывая разрушение, страдания и смерть на поле битвы. Это яркое воплощения трагедии и разрушительной силы.

Хотя концепция картины возникла под влиянием первобытной жестокости восточных завоевателей, его значение не ограничивается узким контекстом прошлых событий. "Апофеоз войны" обращается ко всем, кто когда-либо инициировал или инициирует войны.

Не случайно автор оставил на раме картины надпись «посвящается завоевателям - прошлого, настоящего и будущего.»

Это полотно, окутанное печалью и мрачностью, раскрывающее перед зрителем трагическую суть военных столкновений.

-2

На картине мы видим, как на фоне выжженной пустыни, возвышается гигантская пирамида, из человеческих черепов символизирующая безжалостную и кровавую реальность войны.

Вороны, стаями кружащие в небе, и клюющие человеческие останки, дополняют страшную и волнующую душу, атмосферу смерти.

Разрушенный город, лишённый надежды и мирной жизни уходит на задний план, растворяясь в пустынном горизонте. Солнце, не проливая света и тепла, словно свидетель безразличия, внушает чувство отчаяния и скорби.

Деревья на полотне выглядят истощенными и безжизненными, их ветви и стволы искривлены символизируя искажение реальности и мирного бытия.

Все полотно внушает тревожную мысль о бессмысленности войны и ее ужасах, оставляя после себя глубокий след в сердце каждого зрителя.

Верещагин не указывает на конкретное место, произошедших трагичных событий. И несмотря на свое историческое начало, картина становится универсальным осуждением войны. Где бы она ни происходила, ради чего бы ни сражались люди, ее итог всегда один — тысячи жертв, городские руины и изувеченные болью утрат бесценные человеческие жизни.

Символика картины несет в себе глубокий и недвусмысленный характер. Все элементы полотна являются символами одного конкретного, неумолимого бедствия – войны.

Сюжет картины "Апофеоз войны" изначально связан с исторической личностью среднеазиатского завоевателя Тамерлана.

-3

Его личность всегда характеризовалась беспощадностью и жестокостью, которое он проявлял во время своих разрушительных войн. Такие пирамиды из черепов, его войны воздвигали после жестоких массовых убийств.

Верещагин, чья жизнь была неразрывно связана с военными действиями, который всегда отважно шел на риск ради царя и Отечества, обладал уникальным пониманием сути войны и видел ее последствия собственными глазами. У него получилось создать произведение, ярко отражающее безжалостную фатальность кровопролитных баталий.

Художник написал «Апофеоз войны» в 1871 году как часть «Туркестанской серии». Она содержит картины, которые были выполнены после двух его поездок в Туркестан.

-4

Верещагин был туда командующим на тот момент русской армией, Константином Кауфмана. Это путешествие стало первым опытом художника в прямом столкновении с жестокой войной. Он активно участвовал в обороне Самарканда и впоследствии был награжден Орденом Святого Георгия IV степени.

Последующие переживания Верещагина от участия в военных действиях в Туркестане и неизгладимые душевные раны от увиденных кровавых смертей, привели его к внутреннему отторжению войны и глубокому осознанию ее жестокой абсурдности.

Эти чувства стали источником, вдохновившим художника на создания мрачного и в то же время возвышенного полотна. Он первым за всю историю живописи разоблачает иллюзию привычной красоты батальных сцен, показав всем истинное лицо войны.

Большинство критиков отреагировали на полотно крайне негативно, как и на другие работы из "Туркестанской серии". Многие считали, что художник превозносит туркменских воинов и ставит их выше русской армии, наслаждаясь поражениями и неудачами последней. Император Александр III, бурно выразил свое недовольство, от увиденной картины, он сказал:

"Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию, и можно по ним заключить одно: либо Верещагин – скотина, или совершенно помешанный человек".

Такая реакция задевала и расстраивала Верещагина, поскольку он понимал что, то, что он пытался передать зрителям, не встретило понимания и было искажено.

Несмотря на негативные реакции, нашлись те, кто увидел в этом произведении боль, чувство безысходности и бессмысленность любой кровавой войны, даже самой победоносной и справедливой.

Сам Верещагин говорил о своем творчестве так: "Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга".

-5

Картина "Апофеоз войны" Василия Верещагина представляет собой своеобразный "памятник великим, но одинаково жестоким войнам", как предостережение и напоминание для всех грядущих поколений.

Жуткая пирамида, собранная из человеческих черепов окруженная мрачной пустотой, обезвоженной солнцем степи, по мнению автора, является итогом любой войны.

В последующем "Апофеоз войны", был представлен на выставках в Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге. А в 1874 году всю Туркестанскую коллекцию Верещагина приобрел Павел Михайлович Третьяков, он выставил ее для общественного обозрения в своей галерее.

Интересно, что изначально Василий Верещагин настаивал на продаже всей коллекции в едином комплекте, а не по частям утверждая, что полотна дополняют друг друга, а картина с изображением груды черепов и есть тот самый неизбежный и страшный апофеоз изображенных им сюжетов.

В 1901 году даже рассматривалась возможность выдвижения Верещагина на Нобелевскую премию, но, к сожалению, он ее так и не получил

В настоящее время картина "Апофеоз войны" находится в Москве и является частью экспозиции Третьяковской галереи. Она служит напоминанием о страшных войнах прошлого, настоящего и, возможно, будущего, обращая внимание на ужасы конфликтов и их фатальную предсказуемость.

В последующие годы своего творчества Верещагин активно выступал против войны во всех ее проявлениях. В своем качестве как художник и военный, он стремился донести до будущих поколений осознание негативных последствий военных действий и необходимость предотвращения военных конфликтов.

Резюмируя можно сказать, что полотно Верещагина не просто картина, а своего рода визуальный манифест противостояния войне и ее неизменного ужасающего исхода, а также яркое отображение кровавой цены любого военного триумфа.

Надеюсь что разбор данного полотна, был вам интересен и смог произвести впечатление.

Делитесь своими мыслями в комментариях и обязательно подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые видео о самых значимых и гениальных произведениях мировой живописи.